Слайд 1Педагоги и родители: выстраиваем контакт
Авторский семинар
Екатерины Бурмистровой
Слайд 2Программа
1.Типы трудностей в общении педагога и родителей
2. Психологическая дистанция
3. Границы в общении
4. Правила конструктивной коммуникации
5. Типы родителей/типы педагогов
6.
Проблемные ученики: особые стратегии.
7. Индивидуальная обратная связь для родителей
8. Психологические и социальные причины трудностей контакта с родителями
9. Треугольник родитель- ребенок-педагог
10. О профессиональном выгорании педагога
11. Основные законы коммуникации
Слайд 3 Часть 1
Типы трудностей в общении педагога и родителей
Слайд 4Основные трудности – коммуникативные
Трудности контакта и понимания
Трудности от несогласованности ожиданий
Завышенные
ожидания с обеих сторон
Предубеждение
Слайд 5Непроясненность социальных обязательств
Что педагог «должен»?
Что «должны» родители?
Как свести воедино эти
представления, чтобы построить диалог?
Пошаговая коммуникация
Слайд 6«По умолчанию» - конфликт ожиданий
Обеим сторонам кажется, что и так
понятно, как все устроено
И никто не уточняет
Слайд 7Знакомство: присмотреться
Рассказать о ребенке, если педагог готов слушать.
Ходить на собрания
и не увлекаться неформальным общением без согласия.
НЕ обвинять и не
нападать!
При возникновении конфликта – использовать правило 4-х глаз.
Пошаговая коммуникация для родителей:
Слайд 8
Педагог – человек. Иногда очень усталый. Со своими личными
обстоятельствами.
Ребенку, вам и процессу учебы будет лучше, если будет сотрудничество,
а не война или отдаление.
Видеть в учителе человека, а не функцию!
Слайд 9Пошаговая коммуникация для педагогов:
Слайд 10Корректное
Не общаться, когда вы в минусе
Учиться брать паузу
Общение с родителями
Слайд 11Правильная психологическая и социальная дистанция
Не слишком далеко и не слишком
близко
Большая дистанция усиливает тревогу
Маленькая дистанция провоцирует к нарушению границ
Слайд 12Границы в общении педагога и родителей
«Со мной так нельзя» -
учитесь говорить это мирно
Как корректно обозначать свои границы?
Как не нарушать
границы другого?
Слайд 13Невербальные: мимика, интонации, голос
Четкие вербальные: только «Я сообщения»!
«МНЕ неприятно!»,
а не «ВЫ говорите не то…»
Способы обозначения границ
Слайд 14Дружить ли с родителями и общаться ли лично, пока учишь
ребенка?
«Стучать на ребенка»??
Диллемы:
Слайд 15Диллема: быть на стороне ребенка
или на стороне родителя в
сложных ситуациях?
Нет общих решений
Все зависит от вашего нравственного чувства
Слайд 16Границы в общении в соцсетях: ловушка вотсап
Слайд 17Отношения без дистанции - низкий авторитет учителя
Слишком иерархичные отношения –
страх, который блокирует диалог
Типы отношений с родителем
Слайд 18Нарушенный процесс обратной связи с родителями
Контакта нет – трудно оптимизировать
учебный процесс, копятся обиды и недовольство.
У ребенка слишком много
возможностей «улизнуть»
2. Контакта слишком много: возникает ощущение «поглощения»
Теряется авторитет учителя
Слайд 19Школа место небезопасное, где унизили
«Вызвали к завучу и будут ругать»
Разговор
– это плохо, опасно.
Первая часть общения – снятие состояние стресса,
формирование настроя на сотрудничество.
Когда родитель приходит в школу – включается его детская память
Слайд 20Родитель от страха может быть на стороне ребенка
И против ребенка
Найти
общий интерес – чтобы ребенок
Уменьшить страх
Слайд 21Состояние учителя при разговоре с родителями:
Слайд 22Партнерский разговор сам не возникает
Нельзя сразу говорить – сложное и
серьезное
Перейти из иерархических отношений к партнерским отношениям
Слайд 24Вы не должны…
Воспитывать родителя
«Спасать» от него ребенка
«Спасать» самого родителя
Только если
хотите сами..
Слайд 25Ответственность учителя – научить.
Дать материал.
НО: можно привести лошадь к воде,
но нельзя заставить ее пить.
Нельзя заставить учиться.
Многие родители этого не
понимают
Думают, что у учителя есть волшебная палочка.
Слайд 26Учебная
Поведенческая
Социальная составляющая
Ученик – как его воспринимает педагог
Слайд 27Основное желание педагогов
Чтобы родители не сильно беспокоили
И помогали в
том, чтобы учебный материал был освоен
Слайд 28Основное желание родителей
Чтобы ребенок хорошо и без проблем учился сам
И
– не чувствовать себя виноватыми
Не иметь еще одну «головную боль».
Слайд 29Как будто ребенок неодушевленный объект…
Не надо звать родителей вместе воевать
против ребенка!
Результат будет отрицательный!
Родители думают «сделайте мне»
Слайд 30Причину всех трудностей видят в педагоге, который не научил.
Стараются избавить
себя от обвине-
ний.
От ощущения неуспешности.
И могут нападать..
Обвинения со стороны родителей
– психологическая проекция
Слайд 31И учитель и родитель чувствуют, что окружающие их оценивают по
тому, что делают их дети.
На людях родитель относится к ребенку
агрессивней, чем дома.
Родители нуждаются в поддержке
Слайд 32
Учитель формально оценивающий
Родитель-помогатель:
«Это не меняет наших отношений, но у
тебя проблемы»
Какое распределение ролей может быть между родителем и учителем?
Слайд 33Хвалить публично можно, а ругать нет!
Слайд 34Упражнение: посмотри на ситуацию глазами родителя / учителя:
Способ увидеть ситуацию
с другой стороны
Слайд 35 Часть 2
«Психология возраста и роль информации»
Слайд 36Познавательный интерес и пубертат: про это полезно как можно больше
знать и родителям и учителям.
Не станете помогать в младших классах
– может быть провал, потому что ребенок учится для вас.»
«Будете давить на подростка – ничего не выйдет»
Просветительская и популяризаторская роль учителя
Учитель – единственный источник знаний о возрастных особенностях ребенка и подростка
Слайд 37Плохая новость – это будет трудный год.
Хорошая новость – это
когда-нибудь кончится.
Слайд 38
И для подростка, и для взрослого полезна позиция наблюдателя
И
включение в помощь ПО ЗАПРОСУ
Передача ответственности: по шагам
Мы не можем
ничего контролировать с 11 лет
Слайд 39Рассказывайте о том, когда что-то удалось
Если нет специального образования -
есть жизненный опыт, и этого достаточно
Лучше всего работают хорошие примеры
Слайд 40Школа – это подготовка к жизни
Человеку надо уметь прожить свои
неудачи
Что-то надо с этим делать – ЕМУ.
Не маме. И
не учителю.
Слайд 41
Надо, чтобы обе стороны - родитель и учитель:
Были в контакте
Были
готовы помогать это прожить
Не воевали между собой
Для того, чтобы ребенок
это осознал ответственность
Слайд 42Негативные примеры не работают вообще
«Ты запрограммирован на худшее» - это
демотиватор
Страшилки включают ощущение – у нас все будет по-другому
Это не
про меня.
Так работает психологическая защита.
Слайд 43Положительные примеры работают мощно
«Ты свободен выбрать лучшее»
У него получилось –
получится и у меня
«Я верю, что ты можешь. Но
я принимаю тебя в любом случае..»
Слайд 44Снизить планку
Не работать в выходные и по ночам
Не «брать домой»
сложные случаи
Хэлперство - выключать.
О профессиональном выгорании
Слайд 45Конкуренция влияний
Учитель становится значимым взрослым и открывает ребенку перспективы, с
которыми родитель не согласен.
«Вы мне должны – нет, это вы
мне должны»
Слайд 46Дети активных мам
Родитель уязвим в любой момент,
когда речь идет
о его ребенке
Классный руководитель: особая роль
Слайд 47Обратная связь с родителями:
Общая форма (собрания)
Индивидуальная форма (тет-а-тет)
Слайд 48Одна из главных ошибок
Обсуждать при классе неудачников
Переходить на личности
Прилюдно говорить
о трудностях семьи.
Слайд 49Сохранение приватности – отсутствие помех.
Можно говорить о сложном, и это
не затронет амбиции родителя.
Вы видите, что за человек, каков его
статус ( в обе стороны)
Преимущества индивидуальной
обратной связи
Слайд 50Правила индивидуальной обратной связи (правило Штирлица)
Начинать с хорошего
Заканчивать хорошим
Говорить в
сослагательном наклонении
Не обвинять
Спросить: что вы про это думаете
Слайд 51Основные правила контакта
Не триангулировать родителя в конфликт с ребенком
Не триангулировать
ребенка в конфликт с родителями
Пошагово строить диалог.
Это не момент –
это процесс. Но дело того стоит!
Слайд 52Письменная форма обратной связи (по электронной почте)
Разговор при третьем лице
Контакт
с родителями для снижения беспокойства в конфликтных ситуациях:
Слайд 53Общество мертвых поэтов
Ключ без права передачи
Доживем до понедельника
Кинотерапия