Слайд 1Признание – 2014»
Панорама педагогического опыта «Золотые крупицы опыта»
Участник МОУ
СОШ №7
с.Стародубского
Буткова Татьяна Сергеевна,
учитель физической культуры
Слайд 2Тема выступления:
Педагогические основы применения подвижных игр и игровых упражнений на
учебных занятиях по физической культуре и спортивных секциях
Слайд 3Подвижные игры
- это игры направленные на общефизическое развитие
детей и подростков. Сложные и разнообразные движения игровой деятельности вовлекают
в работу все мышечные группы, способствуя развитию опорно-двигательного аппарата, нормальному росту, укреплению различных функций и систем организма и формированию здоровой осанки.
Слайд 4Для решения разных педагогических задач с учетом условий работы широко
применяется простейшая классификация подвижных игр:
1. По степени сложности их содержания
2. По возрасту
детей.
3. С учетом полового признака.
4. По содержанию.
5. По видам систем движений, преимущественно входящим в игры.
6. По направленности на развитие физических качеств и их проявлений которые чаще всего проявляются в сочетании.
7. Игры, подготавливающие к отдельным видам спорта.
8. В зависимости от взаимоотношений играющих: а) игры, в которых игроки не вступают непосредственно в соприкосновение с «противником»; б) игры с ограниченным соприкосновением с «противником»; в) игры с непосредственной борьбой «соперников».
Слайд 5Группируют игры и по другим различным признакам, способствуя более правильному
их отбору в разных случаях:
а) по форме организации занятий;
б) по характеру моторной
плотности;
в) с учетом места и времени года.
Слайд 6Педагог должен стремиться:
укреплять здоровье занимающихся;
воспитывать необходимые морально-волевые качества;
формировать
организаторские способности;
содействовать формированию жизненно необходимых навыков и умений;
учитывать психофизические особенности
каждого ребенка.
Слайд 7Чтобы интерес к игре у детей не падал и одновременно
выполнялись поставленные задачи, необходимо:
из числа известных игр выбрать ту, что
в большей степени соответствует поставленной задаче;
оценить доступность игр и использовать такую, которая соответствует физическому и умственному развитию играющих;
место для игры должно быть предварительно хорошо подготовлено.
Слайд 8Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка,
поскольку:
создают условия для их активности;
предоставляют возможность выбора;
создают проблемные ситуации, из
которых дети ищут выход сами;
предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;
нацеливают на способ достижения результата;
учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;
развивают учебно-познавательные мотивы.
Слайд 9Имитационные игры – это игры, содержанием которых является подражание движениям
животных, птиц, они не имеют определенных правил и в значительной
мере зависят от окружающей обстановки.
Слайд 10В творческих (сюжетно-ролевых) играх участники сами определяют цель и правила
игры. Школьникам младших классов присуща способность к перевоплощению.
Слайд 11Игры-забавы имеют определенные правила. Поэтому именно такие игры и составляют
основное содержание народных игр, передающихся от поколения к поколению.
Слайд 12Игра оказывает большое воздействие на формирование личности:
это такая
сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять,
обобщать и делать выводы. Игры развивают у детей способности к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, а также в гимнастике, спорте и туризме. Правила и двигательные действия подвижной игры закрепляют в сознании играющих представления о существующих в обществе отношениях между людьми, о поведении в реальной жизни.
Слайд 13Образовательное значение
Имеют игры, по структуре и характеру движений подобные двигательным
действиям, которые изучаются во время занятий гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием,
спортивными играми, лыжным и другими видами спорта. Элементарные двигательные навыки, приобретаемые в играх, легко перестраиваются при последующем изучении техники двигательных действий и облегчают овладение ими.
Не менее важны игры с различными мелкими предметами. Упражнения с мячами, мешочками и другие повышают кожно-тактильную и мышечно-двигательную чувствительность, совершенствуют двигательную функцию рук и пальцев.
Слайд 14Воспитательные возможности игры заключаются в ее содержании.
Подбирая игру, надо
обязательно обдумать, с какой целью проводить ее, какие задачи она
решает. Успех игры, эффективное решение образовательных и воспитательных задач во многом зависят от формирования команд, выбора капитана и водящего в игре. Необходимо хорошо знать индивидуальные особенности учащихся, уровень их подготовленности, характер отношений в коллективе.
Слайд 15К оздоровительным задачам относятся
содействие нормальному физическому развитию детей и укрепление
их здоровья. Полноценное использование оздоровительного потенциала каждой игры является важнейшим
условием применения подвижных игр на уроках физической культуры и спортивных секциях.
При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей и подростков, а также повышают функциональные возможности организма.
Слайд 16Активная двигательная деятельность детей должна управляться учителем, т.е. в зависимости
от уровня их физического развития учителю необходимо либо увеличивать, либо
уменьшать двигательную нагрузку. Достигается это с помощью изменения размеров площадки, количества игроков в командных играх, веса партнера в играх с элементами единоборства, длительности игры, количества игр, пауз между играми.
Слайд 17Содержание игр на уроке должно соответствовать частям урока и их
основным задачам. Так, если в основной части развивается быстрота, то
в конце вводной части урока или тренировки возможно проведение подвижных игр, связанных с бегом. Кроме урочной формы, в комплексной программе предусмотрено проведение игр и во внеурочное время.
Слайд 18Подвижные игры – хороший активный отдых после длительной умственной деятельности,
поэтому они уместны на школьных переменах. По окончании уроков в
группах продленного дня или дома, после возвращения из школы.
Слайд 19Многие ученые рекомендуют включать в учебно-воспитательный процесс игры, развивающие у
детей интерес к науке, литературе, спорту, воспитывающие любознательность, положительные черты
характера и т.д. Наступило время серьезного воссоздания традиционных и создания инновационных форм физического воспитания детей. Изучение и возрождение народных средств физического воспитания приобретает особую актуальность, и включение народных подвижных игр и самобытных физических упражнений в процесс физического воспитания учащихся позволит более эффективно решать его специфические задачи.
Слайд 20Используемая литература
1. Спортивные и подвижные игры. П.А. Чумакова "Физкультура и
спорт". 1970г.
2. Подвижные игры Л.В. Былеева, И.М. Коротков. "Физкультура и
спорт". 1982г
3. Дополнительная образовательная программа "Подвижные игры" Ильина О.А., учитель физической культуры http://festival.1september.ru/articles/642997
4. Методические рекомендации по проведению игр для детей младшего школьного возраста Игра это сознательная деятельность, направленная на достижение условно поставленной цели. http://gigabaza.ru/doc/65847.html
5. Подвижные игры в системе физического воспитания http://www.mami.ru/pages/kaf/sport/005.pdf
6. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды деятельности с методикой их преподавания: Теория и методика подвижных игр books.academic.ru›book.nsf…Подвижные игры Учебник