Слайд 2КЛАССИФИКАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИИ
Общая валеология
Медицинская валеология
Возрастная валеология
Дифференциальная валеология
Профессиональная валеология
Специальная валеология
Семейная валеология
Экологическая валеология
Социальная валеология
Педагогическая валеология
Слайд 3Общая валеология
Основа, методология валеологии как науки или области
знания:
определение места валеологии в системе наук о человеке;
определение предмета, методов,
цели, задач;
изучение истории становления;
исследование вопросов биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья
Слайд 4Медицинская валеология
определение различия между здоровьем и болезнью;
изучение способов внешнего поддержания
здоровья и предупреждения заболеваний;
разработка методов и критериев оценки состояния здоровья
населения и отдельных социально-возрастных групп и методов использования резервных возможностей организма для устранения начавшейся болезни;
исследование внешних и внутренних факторов, угрожающих здоровью;
разработка рекомендаций по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека
Слайд 5Возрастная валеология
изучение особенностей возрастного становления здоровья человека;
изучение зависимости здоровья от
факторов внешней и внутренней среды в различные возрастные периоды, особенностей
адаптации людей разного возраста к условиям жизнедеятельности;
оценка уровня здоровья и отдельных его показателей с позиций возрастного развития индивида
Слайд 6Дифференциальная валеология
исследование индивидуально-типологических особенностей здоровья, построенных на генетической и фенотипической
оценке индивида;
разработка методологии построения индивидуальных программ изменения количества и качества
здоровья
Слайд 7Профессиональная валеология
изучение проблем профессионального отбора и профессиональной ориентации, построенных на
научно обоснованных методах оценки индивидуальных типологических свойств личности;
изучение особенностей влияния
профессиональных факторов на здоровье человека;
определение методов и средств профессиональной реабилитации как в процессе трудовой деятельности, так и в течение всей жизнедеятельности
Слайд 8Специальная валеология
исследование влияния особых и экстремальных факторов на здоровье человека;
разработка
критериев безопасности и минимизации влияния экстремальных факторов;
определение методов и средств
сохранения и восстановления здоровья в течение и в результате воздействия экстремальных факторов
Слайд 9Семейная валеология
изучение роли семьи и каждого из ее членов в
формировании здоровья и ЗОЖ - от подготовки к деторождению до
воспитания осознанного отношения к здоровью;
разработка рекомендаций и средств обеспечения здоровья каждого из поколений и всей семьи в целом
Слайд 10Экологическая валеология
исследование влияния природных факторов и последствий антропогенных изменений в
природе на здоровье человека;
разработка рекомендаций об оптимальном, с точки зрения
здоровья, поведении человека в складывающихся условиях внешней среды с целью сохранения здоровья
Слайд 11Социальная валеология
изучение здоровья человека в социуме, в его многообразных и
многовариантных отношениях социального характера с людьми и с обществом;
изучение состояния
здоровья различных социальных групп (постоянных или временных)
Слайд 12Педагогическая валеология
изучение вопросов обучения и воспитания человека, имеющего прочную жизненную
установку на здоровье и ЗОЖ на различных возрастных этапах развития
Слайд 13Основания развития педагогической валеологии
1) потребность общества в срочных мерах по
оздоровлению населения, утверждения идеологии, ориентированной на ЗОЖ;
2) рентабельность и относительная
дешевизна внедрения и реализации валеологических программ в образовательном процессе
Слайд 14Основные понятия педагогической валеологии
валеологическое образование
валеологическое обучение
валеологическое воспитание
валеологические знания
валеологическая культура
Слайд 15Валеологическое образование
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития здорового человека, направленный
на формирование системы научных и практических знаний и умений, поведения
и деятельности, обеспечивающих ценностные отношения к личному здоровью и здоровью окружающих людей
Слайд 16Валеологическое воспитание
процесс формирования ценностно-ориентированных установок на здоровье и ЗОЖ как
неотъемлемой части жизненных ценностей и общекультурного мировоззрения
Слайд 17Валеологические знания
совокупность научно обоснованных понятий, идей, фактов, накопленных человечеством в
области здоровья и представляющих собой исходную базу для дальнейшего развития
науки и самого валеологического знания
Слайд 18Валеологическая культура
результат валеологического образования, предполагающий знание человеком своих генетических, физиологических
и психологических особенностей, овладение методами и средствами контроля, сохранения и
развития своего здоровья, умение реализовывать валеологическое просвещение
Слайд 19Задачи педагогической валеологии:
Воспитание стойкой мотивации на здоровье и ЗОЖ на
основе освоения ими знаний о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности
организма человека.
Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния и использования функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
Валеологическая оценка и динамический контроль уровня соматического здоровья учащихся и организация работы по их оздоровлению через систему занятий физическими упражнениями, психокоррекцию, психолого-педагогические консультации и т.п.
Валеологическая оценка организации и содержания образовательного процесса в образовательном учреждении и его соответствующая коррекция.
Работа с родителями с целью создания благоприятных условий для здоровья учащихся в семье.
Работа с педагогическим составом образовательного учреждения в двух направлениях:
-- создание коллектива единомышленников-педагогов для осуществления всестороннего валеологического обучения и воспитания учащихся;
-- валеологическое образование педагогов, которые сами входят в группу профессионального риска
Слайд 20Принципы педагогической валеологии (валеологизации образовательной среды):
принцип культуросообразности (подразумевает видение образования
как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде; здоровье рассматривается
как явление культуры);
принцип природосообразности (подразумевает поддержку и развитие природных сил и задатков ребенка, сохранение и укрепление его здоровья);
личностный подход (означает приобретение в ходе образования «опыта быть личностью» - по В. В. Серикову)
Слайд 21Принципы педагогической валеологии ( с позиции онтогенетического подхода):
сочетание целостности и
дискретности развития;
гетерохронность развития;
необратимость развития;
постепенность развития
Слайд 22Принципы педагогической валеологии (с позиции экзистенциального подхода):
принцип здоровьетворения через образование
(формирование здорового образа жизни, мотивации здоровья через содержание образования);
принцип уникальности
личности (цель и смысл образования — развитие уникальности и неповторимости каждого ребенка);
принцип дополнения (принятие и осознание того, что взаимодействие с другими людьми необходимо для реализации своей жизненной задачи, для познания самого себя);
принцип безусловной любви (воспитание ответственного отношения к своему здоровью у ребенка через осознание своей нужности, ценности себя для других людей);
принцип неопределенности (предполагает отказ от готового знания в образовании; это совместный путь к творчеству и сотворчеству ребенка и взрослого);
принцип проектировочного образования (предполагает формирование у ребенка умения анализировать ситуацию, ставить цель, планировать, осуществлять намеченное, анализировать результат деятельности);
принцип резонанса (моделирование ситуаций для проявления ребенком своих возможностей)
Слайд 23Концепции педагогической валеологии
Л. Г. Татарникова
проект российской школы здоровья и индивидуального
развития (1991),
концепция непрерывного валеологического образования (программу курса 1—11-го кл.),
деятельность валеологической службы.
Основой является идея формирования позитивного человека Холмса, идеи личностно ориентированного образования, которые Л. Г. Татарникова дополняет валеологическим компонентом. Концепция базируется на валеогическом, антропологическом и гуманистическом принципах.
Слайд 24Проект валеологической школы
Л.Г. Татарниковой
Школа представляет собой «неградуированную школу с
измененным ритмом жизни и принципами организации учебного процесса, ориентированного на
реально существующие типы учащихся, максимальное развитие интеллектуальных и психофизических характеристик детей».
Это подразумевает:
- глубокую смену мировоззрения учителя, его значительную изначальную валеолого-педагогическкую компетентность;
- владение учителем навыками экспертной оценки психофизического и личностного развития учащихся, валеологическими технологиями и методами;
- предоставление ребенку и его родителям возможности выбора программ, форм и методов обучения;
- создание условий для творчества, занятий различными видами искусства
Слайд 25Концепции педагогической валеологии
Г. К. Зайцев и др.
концепция валеологически обоснованного образования
(1998) - основана на структурном анализе здоровья, представлениях об онтогенетическом
развитии мотивационной сферы ребенка, потребностно-информационном подходе в воспитании
Слайд 26Концепция валеологически обоснованного образования Г. К. Зайцева и др.
Основные направления валеологической работы:
— формирование потребности в физическом саморазвитии:
создание системы образных игровых площадок физического саморазвития, позволяющих ребенку путем свободного выбора средств (предметов, снарядов, вариантов двигательного действия) удовлетворять свои базовые потребности в с двигательной деятельности;
— формирование потребности в психическом (умственном) саморазвитии: развитие речи, знакомство с основами естественнонаучных знаний и художественно-эстетическое развитие организуются в виде игровой и творческой деятельности, а учебные действия выступают средствами достижения цели, которую ставят дети;
— воспитание потребности в валеологически обоснованном поведении: разработка специальной программы занятий по уходу за своим телом, обучение правилам хорошего тона и безопасной жизни (основные методические приемы — игровые взаимодействия, подражательная деятельность, сказкотворчество, театральное и художественное творчество);
Слайд 27Концепция валеологически обоснованного образования Г. К. Зайцева и др.
Основные направления
валеологической работы:
— профилактика заболеваний и укрепление резервных возможностей: осуществляет медицинский
персонал, который анализирует здоровье часто болеющих детей, корректируя его с помощью соответствующих медико-гигиенических знаний;
— обучение родителей валеологическим методам анализа и коррекции здоровья детей (с этой целью в Санкт-Петербурге создана специальная методика, позволяющая родителям совместно с валеологом анализировать основные тенденции в развитии и здоровье ребенка)