Слайд 1ПЭ ТиТТМиО
Лекция 1 Общая характеристика производственных процессов
План Лекции:
1. Предмет ПЭ ТиТТМиО
2. Основные понятия ПЭ ТиТТМиО
3.Общая
характеристика производственных процессов в сельском хозяйстве
4. Общие понятия системы машин, агрегатов и МТП
5. Транспортный процесс. Значение транспорта в сельском хозяйстве
6. Транспортный процесс и виды перевозок
7.Сельскохозяйственные грузы
8. Тара для сельскохозяйственных грузов
9. Маркировка грузов
10. Грузооборот и объемы перевозок с.х. грузов
Слайд 2Предмет
производственной эксплуатации
ТиТТМиО»
ПЭ ТиТТМиО – изучает пути и методы эффективного использования МТА
и МТП, ТиТТМиО в целом при производстве механизированных работ в земледелии. Эта дисциплина не изучает ни тракторы, ни с.х. машины, автомобили, а изучает МТА и МТП, ТиТТМиО в целом, их применение.
Слайд 3Основные понятия по ПЭ ТиТТМиО
В сельскохозяйственном производстве используется большое количество
машин разного типа. Те машины, которые используются в земледелии и
выполняют работы мобильно относятся к МТП, ТиТТМиО.
МТП – совокупность машин с.х. предприятия, выполняющих работы мобильно (при перемещении) и предназначены для возделывания с.х. культур, по которым специализируется это предприятие.
Транспортный парк – это совокупность подвижного состава с.х. предприятия, предназначенного для транспортных работ. Он примыкает к МТП и рассматривается вместе с ним.
Слайд 4 МТА – это сочетание трактора или самоходного шасси с
рабочими машинами и вспомогательными устройствами, предназначенные для выполнения механизированных работ
при перемещении.
ЭМТП – это система мероприятий (организационных, технических, технологических) осуществляемая при использовании МТП и МТА.
Эксплуатацию делят на:
- производственную ЭМТП;
- техническую ЭМТП.
ПЭМТП – это система мероприятий, связанных с выполнением механизированных работ.
Производственная эксплуатация МТП — это интенсивно развивающаяся инженерная дисциплина, которая должна оперативно отзываться новыми научными методами на непрерывно расширяющиеся запросы сельскохозяйственного производства.
Слайд 5ТЭМТП – связана с обслуживанием машин, поддержанием их в работающем
состоянии в процессе их использования
Слайд 6Общая
характеристика производственных
процессов
в сельском
хозяйстве
Структура производственных
процессов земледелия.
Процесс
возделывания
и уборки с.х. культуры
Слайд 7Структура
операций и
процессов
в с.х. производстве
Слайд 8Сельскохозяйственные производственные процессы отличаются от многих промышленных целым рядом характерных
особенностей, существенно влияющих на методы использования соответствующих машин и агрегатов.
Наиболее важные и принципиальные из этих особенностей: необходимость выполнения работ в строго установленные оптимальные агротехнические сроки; изменчивость в широком диапазоне физико-механических свойств обрабатываемых материалов и природно-производственных условий функционирования машин и МТА; необходимость выполнения подавляющего большинства работ в результате перемещения МТА по полю на значительные расстояния; необходимость перемещения значительных масс технологических материалов на МТА в процессе работы; взаимосвязанность работы разнотипных машин и агрегатов при выполнении полевых работ (уборочных и др.).
Слайд 9Все сельскохозяйственные операции делят на основные и вспомогательные.
При этом
основные операции связаны с изменением состояния и положения обрабатываемого материала
(вспашка, посев, сортирование и др.), а вспомогательные — с подготовкой поля, комплектованием агрегата, проведением регулировок машин и т. д. Транспортные операции также следует отнести к группе основных, поскольку они связаны с перемещением технологических материалов.
Слайд 10Texнологический процесс представляет собой совокупность основной и вспомогательных операций.
Обычно в
курсе ЭМТП изучают технологические процессы, выполняемые МТА и самоходными машинами.
Однако при выполнении, например, уборочных работ в состав поточных технологических линий могyт входить и стационарные агрегаты (очистительные, сушильные и т. д.). В таких случаях общие методы исследования распространяются и на стационарные агрегаты.
Производственный процесс характеризуется большим разнообразием и общими закономерностями, которые необходимо учитывать при соответствующих расчетах. Например, для выполнения определенной полевой работы должен бьпъ выбран наиболее благоприятный период с целью получения максимальной урожайности. При этом наступление такого периода на разных полях носит вероятностный характер, зависящий от освещенности растений, почвенных условий и т. д.
Слайд 11С учетом указанных условий целесообразно устанавливать оптимальное соотношение между интенсивностью
наступления наиболее благоприятного периода и требуемым числом агрегатов. В такой
ситуации эффективнее использовать группы агрегатов таким образом, чтобы максимально совместить продолжительность обработки каждого поля и наиболее благоприятный период.
При этом следует учитывать как потери урожая, так и потери, связанные с возможными простоями агрегатов. Сложные производственные процессы (типа уборочных) с участием нескольких групп разнотипных агрегатов (уборочных, транспортных, очистительных и др.) должны выполняться на основе принципов поточной работы таким образом, чтобы производительности агрегатов разных групп были приблизительно одинаковыми.
Слайд 12Однако подобная поточная работа существенно отличается от непрерывного конвейерного принципа
функционирования машин, так как технологические материалы часто перемещаются отдельными порциями.
В связи с этим в составе поточной линии должны быть как мобильные, так и стационарные технологические емкости типа компенсаторов.
Важное значение для эффективного функционирования таких систем имеет оптимальное соотношение числа разнотипных агрегатов, а также вместимостей соответствующих технологических емкостей.
Разработка методов комплексного решения подобных задач является одним из актуальных направлений последующего развития курса производственной эксплуатации.
Слайд 13Сельскохозяйственные производственные процессы характеризуются также активным воздействием больших масс техники
и людей на окружающую среду (почву, воду, атмосферу, растения). В
связи с этим решение любых технических задач — от создания машин и агрегатов до их производственной эксплуатации — должно тесно увязываться с требованиями охраны окружившей среды.
Сельскохозяйственная работа – это совокупность всех действий (операций) МТА при его функционировании на рабочем участке
( или на поле).
Организационно-хозяйственные мероприятия – это все то, что связано с организацией механизированных работ ( выдача заданий, нарядов, обеспечение заправки, обеспечение питанием механизаторов, организация соревнований, перевозка людей и др.)
Слайд 14Биологические процессы – это процессы, протекающие в почве, в растениях.
Технология
возделывания с.х. культур и производства с.х. продукции
Технология – это закономерность,
правила выполнения операций, работ, процессов.
В с.х. производстве различают технологии:
- технология возделывания с.х. культуры;
- технология производства с.х. продукции;
- технология производства механизированных работ.
Технология возделывания с.х. культуры. Это понятие шире, чем технологический процесс, технология включает: - совокупность механизированных работ; - агротехнические требования к производству механизированных работ; - составление агрегатов и другие технические средства к выполнению каждой работы; - требуемые затраты материалов (удобрений, семян, ядохимикатов, жидкостей...); - затраты труда, денежных средств и другие технико-экономические показатели.
Слайд 15Технология возделывания разрабатывается для каждой культуры, для каждой зоны. Технология
оформляется в виде технологических карт, а они в виде альбома.
Технологические
карты являются важным документом для специалистов сельского хозяйства. На основе технологических карт для каждого конкретного хозяйства агрономические и экономические службы разрабатывают карты для каждого хозяйства.
Технологические карты являются основанием для разработки годового производственного финансового плана. Являются основанием для разработки состава и других материальных ресурсов.
Слайд 16Общие понятия системы машин, агрегатов и машинно-тракторного парка
Система машин –
это совокупность машин для данной природы, климатической зоны, предназначенных для
возделывания с.х. культур, культивируемых в этой зоне. Эту систему можно считать, если машины взаимоувязаны в работе.
Система машин представляет собой комплекс взаимоувязанных по технологическим процессам и производительности технических средств, обеспечивающих максимально возможный уровень механизации работ в соответствующей отрасли сельского хозяйства (растениеводстве, животноводстве и др.) В курсе ЭМТП в основном рассматривается система машин для комплексной механизации растениеводства; которая включает частные системы машин для определенных почвенно-климатических зон, для возделывания отдельных культур, а также для комплексной механизации сложных технологических процессов типа уборки.
Слайд 17Комплекс машин – это совокупность машин, взаимоувязанных по технологии для
возделывания одной культуры.
Машины и агрегаты, включаемые в систему машин, в
отличие от простого набора технических средств взаимоувязаны по производительности, благодаря чему обеспечивается их поточная работа при высокой производительности и возможно меньших затратах ресурсов.
Разработка системы машин с учетом перспектив развития соответствующих отраслей сельского хозяйства и промышленности является весьма сложной научно-технической проблемой. Естественно, что перспективный проект системы машин непрерывно совершенствуется по мере появления новых технических решений и научных разработок.
Составными элементами системы машин являются отдельные машины, сельскохозяйственные агрегаты, машинно-тракторные агрегаты и технологические комплексы.
Слайд 18Сельскохозяйственный агрегат по аналогии с обычным машинным агрегатом представляет собой
совокупность рабочей машины, источника энергии, передаточного и вспомогательного механизмов.
Все сельскохозяйственные
агрегаты делят на стационарные (рабочий процесс выполняется при неподвижном остове агрегата) и мобильные (рабочий процесс выполняется при движении агрегата).
Машинно-тракторный агрегат представляет собой разновидность мобильного агрегата, в котором в качестве источника энергии используется трактор, самоходное шасси или какая- либо другая энергомашина.
МТА – это сочетание трактора или самоходного шасси с рабочими машинами и вспомогательными устройствами, предназначенные для выполнения механизированных работ при перемещении.
Слайд 19Машинно-тракторные агрегаты классифицируют:
- по виду выполняемого технологического процесса —
пахотные, посевные, уборочные и др.;
- по принципу соединения рабочей
машины с трактором или другой энергомашиной — прицепные, навесные, полунавесные;
по типу привода рабочих органов машины — тяговые, тягово-приводные с использованием вала отбора мощности;
по числу технологических операций, выполняемых за один рабочий ход, — простые (состоят из однотипных рабочих машин) и комбинированные (две и более разнотипных машин).
Полевые агрегаты типа самоходных зерноуборочных комбайнов называют обычно самоходными машинами.
Транспортные агрегаты, составляемые на базе тракторов и самоходных шасси-обычно рассматривают с единых позиций как разновидность МТА и называют тракторными транспортными агрегатами.
Слайд 21Технологический комплекс представляет собой совокупность взаимоувязанных (по производительности, ширине захвата
и т. д.) машин и агрегатов для выполнения сложного сельскохозяйственного
производственного процесса (например, для уборки зерновых, ухода за посевами пропашных культур и т. д.).
Машинно-тракторный парк сельскохозяйственного предприятия представляет собой совокупность тракторов, самоходных шасси, других мобильных энергомашин и агрегатируемых с ними рабочих машин, включая сцепки, а также самоходных полевых машин типа комбайнов. Автомобильный парк хозяйства в зависимости от характера решаемых эксплуатационных задач может рассматриваться в составе МТП или отдельно.
Одной из важнейших задач курса ЭМТП является разработка эффективных методов оптимизации состава МТП, обеспечивающего выполнение всех работ в оптимальные агротехнические сроки при наименьших затратах ресурсов на единицу конечной продукции.
Слайд 22Транспортный процесс
Значение транспорта в сельском хозяйстве
Главным направлением развития сельского
хозяйства является концентрация и специализация сельскохозяйственного производства на базе межхозяйственной
кооперации и агропромышленной интеграции. Перевод сельского хозяйства на промышленную основу требует значительной интенсификации всех звеньев сельскохозяйственного производства, в том числе сельскохозяйственного транспорта.
В общем комплексе сельскохозяйственных работ транспортные и погрузочные работы относятся к числу наиболее трудоемких и энергоемких процессов и составляют около 1/3 всех затрат труда на возделывании сельскохозяйственных культур, а транспортные расходы в себестоимости сельскохозяйственной продукции составляют от 15 до 40%. Около 25% всего фонда зарплаты в колхозах и совхозах идет на оплату труда работников, занятых на транспортных и погрузочно-разгрузочных работах.
Слайд 23В Нечерноземной зоне на каждый гектар посева зерновых в среднем
приходится перевозить:
- 10...20 т органических удобрений;
- 0,5...1,0 т
семян и минеральных удобрений;
- 2...3 т зерна;
- 3...4 т соломы;
- 2...3 т технических грузов, включая транспортировку нефтепродуктов и машин.
На каждый гектар возделывания зерновых приходится в среднем перевозить около 25 т груза.
При возделывании картофеля, свеклы и овощей на каждый гектар приходится перевозить органических удобрений 30...40 т, продуктов урожая 20...40 т, семян и минеральных удобрений 1...3 т.
С ростом интенсификации сельскохозяйственного производства объем транспортных и погрузочно-разгрузочных работ будет увеличиваться.
Кроме перевозки готовой продукции, возрастает объем транспортировки сырья и материалов при выполнении технологических процессов возделывания сельскохозяйственной продукции. Так, например, увеличится объем работ по транспортировке органических и минеральных удобрений, кормов в животноводстве, строительных, топливо-смазочных и других материалов.
Слайд 24Основным видом транспорта в сельском хозяйстве является автомобильный, на его
долю приходится до 80% объема перевозок грузов. Участие тракторов в
перевозках грузов составляет около 16% от общего объема.
Значительный объем перевозок в сельском хозяйстве выполняется транспортно-технологическими средствами, сочетающими функции транспортных и технологических машин (тракторных прицепных разбрасывателей удобрений, кормораздатчиков, автопогрузчиков и т. д.).
Особо важное значение в последнее время приобретает трубопроводный транспорт, как более эффективный, позволяющий сократить автомобильные, тракторные и железнодорожные перевозки, снизить их себестоимость, значительно уменьшить трудовые затраты, снизить стоимость погрузочно-разгрузочных работ.
От правильной организации перевозок, оснащенности с.х. предприятий современными транспортными средствами и их производительного использования в большой степени будет зависеть своевременность выполнения сельскохозяйственных работ, их качество, производительность труда и уровень себестоимости продукции.
Слайд 25ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОЦЕСС И ВИДЫ ПЕРЕВОЗОК
Под транспортным процессом понимается комплекс операций,
связанных с выполнением перевозок, куда входят погрузочно-выгрузочные операции и перемещение
груза из пункта отправления в пункт назначения.
В зависимости от расстояния и технологии перемещения различают следующие виды перевозок: внутриусадебные, внутрихозяйственные и внехозяйственные.
Внутриусадебные перевозки служат для перемещения грузов, например кормов, со складов на скотные дворы, вывозки навоза со скотных дворов в навозохранилища и т. д. в пределе усадьбы, на расстояние до 3 км.
Внутриусадебные перевозки выполняются при помощи различных видов транспортеров, трубопроводов, самоходных тележек и частично тракторами со специальными прицепами или кузовами и гужевым транспортом.
Слайд 26Внутрихозяйственные перевозки служат для вывозки навоза с усадьбы, фермы на
поля, перевозки семенного материала, удобрений, перевозки зерна от комбайнов на
тока, сельскохозяйственных продуктов с полей к складам, хранилищам и фермам, нефтепродуктов к агрегатам, доставки людей к месту полевых работ в пределах хозяйства на расстояние 3...20 км.
Внутрихозяйственные перевозки в большинстве осуществляются по полевым дорогам, часто по вспаханному полю и стерне в осеннюю и весеннюю распутицу. Для таких перевозок целесообразно применять тракторы со специальными прицепами или кузовами, автомобили повышенной проходимости и гужевой транспорт.
Из многообразных внутрихозяйственных перевозок следует выделить в особую группу перевозки, связанные с обслуживанием уборочных, посевных и посадочных агрегатов, а также машин по внесению удобрений и другой сельскохозяйственной техники, выполняющей технологические процессы, составной частью которых являются транспортные операции. Такие перевозки могут быть названы технологическими.
Слайд 27Внутрихозяйственные технологические перевозки по удельному весу являются основными в сельском
хозяйстве и составляют 69% по объему и 27% по грузообороту
всех сельскохозяйственных перевозок. В том числе 45% грузов и 16% транспортной работы приходится на технологические перевозки.
Внехозяйственные перевозки связаны с транспортированием грузов за пределы хозяйства. В большинстве случаев перевозят готовую продукцию (зерно на элеваторы, тресту льна-долгунца на заводы; картофель в торговую сеть), а также завозят в хозяйства минеральные удобрения, нефтепродукты, строительные материалы, машины, оборудование.
Расстояния этих перевозок могут доходить до 100 км. Для таких перевозок целесообразно использовать автомобили большой грузоподъемности с высокими техническими скоростями и тракторы К-701 и Т-150К.
Слайд 28СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ГРУЗЫ
Грузами называют все предметы с момента приема их к
перевозке до момента сдачи грузополучателю.
Груз состоит из товара и тары.
Чистая масса груза называется нетто, масса тары — тара, а общая масса товара с тарой — брутто. Многие грузы не имеют тары и называются бестарными.
При перевозке учитывают массу груза брутто в тоннах. Если груз задан в литрах, штуках, кубометрах, складометрах и других единицах, то их переводят в тонны.
Классификация грузов
Сельскохозяйственные грузы классифицируются по следующим основным признакам: физико-механическим и биохимическим свойствам; степени использования грузоподъемности транспортных средств; способу механизированной погрузки-разгрузки; срочности и периодичности перевозок; массовости перевозок и условиям перевозок.
Слайд 29По физико-механическим свойствам различают грузы:
А. Твердые: навалочные, к которым относятся
грузы, перевозимые навалом без упаковки (овощи, дрова, каменный уголь, торф);
сыпучие, или насыпные (зерно, строительные материалы и др.), перевозимые насыпью.
Б. Жидкие, или наливные (молоко, аммиачная вода, жидкое топливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цистерн.
В. Газообразные (кислород).
По размерам грузы подразделяются:
- габаритные, которые свободно помещаются в стандартный кузов автомобиля;
негабаритные (машины, станки, строительные конструкции) шириной свыше 2 м, высотой более 2,5 м и длиной более 3 м, которые требуют специализированных средств или переоборудованного кузова;
длинномерные, превышающие длину стандартного, кузова более чем на одну треть (трубы, балки). Для их перевозки применяют одно- и двухосные прицепы-роспуски или специализированный подвижной состав.
Слайд 30По массе грузы разделяются:
- обыкновенные; тяжеловесные и легкие.
К обыкновенным относятся
штучные грузы массой до 250 кг и грузы, которые нагружаются
накатом (бочки, катки с кабелем массой до 400 кг). Для перевозки этих грузов используют стандартные бортовые автомобили.
К тяжеловесным грузам относятся штучные грузы, масса отдельного места которого более 250 кг (для катаных грузов — 400 кг), погрузка и разгрузка их производится механизированным способом. Для перевозки таких грузов необходимо применять специальные автомобили большой или особо большой грузоподъемности или низкорамные прицепы-тяжеловозы.
К легким грузам относятся: солома, сено, хлопок, пустая тара и др.
К физико-механическим свойствам сельскохозяйственных грузов относятся также углы естественного откоса, коэффициенты трения, бокового давления и другие, которые влияют на конструкцию кузова и крепление его к раме.
Слайд 31Грузы при организации и нормировании транспортных работ классифицируют по степени
использования номинальной грузоподъемности транспортных средств, характеризуемой коэффициентом использования грузоподъемности (отношение
фактической грузоподъемности к номинальной) делятся на 5 классов.
К первому классу относятся грузы, обеспечивающие 100%-ное использование грузоподъемности подвижного состава, для которых коэффициент использования грузоподъемности равен 1,0;
ко второму - обеспечивающие использование грузоподъемности с коэффициентом 0,99...0,71, в среднем (для расчетов) 0,85;
к третьему - 0,70...0,51, в среднем 0,6;
к четвертому - 0,50...0,41, в среднем 0,45;
к пятому - 0,4...0,3.
В зависимости от класса груза установлены тарифы на их перевозку.
Основные виды сельскохозяйственных грузов (зерно, сахарная свекла, овощи, силос, комбикорма, сено прессованное) относятся ко второму классу. Возможны случаи, когда грузы одного наименования в зависимости от их физического состояния и упаковки можно отнести к разным классам. Так, солому и сено, прессованное в тюках, относят ко второму, а непрессованное - к четвертому классу.
Слайд 32При отнесении грузов к тому или иному классу учитывают в
первую очередь их плотность в т/м3.
При данной плотности груза коэффициент
использования грузоподъемности зависит от габаритов грузовой платформы или бункера, вида тары определяется:
αг = Fhγ/Qн,
где F - площадь грузовой платформы, м2;
h - высота укладки груза, считая от пола платформы, м;
γ - плотность груза, т/м3;
Qн - номинальная грузоподъемность транспортного средства, т.
Слайд 33Распределение по классам основных сельскохозяйственных грузов приведено в приложении
По
способу механизированной погрузки-разгрузки различают грузы: насыпные и навалочные, допускающие перевозку
и хранение без тары, а погрузку и выгрузку сбросом; наливные, штучные, тарные и бестарные.
Около 70% сельскохозяйственных грузов относятся к насыпным и навалочным.
По срочности и периодичности перевозок различают две группы грузов: грузы, подлежащие перевозке в сжатые сроки, лимитируемые агротехническими требованиями (продукты урожая в период массовой уборки и вывозки урожая и т. д.), либо скоропортящиеся грузы (молоко) и грузы, перевозки которых могут быть растянуты на более длительный срок.
По количеству одновременно перевозимых грузов они подразделяются на массовые и мелкопартионные.
Массовые грузы перевозят крупными партиями в течение продолжительного времени (вывозка сахарной свеклы). Перевозка их носит сезонный характер и связана со сроками уборки.
Мелкопартионные грузы транспортируют небольшими партиями (вывозка молока).
Слайд 34По условию перевозки грузы делят на:
обычные, не требующие специального приспособленного
подвижного состава;
скоропортящиеся, требующие соблюдения особо санитарных и температурных режимов;
с резким и неприятным запахом — перевозят в специально приспособленных кузовах;
антисанитарные — мусор и т. п.;
живность — для перевозки необходимы специально приспособленные автомобили (скотовозы, птицевозы и пр.).
Слайд 35Тара для сельскохозяйственных грузов
В процессе погрузки, перевозки, разгрузки и хранения
грузов возможны качественные изменения и частичная утрата груза. Одним из
основных условий предохранения груза от различного рода влияний служит тара.
В РФ тара стандартизована по форме, материалу и массе. Тара должна быть недорогой, прочной, легкой, компактной и портативной, хорошо размещаться в кузове и складе, быть изготовленной из дешевых материалов, годной к многократному использованию. Тара должна быть приспособлена для захвата ее погрузочно-разгрузочными средствами и иметь место для маркировки.
Для сельскохозяйственных ненавалочных грузов применяется тара жесткая (ящики, клетки, бочки, картонные ящики и др.), полужесткая (корзины) и мягкая (мешки, эластичные оболочки).
Тара бывает для однократного и многократного обращения. Наиболее распространенным типом многократной (многооборотной) тары являются контейнеры, в которых отправляют грузы без предварительной упаковки, а также укрупненные партии грузов.
Слайд 36Маркировка грузов
Для соблюдения особых правил предосторожности в процессе транспортировки, погрузки,
разгрузки и хранения грузы маркируют согласно ГОСТ 14192-96 «Маркировка грузов»
(с Изменениями №1,2,3) Маркировку наносят краской, наклеивают бумажные ярлыки, прикрепляют деревянные бирки.
Маркировка грузов подразделяется на товарную, грузовую, транспортную и специальную.
В транспортной маркировке — номер товарно-транспортного документа и количество мест в данной партии груза
При товарной маркировке указывается род груза, масса и наименование предприятия-изготовителя.
В грузовой маркировке — пункт назначения и грузополучателя и пункт отправления и отправителя. В этой маркировке может быть указана масса и объем груза.
В транспортной маркировке — номер товарно-транспортного документа и количество мест в данной партии груза.
Слайд 37Образцы
специальной
маркировки
груза
Слайд 38Например, на грузе нанесен № 1425-4.
Это обозначает, что груз
отправлен по накладной
№ 1425 и имеет 4 места.
Специальная маркировка
наносится на грузы, перевозка и хранение которых требует особых условий.
Здесь наносятся особые указания по обращению с грузом при погрузке, транспортировке, разгрузке и хранении. Образцы специальной маркировки для обычных и опасных грузов показаны на рисунке
Грузовая и специальная маркировка наносится грузоотправителями, а транспортная — предприятием, принявшим груз к перевозке.
Слайд 39Грузооборот и объем перевозок сельскохозяйственных грузов
Дальнейшее увеличение производства продукции сельского
хозяйства будет сопровождаться значительным ростом перевозок сельскохозяйственных грузов.
Сумма всех перевозимых
грузов составляет объем перевозок Q.
Произведение объема перевозок грузов в тоннах на средневзвешенное расстояние перевозки одной тонны представляет грузооборот Qr в тонно-километрах.
Грузооборот может относиться к отдельному транспортному пункту (сахарный завод, ферма), к хозяйству (с.х. предприятию), участку дороги, экономическому или административному району и всей стране.
В зависимости от времени, в течение которого осваивается грузооборот, различают часовой, суточный, месячный, квартальный и годовой грузооборот.
Слайд 40Грузооборот сельскохозяйственных грузов характеризуется отчетливо выраженной сезонностью перевозок, определенной главным
образом агротехническими сроками выполнения основных сельскохозяйственных работ.
При массовых перевозках концентрация
движения грузов в определенных направлениях образует грузопотоки.
Грузопотоком называется движение грузов в одном направлении за определенный период.
Грузооборот, объем перевозок и грузопотоки характеризуются величиной, структурой, временем их освоения и коэффициентами неравномерности.
Интенсификация производства, увеличение капиталовложений в сельское хозяйство сопровождаются изменением структуры грузооборота. За последние годы в грузообороте колхозов и совхозов повысился удельный вес продукции высокоурожайных культур, продуктов животноводства, минеральных и органических удобрений, строительных материалов и других грузов.
Структура объема перевозок может быть отнесена к отдельным отраслям хозяйства, административному району, к стране в целом и т. д.
Слайд 41Примерная структура объема перевозок
сельскохозяйственных грузов
Слайд 42Структура перевозок каждого экономического района может изменяться в зависимости от
преимущественного отраслевого направления хозяйства данного района.
Степень неравномерности объема перевозок и
грузооборота характеризуется коэффициентами неравномерности объема перевозок и неравномерности грузооборота.
Коэффициент неравномерности объема перевозок и коэффициент неравномерности грузооборота определяют по формулам:
η'н = Qmax / Qср ; η''н = Qго.max / Qго.ср ,
где Qмax - максимальная величина объема перевозок, т;
Qср - средняя величина объема перевозок, т;
Qго.max- максимальная величина объема грузооборота, ткм;
Qго.ср- средняя величина объема грузооборота, ткм;