Слайд 1Педагогическая техника.
Мимика и Пантомимика учителя.
Подготовила
Студентка ш-11 группы
Борисова А.А.
Слайд 2Мимика педагога — зеркало его позитивных душевных движений.
Поэтому мимический
портрет педагога — это всегда свойство, которое свидетельствует о внутренних
ценностных отношениях личности педагога. Здесь необходимо вспомнить известное положение еще со времен К.Д. Ушинского, заметившего, что воспитание ребенка должно базироваться на, положительном социальном материале и лишь на базе позитивного опыта можно выводить ребенка на познание и проживание негативных явлений социальной жизни.
Слайд 3«Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, который
не может придать своему лицу необходимого выражения, сдержать свое настроение…Я
убежден, что в будущем в педагогических вузах обязательно будет преподаваться и постановка голоса, и позы, и владение своим лицом…»
А.С. Макаренко.
Слайд 4Основные понятия
Пантомимика — (панто + мимика) совокупность выразительных движений лица,
головы, конечностей и туловища, сопровождающих речь и эмоции
Ми́мика (от др.-греч.
μῑμέομαι — подражать) — «выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека»
Жесты и мимика играют существенную роль в деятельности учителя. Они усиливают речевую деятельность, делают ее образной, более убедительной, разнообразной и даже экономной. Все это способствует повышению влиятельности педагога, а следовательно, и его профессиональной культуры. Учителю необходимо упорно работать над овладением техникой использования жестов и мимики в практической деятельностисти
Слайд 5Выделяют три группы жестов - механические, описательные и психологические
1) Механические
жесты широко распространены, имеют в большинстве бытовой характер, поздравления за
руку; движения вашей руки при поклоне; поздравления на расстоянии; приглашение будущего собеседника пройти в к комнаты, сесть за стол и под. Такие жесты необходимые. Они вносят разнообразие в общение, насыщают его чувственными признаками.
2) Описательные жесты могут быть двух видов. Первый - учитель пользуется жестом как указкой, сосредоточивая зрительные рецепторы на указанных объектах, находящихся непосредственно перед его глазами. Второй - учитель рассказывает про определенный предмет или явление, стремится при помощи слова помочь ученику"нарисовать"в своем воображении ту или иную картину действия, используя при этом для подкрепления определенные жесты например, учитель ь рассказывает ученикам о движении спутника вокруг Земли: жестами руки можно дополнить словесную картину.
3) Психологические жесты являются внешним выражением чувств человека. Они не всегда совпадают с теми словами, которые выдает говорящий. Точнее, психологические жесты совпадают не с текстом, а с подтекстом, с внутренним образом. Известно, что вертикальный жест выражает утверждение, а горизонтальный - отрицание. Вот вы говорите кому-то:"Я не хочу больше этим заниматься«, И вертикальным движением руки ударяют по столу. Или еще пример вкрадчиво сдержанным голосом вы говорите собеседнику:"Я уважаю вашу работоспособность, целеустремленность", а сами в это время смотрите в окно, отвернув голову от собеседника. Такой же ест полностью выдает вас, он выражает ваш подтекст, внутреннее, истинное отношение к действительности.
Слайд 6В поисках целесообразных жестов учитель должен действовать в нескольких направлениях:
1) личностном: жесты, которые способствуют выражению особенностей психического состояния конкретной
личности, 2) типичном: свойственны тем литературным персонажам, о которых говорит учитель, 3) историческом: педагог стремится передать характерные особенности отдельных исторических фигур; 4) национальном: для представителей разных национальностей характерны определенные жесты, которые отражают особенности их менталитета, культуры
Слайд 7Важное место в системе мимических средств занимают глаза. Народная мудрость
гласит:"Глаза - зеркало души человека» В процессе активной учебной работы
с учащимися учителю следует знать и контролировать куда направлять взгляд. Заходя на урок, необходимо с рабочего места внимательным взглядом охватить, «увидеть» всех учеников и выразить глазами радость, удовольствие от встречи с ними. Во время объяснения нового учебного материала учитель должен видеть всех воспитанников и каждого. Однако не стоит сосредотачивать свой взгляд на отдельному ученику, поскольку это может вызвать у него определенную неловкость. Если конкретный ученик отвлкает свое внимание на посторонние вещи, учителю достаточно"вдруг"остановить свой рассказ на полуслове, внимательно посмотреть на него, выражая взглядом недовольство и требовательность, и после короткой паузы продолжить рассказ.
Ошибочно в этом контексте позиция учителя, когда он в процессе монологической речи выбирает «опоры» в классной комнате определенную точку над головами учеников или объект за окном. Ведь с помощью глаз учитель психологически мобилизует учащихся на определенную интеллектуальную работу, дисциплинирует их.
Слайд 9Таким образом ,можно сделать вывод, что жесты, мимика и пантомимика
в общем – одни из основных компонентов педагогической техники. Учителю
необходимо уметь управлять своим эмоциональным состоянием во время общения, психологически настраивать себя на предстоящее занятие.