Слайд 1Педагогическая деятельность и взгляды М.В. Ломоносова
Выполнила :
Иванова Анастасия
ПД -
Слайд 2Михаил Васильевич Ломоносов(1711—1765) — ученый-энциклопедист, художник и поэт, поднявшийся в
истории мировой культуры на уровень гения.
Слайд 3 В 1736 г. М.В. Ломоносов был отправлен
для продолжения образования и подготовки к научной деятельности в Германию.
Обучение в университете г. Марбурга позволило ему подняться на уровень западноевропейской образованности.
Слайд 4 Сторонник идеи переустройства общественной и личной жизни
людей средствами правильно поставленного школьного образования, развивающего разум, мышление и
способствующего совершенствованию нравов. Он разделял позицию деистов, пытавшихся примирить науку и религию.
Слайд 5В 1741 г. и до самой своей смерти М.В. Ломоносов
вел научную и преподавательскую деятельность в России, вначале как адъюнкт
Академии наук, с 1745 г. — как профессор химии, а затем — как академик.
Слайд 6В 1755 г. по инициативе М.В. Ломоносова был открыт Московский
университет.
М.В. Ломоносов явился для русского народа «первым нашим университетом».
(А.С. Пушкин)
Слайд 7 Природу человека М.В. Ломоносов рассматривал иерархически: «нижняя»,
чувственная, эгоистическая и «высшая», духовная, патриотическая. Отсюда и цели просвещения
— научное образование человека, которое подводит к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. По его убеждению, развивать следует не просто разум, а пытливый ум, ориентированный на творчество.
Слайд 8 М.В. Ломоносов был одержим мыслью создать российский
по духу и содержанию университет и при нем гимназию, в
которых могли бы учиться все желающие независимо от сословий. С 50-х гг. он начал работу по созданию университета в Москве как образовательного и научного центра России.
Слайд 9 М.В. Ломоносов создал ряд учебных пособий, явившихся новым
словом в отечественной педагогике и методике и заменивших учебники эпохи
Л. Магницкого. Они охватывали и гуманитарные, и естественнонаучные дисциплины.
«Краткое руководство к риторике» (1743), «Риторика» (1748),
«Российская грамматика» (1755),
«Краткий Российский летописец с родословием»,
«Древняя Российская история»,
«Слово похвальное блаженной памяти государю императору Петру Великому» (1755)
Слайд 10 В январе 1755 г. императрицей был издан указ
об учреждении "в Москве университета и двух гимназий при нем:
для дворян и для разночинцев. Благодаря этому в Московском университете удалось создать преемственную систему среднего и высшего образования.
Слайд 11 М.В. Ломоносов был не только профессором университета, но
и с 1758 г. руководил университетскими гимназиями. Важным документом этого
периода явился «Регламент академической гимназии», разработанный им в 1758 г.
Слайд 12 В гимназии изучали латинский и русский языки, арифметику,
геометрию, географию; преподавание вели наиболее способные студенты университета; языком обучения
в Московском университете и в гимназии был русский, а не латинский и немецкий, как в гимназии и университете при Академии наук в Петербурге.
Слайд 13 Для более полного усвоения учащимися учебного материала М.В.
Ломоносов считал необходимым использовать систематические упражнения, выполнение различных заданий для
самостоятельной работы, что рассматривалось им как часть всей системы школьных занятий.
Слайд 14 Ведущими дидактическими принципами М.В. Ломоносов считал принципы посильности
и развивающего обучения. В основе обучения должен был лежать познавательный
интерес, вызывающий, по мысли М.В. Ломоносова, творческое усвоение учебного материала и развитие в студентах и учащихся исследовательских устремлений.
Слайд 15 Ученик М.В. Ломоносова, ректор университетской гимназии Николай
Никитич Поповский (1730—1760), осуществил перевод книги Д. Локка «Мысли о
воспитании», сопроводив его вступительной статьей, где доказывал, что это педагогическое сочинение имеет общечеловеческую, истинно научную ценность и послужит на пользу новому воспитанию детей в России.
Слайд 16 В 50-е гг. в типографии Московского университета
был издан и классический начальный учебник латинского языка «Мир чувственных
вещей в картинках» Я.А. Коменского, поскольку в то время латинский язык открывал доступ студентов к более полному освоению основ наук. Однако сам процесс обучения в университете, по мысли М.В. Ломоносова и его последователей, должен был осуществляться на родном языке.
ученик М.В. Ломоносова, профессор Московского университета А.А. Барсов (1730—1791), большое
внимание уделял разработке проблем воспитания и школьного обучения. Он доказывал, что при безусловной необходимости изучения иностранных языков усвоение родного языка является первоочередным, ибо это язык отечественной науки и культуры.
Слайд 18 За период с 1760 по 1765 г. к
обучению на юридическом, философском и медицинском факультетах университета гимназиями были
подготовлены 24 человека. После смерти М.В. Ломоносова Московский университет в том виде, как он его создал, практически перестал существовать.
Слайд 19 Значение деятельности М.В. Ломоносова и его учеников в
развитии российского просвещения огромно. В результате появился тип ученых-исследователей, которые
своей деятельностью убедительно показали, что наука должна быть поставлена на службу Отечеству и народу.
Слайд 20 Ломоносов разработал оригинальную педагогическую теорию, отличающуюся заботой
о человеке, опорой на национальные традиции. Он не противопоставил воспитательный
опыт наций и народностей, входивший в состав России, а предлагал использовать прогрессивное в нем. Ломоносовский период в педагогике и просвещении назовут новым периодом русской образованности.