Слайд 2Лекция по педагогической психологии
Предмет, задачи, структура и методы педагогической психологии.
Слайд 3Задачи лекции:
сформировать теоретические знания о предмете и задачах педагогической психологии.
рассмотреть
структуру педагогической психологии
познакомить с методами педагогической психологии
развить мыслительную активность студентов
Слайд 4План лекции:
Предмет педагогической психологии.
Задачи педагогической психологии.
Структура педагогической психологии.
Основные проблемы педагогической
психологии и их краткая характеристика.
Общая характеристика методов педагогической психологии.
Слайд 5Список основной литературы:
Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов
Габай
Т.В. М.: Академия, 2010. 10
Психолого-педагогический практикум: учеб. пособие для вузов.
Л.С. Подымова, Л.И. Духова, Е.А. Ларина, О.А. Шиян; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2008. 1
Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие
под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной.М.: Академия, 2007
Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. Пособие.Н.М. Борытко, А.В. Моложавенко, И.А. Соловцова; под ред. Н.М. Борытко.М.: Академия, 2008. 2
Педагогика и психология общения в медицинском вузе: учеб. Пособие.А.Я. Осин, Е.В. Крукович, Н.Г. Садова
ВГМУ - Владивосток: Медицина ДВ, 2009. 89
Слайд 6Список дополнительной литературы:
Педагогическая психология: краткий курс: [пособие]
В.
Сарычев, И.Н. Логвинов. СПб.: Питер, 2006.1
Возрастная и педагогическая психология: Хрестоматия
И.В. Дубровина, .2
Возрастная и педагогическая психология: (учебное пособие).С.И. Двойников .Самара: Перспектива, 2002. 15
Слайд 7Интернет-ресурсы
http://www.eduref.ru/18de3-23f76.html Современные психолого-педагогические технологии обучения
http://www.ipkpro.aaanet.ru/ipk_texn.html Современные педагогические технологии
http://www.mgopu.ru/ininfo/s2_edu-tech.htm Образовательные технологии
http://eusi.narod.ru/lib/ped100/047.html Педагогические технологии и технология
обучения
http://www.psylist.net/pedagogika/pedtex.htm Основные признаки педагогической технологии
http://www.psylist.net/pedagogika/inovacii.htm Педагогические технологии и инновации
http://www.mgopu.ru/ininfo/r2_quality.htm Описание модели образовательной технологии
и ее качественная оценка
Слайд 8 Педагогическая психология
- отрасль психологической науки, которая изучает
факты, закономерности и механизмы формирования личности в условиях образовательного процесса.
Термин "педагогическая психология" впервые был предложен П.Ф. Каптеревым в 1874 г.
Слайд 91. Предмет педагогической психологии.
Как показывает анализ точек зрения различных
авторов, многие ученые по-разному определяют статус педагогической психологии, что может
свидетельствовать о неоднозначности решения вопроса о предмете педагогической психологию
Слайд 11
В частности, педагогическая психология «изучает закономерности овладения знаниями, умениями
и навыками, исследует индивидуальные различия в этих процессах, изучает закономерности
формирования у школьников активного самостоятельного творческого мышления, те изменения в психике, которые происходят под влиянием обучения и воспитания»
Слайд 12отечественная педагогическая психология изучает:
психологические механизмы управления обучением (Н.Ф. Талызина,
Л.Н. Ланда и др.) и образовательным процессом в целом (B.C.
Лазарев и др.);
управления процессом освоения обобщенных способов действия (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.);
учебную мотивацию (А.К. Маркова, Ю.М. Орлов и др.);
индивидуально-психологические факторы, влияющие на успешность этого процесса, например сотрудничество (Г.А. Цукерман и др.),
личностные особенности обучаемых и учителей (B.C. Мерлин, Н.С. Лейтес, А.А. Леонтьев, В.А. Кан-Калик и др.).
Слайд 132. Задачи педагогической психологии
— раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и
воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;
— определение механизмов
и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта, его структурирования, сохранения (упрочивания) в индивидуальном сознании обучающегося и использования в различных ситуациях;
— определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучающегося и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействия (сотрудничество, активные формы обучения и др.);
— определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияние этих процессов на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;
Слайд 142. Задачи педагогической психологии
— изучение психологических основ деятельности педагога, его
индивидуально-психологических и профессиональных качеств;
— определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения,
в частности развития научного, теоретического мышления;
— определение закономерностей, условий, критериев усвоения знаний, формирование операционального состава деятельности на их основе в процессе решения разнообразных задач;
— определение психологических основ диагностики уровня и качества усвоения и их соотнесения с образовательными стандартами;
— разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Слайд 16Определение педагогики:
Педагогика (от греческих слов «пайдос» - дитя и «аго»
- вести, в дословном переводе «пайдагогос» означает «детоводитель») -наука, которая
изучает закономерности, возникновение, функционирование процессов обучения и воспитания детей и взрослых в институтах их наиболее полного развития).
Слайд 173. Структура педагогической психологии
1.психологии обучения,
2.психологии воспитания,
3.психологии учителя.
Слайд 18психология обучения
Предмет - развитие познавательной деятельности в условиях систематического
обучения.
Исследования в этой области направлены на выявление:
взаимосвязей внешних и
внутренних факторов, обусловливающих различия познавательной деятельности в условиях различных дидактических систем;
соотношения мотивационного и интеллектуального планов учения;
возможностей управления процессами учения и развития ребенка;
психолого-педагогических критериев эффективности обучения и др
Слайд 19Педагогом в Древней Греции называли раба, который в буквальном смысле
слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал его
в школу.
Педагогика – это наука о воспитании человека. В мировом педагогическом лексиконе употребляются новые термины – «андрогогика» (от греч. «андрос» - мужчина и «аго» - вести) и «антропогогика» (от греч. «антропос» - человек и «аго» - вести)
Слайд 20психология воспитания
Предмет - развитие личности в условиях целенаправленной организации
деятельности ребенка, детского коллектива.
Исследования в этой области направлены на
изучение:
содержания мотивационной сферы личности учащегося, ее направленности, ценностных ориентацией, нравственных установок;
различий в самосознании учащихся, воспитывающихся в разных условиях;
структуры детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности;
условий и последствий психической депривации и др. (Лишин О.В., 1997; аннотация, обложка).
Слайд 21психология учителя
Предмет - психологические аспекты формирования профессиональной педагогической деятельности,
а также те особенности личности, которые способствуют или препятствуют успешности
этой деятельности.
Важнейшими задачами этого раздела педагогической психологии являются:
определение творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов;
изучение эмоциональной устойчивости учителя;
выявление позитивных особенностей индивидуального стиля общения учителя и учащегося и ряд других.
Слайд 224. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
Проблема
сензитивных периодов в жизни ребенка.
Связь между сознательно организуемым педагогическим воздействием
на ребенка и его психологическим развитием.
Сочетание обучения и воспитания.
Системный характер развития ребенка и комплексности педагогических воздействий.
Связь созревания и обучения, задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка.
Психологическая готовность детей к сознательному воспитанию и обучению.
Педагогическая запущенность детей.
Обеспечение индивидуализации обучения.
Социальная адаптация и реабилитация.
Слайд 235. Общая характеристика методов педагогической психологии
Наблюдение — основной, наиболее распространенный в
педагогической психологии (и в педагогической практике в целом) эмпирический метод
целенаправленного систематического изучения человека.
Самонаблюдение — метод наблюдения человека за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности).
Слайд 245. Общая характеристика методов педагогической психологии
Беседа — широко распространенный в педагогической психологии
(и в педагогической практике) эмпирический метод получения сведений (информации) о
человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Интервью как специфическая форма беседы может использоваться для получения сведений не только о самом интервьюируемом, который знает об этом, но и о других людях, событиях и т.д
Слайд 255. Общая характеристика методов педагогической психологии
Анкетирование — эмпирический социально-психологический метод получения информации
на основании ответов на специально подготовленные и соответствующие основной задаче
исследования вопросы. Подготовка анкеты — ответственное, требующее профессионализма дело.
При составлении анкеты учитываются:
1) содержание вопросов,
2) их форма — открытые и закрытые, на последние следует ответ «да» или «нет»,
3) их формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.),
4) количество и порядок следования вопросов.
Слайд 265. Общая характеристика методов педагогической психологии
Эксперимент — центральный эмпирический метод научного исследования,
получивший широкое распространение в педагогической психологии. Различают лабораторный (в специальных
условиях, с аппаратурой и т.д.) и естественный эксперимент, проводимый в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, влияние которой и изучается.
Анализ продуктов деятельности (творчества) — метод опосредствованного эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных (тексты, музыка, живопись и т.д.) продуктов его деятельности. Этот метод широко (и часто интуитивно) используется в педагогической практике в форме анализа ученических изложений, сочинений, конспектов, комментариев, выступлений, рисунков и т.д.
Слайд 275. Общая характеристика методов педагогической психологии
Тестирование метод психодиагностики, использующий стандартизованные вопросы и
задачи - тесты, имеющие определенную шкалу значений.
социометрия — эмпирический
метод изучения внутригрупповых межличностных связей, разработанный Я. Морено
Слайд 28Домашнее задание
Выделите основные содержательные компоненты структуры педагогической психологии. Сравните их
по предмету и основным задачам. Результаты занесите в таблицу.
Найдите
достоинства и недостатки таких методов как наблюдение и эксперимент.
Дайте развернутую характеристику одной из проблем современной педагогической психологии.
Слайд 29ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № 1
Вариант 1.
1. Назовите основные
свойства знаний и умений как результат учения.
2. Объясните содержание
обучения как фактор учения.
Вариант 2.
1. Назовите свойства процесса учения
2. Метод объяснения как факторов учения
Слайд 30ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ № __2__
Вариант 1.
1. Теория обучения
и научения до полного освоения Блюма
2.Внешняя мотивация и факторы ее
формирования
Вариант 2.
1. Теория и практика обучения в Вальдорфской школе
2. Внутренняя мотивация и факторы ее формирования