Разделы презентаций


Педагогические условия освоения математических представлений

Содержание

Педагогические условия должны способствовать повышению качества обучения дошкольниковПедагогические условия – это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса, который сконструирован педагогом для достижения определенного результата (определение Н.М. Борытко).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогические условия освоения математических представлений

Педагогические условия освоения математических представлений

Слайд 2Педагогические условия должны способствовать повышению качества обучения дошкольников

Педагогические условия –

это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на протекание педагогического процесса,

который сконструирован педагогом для достижения определенного результата (определение Н.М. Борытко).
Педагогические условия должны способствовать повышению качества обучения дошкольниковПедагогические условия – это внешние обстоятельства, оказывающие существенное влияние на

Слайд 3Классификация педагогических условий:

научно-методические;
учебно-материальные;
морально-психологические;
организационно-педагогические.

Классификация педагогических условий:научно-методические; учебно-материальные; морально-психологические; организационно-педагогические.

Слайд 4Научно-методические условия отражают:

требования к образовательной программе, в которой должны быть

учтены психолого-педагогические и методические особенностей обучения дошкольников.

Научно-методические условия отражают:требования к образовательной программе, в которой должны быть учтены психолого-педагогические и методические особенностей обучения дошкольников.

Слайд 5Для реализации научно-методических условий воспитателю необходимо:
самостоятельно выбирать программы и учебные

пособия, моделировать деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные особенности и конкретное

содержание занятия, прогнозировать и анализировать качество собственных методических приемов и средств.
Для реализации научно-методических условий воспитателю необходимо:самостоятельно выбирать программы и учебные пособия, моделировать деятельность дошкольников, учитывая их индивидуальные

Слайд 6Организацию в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть направлена

на охрану и укрепление здоровья ребенка, его физическое и психическое

развитие, коррекцию этого развития.
Развивающая предметно-пространственная среда – это «естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве и времени, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами».
.

Учебно-материальные условия предполагают:

Организацию в ДОУ развивающей предметно-пространственной среды, которая должна быть направлена на охрану и укрепление здоровья ребенка, его

Слайд 7Функции развивающей предметно-пространственной среды
Она позволяет воспитателю:
вовлечь детей в близкие

им виды деятельности (игровую, познавательно-творческую, поисковую);
организовать игры с предметами ближайшего

окружения.
Функции развивающей предметно-пространственной среды Она позволяет воспитателю:вовлечь детей в близкие им виды деятельности (игровую, познавательно-творческую, поисковую);организовать игры

Слайд 8Средства создания развивающей предметно-пространственной среды
– это средства обучения, например, дидактические

игры и пособия (конструкторы, игры, различные лото, домино, логические блоки

Дьенеша, палочки Кюизенера, картинки-головоломки и др), которые способствуют развитию умения у детей мыслить, анализировать, сравнивать предметы и их группы, выявлять существенные признаки, устанавливать связи, моделировать объекты и др.
Средства создания развивающей предметно-пространственной среды– это средства обучения, например, дидактические игры и пособия (конструкторы, игры, различные лото,

Слайд 9Различные определения средств обучения
Средства обучения – это:
«совокупность предметов, явлений

(В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев),
знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиманская),
слово (Г.С. Косюк, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин),
участвующие непосредственно

в учебно-воспитательном процессе и обеспечивающие усвоение новых знаний и развитие умственных способностей».
Различные определения средств обучения Средства обучения – это:«совокупность предметов, явлений (В.Е. Гмурман, Ф.Ф. Королев),знаки (модели), действия (П.Р. Атутов, И.С. Якиманская),слово (Г.С. Косюк,

Слайд 10Различные определения средств обучения

Средства обучения – это:

источники получения информации, как правило, это совокупность моделей самой различной

природы (Щербакова Е.И.).
Различные определения средств обучения  Средства обучения – это:  источники получения информации, как правило, это совокупность

Слайд 11Классификация средств обучения:

материально-предметные (иллюстративные) модели:
физические,
предметно-математические (прямой и непрямой аналогии)
пространственно-временные;


идеальные (мысленные) модели:
образные;
логико-математические модели (описания, интерпретации, аналогии).

Классификация средств обучения:материально-предметные (иллюстративные) модели: физические,предметно-математические (прямой и непрямой аналогии)пространственно-временные; идеальные (мысленные) модели: образные;логико-математические модели (описания, интерпретации,

Слайд 12Средства формирования элементарных математических представлений
комплекты наглядно дидактического материала для занятий;
оборудование

для самостоятельных игр и занятий детей;
методические пособия для воспитателя детского

сада, в которых раскрывается сущность работы по формированию элементарных математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются примерные конспекты занятий;
сборники дидактических игр и упражнений для формирования количественных, пространственных и временных представлений у дошкольников;
учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению математики в школе в условиях семьи.
Средства формирования элементарных математических представленийкомплекты наглядно дидактического материала для занятий;оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;методические пособия

Слайд 13Классификация средств обучения (по А.П.Усовой):
В этой классификации дидактические

средства обучения разделены на две группы на основании деятельности педагога

и ребенка.
Первая группа обеспечивает деятельность педагога.
Во второй группе средств обучающее воздействие передается дидактическому материалу и дидактической игре, построенной с учетом образовательных задач.
Классификация средств обучения (по А.П.Усовой):  В этой классификации дидактические средства обучения разделены на две группы на

Слайд 14Требования к дидактическому материалу, используемому при формировании ЭМП:
деятельность по

восприятию наглядного материала и действия с дидактическим материалом должны совпадать,

сочетаться с деятельностью познания;
должно быть определенное количество используемого дидактического материала, должна обеспечиваться его полнота;
выбор дидактического материала должен соответствовать задачам обучения, наличию в нем познавательного содержания;
обучающее воздействие обеспечивает тот материал, в котором четко выделен рассматриваемый признак (величина, количество, форма и т.д.);
дидактический материал должен соответствовать возрасту детей;
дидактический материал должен быть красочным, художественно выполненным, достаточно устойчивым.
Требования к дидактическому материалу, используемому  при формировании ЭМП: деятельность по восприятию наглядного материала и действия с

Слайд 15Функции, которые выполняют средства обучения при формировании элементарных математических представлений:


реализуют принцип наглядности;
адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для малышей

форме;
помогают дошкольникам овладевать способами действий, которые необходимы для возникновения элементарных математических представлений;
способствуют накоплению у детей чувственного восприятия свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и обогащению;
дают возможность воспитателю организовать учебно-познавательную деятельность дошкольников и управлять этой работой;
увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей на занятии по математике и вне его;
расширяют возможности педагога в решении учебных задач;
рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Функции, которые выполняют средства обучения при формировании элементарных математических представлений: реализуют принцип наглядности;адаптируют абстрактные математические понятия в

Слайд 16
позитивный стиль общения воспитателя и детей;
создание благоприятного климата на занятиях

по формированию элементарных математических представлений.
Морально-психологические условия предполагают:

позитивный стиль общения воспитателя и детей;создание благоприятного климата на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Морально-психологические условия

Слайд 17личностно-ориентированное, позитивное отношение воспитателя к ребенку, которое предполагает:
учет возрастных возможностей

и индивидуальных особенностей детей (посильный темп и объем работы для

каждого ребенка);
положительное оценивание каждого удачно выполненного задания ребенка, поддержку и поощрение любого проявления детской инициативы;
развитие его самостоятельности и активности;
создание атмосферы взаимопонимания и доверия детей друг другу и взрослому;
развитие у детей дошкольного возраста интереса к математике.

Для создания благоприятного климата при формировании ЭМП необходимо

личностно-ориентированное, позитивное отношение воспитателя к ребенку, которое предполагает:учет возрастных возможностей и индивидуальных особенностей детей (посильный темп и

Слайд 18для создания результативного и эффективного процесса формирования у дошкольников элементарных

математических представлений взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса – воспитателя, детей,

родителей, а взаимодействие воспитателя (обучающего) и дошкольников (обучаемых) осуществляется через различные формы обучения.

Организационно-педагогические условия предполагают

для создания результативного и эффективного процесса формирования у дошкольников элементарных математических представлений взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса

Слайд 19Определение формы обучения

Форма обучения – это специально организованная

деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному порядку и в

определенном режиме.
Определение формы обучения  Форма обучения – это специально организованная деятельность обучающего и обучаемых, протекающая по установленному

Слайд 20Требования к организационным формам обучения, применяемым при формировании ЭМП

Организационные

формы обучения должны обеспечивать осуществление цели и реализацию задач современного

учебного процесса – содействие всестороннему развитию детей.
Требования к организационным формам обучения, применяемым при формировании ЭМП Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление цели и

Слайд 21Разнообразие форм обучения определяется:

количеством обучающихся;
местом и временем проведения занятий;
способами

деятельности детей;
способами руководства этой деятельностью со стороны воспитателя.

Разнообразие форм обучения определяется: количеством обучающихся;местом и временем проведения занятий;способами деятельности детей;способами руководства этой деятельностью со стороны

Слайд 22Основание классификации - количество обучающихся

Организационные формы обучения делятся на:
индивидуальную;
коллективную;
групповую

(дифференцированную).

Основание классификации - количество обучающихсяОрганизационные формы обучения делятся на: индивидуальную;коллективную;групповую (дифференцированную).

Слайд 23Индивидуальная форма обучения использовалась в:

системе общественного дошкольного воспитания СССР, особенно

в 20 – 30-е годы (системы Е.И. Тихеевой, Ф.Н. Блехер и др.);

системе

М. Монтессори.
Индивидуальная форма обучения использовалась в:системе общественного дошкольного воспитания СССР, особенно в 20 – 30-е годы (системы Е.И. Тихеевой,

Слайд 24Плюсы индивидуальной формы обучения:
обеспечивает накопление личного опыта;
развитие самостоятельности и активности

ребенка;
переживание положительных эмоций от общения непосредственно с обучающим;
взрослому (воспитателю) легче

увидеть «зону ближайшего развития» ребенка, чем при коллективном обучении.
Плюсы индивидуальной формы обучения:обеспечивает накопление личного опыта;развитие самостоятельности и активности ребенка;переживание положительных эмоций от общения непосредственно с

Слайд 25Минусы индивидуальной формы обучения:

экономически невыгодно;
недостаточно реализуется возможность сотрудничества и соперничества

со сверстниками, которая является важным эмоциональным фоном учения.

Минусы индивидуальной формы обучения:экономически невыгодно;недостаточно реализуется возможность сотрудничества и соперничества со сверстниками, которая является важным эмоциональным фоном

Слайд 26Плюсы коллективной формы обучения (педагог работает с целой группой):

экономически более

выгодна, чем индивидуальная;
реализуется взаимная помощь и взаимное обучение.

Плюсы коллективной формы обучения (педагог работает с целой группой):экономически более выгодна, чем индивидуальная;реализуется взаимная помощь и взаимное

Слайд 27Минусы коллективной формы обучения (с начала 50-х годов самая распространенная

в ДОУ):
недостаточно учитываются индивидуальные различия и потребности детей.
Если воспитатель пытается

выровнять всех, подтягивая до среднего уровня одних и сдерживая, замедляя развитие других, наиболее способных, одаренных детей, то нарушается принцип индивидуального подхода (отражающий цели обучения в современном обществе) или принцип минимакса.
Минусы коллективной формы обучения (с начала 50-х годов самая распространенная в ДОУ):недостаточно учитываются индивидуальные различия и потребности

Слайд 28Дифференцированная форма обучения, отвечающая целям образования в ДОУ
Организационную форму обучения,

учитывающую возможности, потребности каждого ребенка называют дифференцированной.
В педагогической практике такое

обучение называют «групповым», «индивидуально-групповым» или «коллективно-групповым» обучением.
Его развитие в нашей стране связано с появлением развивающего обучения (Л.С. Выгодский, Л.В. Занков, Ю.К. Бабанский и др.).

Дифференцированная форма обучения, отвечающая целям образования в ДОУОрганизационную форму обучения, учитывающую возможности, потребности каждого ребенка называют дифференцированной.В

Слайд 29Критерии деления на подгруппы при дифференцированном обучении :
по способностям или

не способностям к обучению;
по интересам;
по объему материала и степени его

сложности;
по степени самостоятельности;
по темпу продвижения в обучении.
Критерии деления на подгруппы при дифференцированном обучении :по способностям или не способностям к обучению;по интересам;по объему материала

Слайд 30Плюсы дифференцированной формы обучения:
учитываются типичные и индивидуальные различия уровней развития

детей;
регулируется объем и сложность изучаемого материала;
корректируется количество занятий в неделю

для разных групп дошкольников.
Плюсы дифференцированной формы обучения:учитываются типичные и индивидуальные различия уровней развития детей;регулируется объем и сложность изучаемого материала;корректируется количество

Слайд 31Формирование элементарных математических представлений происходит во время:
образовательной деятельности детей, осуществляемой

в процессе организации различных видов детской деятельности;
образовательной деятельности, осуществляемой в

ходе режимных моментов;
самостоятельной деятельности детей;
взаимодействия с семьями детей по реализации основной образовательной программы дошкольного образования.

Формирование элементарных математических представлений происходит во время:образовательной деятельности детей, осуществляемой в процессе организации различных видов детской деятельности;образовательной

Слайд 32Основной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников в детском

саду является образовательная деятельность, осуществляемая во время занятия.
На занятиях комплексно

реализуются образовательные, воспитательные и развивающие задачи; программные требования и требования ФГОС; математические представления формируются и развиваются в определенной системе.
Основной формой развития элементарных математических представлений у дошкольников в детском саду является образовательная деятельность, осуществляемая во время

Слайд 33Принципы построения и проведения занятий в ДОУ
Занятие, как правило, проводятся

фронтально, то есть одновременно со всеми детьми.
Каждое занятие занимает

свое, строго определенное место в системе занятий по изучению данной программной задачи, темы, раздела.
В работе с дошкольниками новые знания даются небольшими частями, строго дозированными «порциями».
Принципы построения и проведения занятий в ДОУЗанятие, как правило, проводятся фронтально, то есть одновременно со всеми детьми.

Слайд 34Структура НОД (занятия)
В структуре НОД выделяются основные части: от одной

до четырех-пяти в зависимости от возраста детей (НОД может состоять

и из одной части).
Структура НОД определяется чередованием разных видов деятельности детей, сменой методических приемов и дидактических средств.
Все части НОД (если их несколько) достаточно самостоятельны, равнозначны и вместе с тем связаны друг с другом.
Новый материал дается в первой или первых частях НОД, по мере усвоения он перемещается в другие части.
В процессе НОД, обычно после первой или второй части, проводятся физкультминутки.
Структура НОД (занятия)В структуре НОД выделяются основные части: от одной до четырех-пяти в зависимости от возраста детей

Слайд 35Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятии
Словесная активизация.
Чередование различных

видов деятельности.
Смена наглядного материала.
Физкультминутки и релаксация.
Трудный новый материал дается через

3—5 минут от начала занятия до 15-18-й минуты.

Способы поддержания хорошей работоспособности у детей на занятииСловесная активизация.Чередование различных видов деятельности.Смена наглядного материала.Физкультминутки и релаксация.Трудный новый

Слайд 36Занятие по формированию элементарных математических представлений бывает

в форме дидактических игр;
в

форме дидактических упражнений;
в форме дидактических упражнений и игр.

Выделение их условно

и зависит от того, какой вид деятельности детей является ведущим.
Занятие по формированию элементарных математических представлений бываетв форме дидактических игр;в форме дидактических упражнений;в форме дидактических упражнений и

Слайд 37Классификация занятий по основной дидактической цели:

- занятие по сообщению детям

новых знаний и их закреплению;
- занятие по закреплению и применению

полученных представлений в решении практических и познавательных задач;
- контрольное, проверочное занятие;
- комбинированное занятие.
Классификация занятий по основной дидактической цели:- занятие по сообщению детям новых знаний и их закреплению;- занятие по

Слайд 38Соотнесение этапов занятий с типом занятий
Организационный момент
Подготовка к введению нового

материала
Введение нового материа-ла и его закрепление
Физминутка
Закрепление и повторение ранее изученного

материала

Самостоятельная деятельность детей

Итог занятия

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Соотнесение этапов занятий с типом занятийОрганизационный моментПодготовка к введению нового материалаВведение нового материа-ла и его закреплениеФизминуткаЗакрепление и

Слайд 39Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к

концу старшей группы сформировать)
Соблюдать дисциплину на занятии.
Сидеть, сохраняя правильную осанку.
Тихо

вставать и садиться, подходить к доске.
Поднимать руку, только когда знаешь ответ.
Отвечать, только когда тебя спросят.
Давать ответы четко, громко, адресуя всем детям.
Внимательно выслушивать ответы товарищей и уметь их исправить, не повторяясь (дети быстро учатся замечать чужие ошибки, необходимо это правильно использовать).
Уметь внимательно слушать задание и осмысливать его.
Выполнять задания самостоятельно после указания воспитателя.
Владеть навыками работы с раздаточным и демонстрационным материалом и др.

Навыки учебной деятельности (начинаем формировать со средней группы, желательно к концу старшей группы сформировать)Соблюдать дисциплину на занятии.Сидеть,

Слайд 40Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со 2 половины

2-ой младшей группы, к концу средней группы желательно сформировать):
Бережное отношение

к наглядному материалу.
Самостоятельная подготовка раздаточного материала к за­нятию.
Выкладывание пособий слева направо, сверху вниз, беря ведущей рукой по одному предмету.
Работать с раздаточным материалом только по заданию воспитателя.

Навыки работы с раздаточным материалом (начинаем формировать со 2 половины 2-ой младшей группы, к концу средней группы

Слайд 41Для полноценного формирования у детей математической культуры помимо занятий целесообразно

использовать и такие формы, как:

экскурсии и наблюдения;
ознакомление с литературными произведениями;
формы

организации самостоятельной деятельности детей (игровые упражнения с сенсорными эталонами, творческие игровые задания, алгоритмические игровые упражнения, конструктивные игры, логические игры и др. на математическом материале).
Для полноценного формирования у детей математической культуры помимо занятий целесообразно использовать и такие формы, как:экскурсии и наблюдения;ознакомление

Слайд 42Организационная форма обучения - экскурсия
Направлена на ознакомление детей с:
трехмерным пространством

окружающего мира (формой и размером реальных объектов);
количественными свойствами и отношениями,

существующими в реальном пространстве помещений, на участке ДОУ и за его территорией, т.е. в окружающем ребенка пространстве;
с временными ориентировками в естественных условиях, соответствующих той или иной части суток, времени года и т.п.
Организационная форма обучения - экскурсияНаправлена на ознакомление детей с:трехмерным пространством окружающего мира (формой и размером реальных объектов);количественными

Слайд 43Классификация экскурсий:

Экскурсии делятся на:
ознакомительные;
уточняющие ранее полученные знания;
итоговые.

Классификация экскурсий:Экскурсии делятся на:ознакомительные;уточняющие ранее полученные знания;итоговые.

Слайд 44Содержание экскурсий
На экскурсиях математической направленности дети знакомятся с деятельностью людей,

включающей элементы математического содержания:
покупка товаров в магазине (количественные представления);
взрослые идут

на работу, а школьники – в школу (временные представления);
пешеходы переходят дорогу (пространственные представления и алгоритмическая деятельность);
строители строят дома используя разные по высоте краны (представление о величинах) и т.п.
Содержание экскурсийНа экскурсиях математической направленности дети знакомятся с деятельностью людей, включающей элементы математического содержания:покупка товаров в магазине

Слайд 45Требования к проведению экскурсий с дошкольниками:

цель каждой экскурсии должна быть

понятна, близка и доступна детям (пойдем в магазин, чтобы посмотреть

как покупают (взвешивают) продукты, посчитаем сколько покупателей стоит в очереди и т.п.);
во время экскурсии необходимо создавать условия для деятельности детей (покупать открытки, отправлять открытки на почте и т.п.);
наблюдение за различными объектами организуется так, чтобы все дети имели возможность четко видеть эти объекты и могли одновременно наблюдать за сравниваемыми объектами;
экскурсии должны проходить на высоком эмоциональном фоне, чтобы у детей формировался положительный настрой для восприятия математической информации.
Требования к проведению экскурсий с дошкольниками:цель каждой экскурсии должна быть понятна, близка и доступна детям (пойдем в

Слайд 46Структура экскурсии
Она состоит из вводной, основной и итоговой части.
Во

вводной части воспитатель ставит перед детьми значимую цель.
Основная часть включает

поход к месту ее проведения; беседу, в которую включается рассказ о тех математических свойствах и отношениях, которые предлагались им для ознакомления; наблюдение за деятельностью и взаимоотношениями людей, за изменениями в природе; практические действия детей.
Итоговая часть состоит из двух этапов: подведение итогов экскурсии сразу после ее проведения и рассредоточенное во времени (вечером, на следующий день или по прошествии нескольких дней).
Структура экскурсии Она состоит из вводной, основной и итоговой части.Во вводной части воспитатель ставит перед детьми значимую

Слайд 47Организационная форма обучения - ознакомление с литературными произведениями

Содействует формированию

у детей математических знаний:
художественная литература способствует формированию у ребенка представлений

об особенностях различных свойств и отношений, которые существуют в природном и социальном мире;
развивает мышление и воображение ребенка, обогащает эмоции, дает образцы живого русского языка.
Организационная форма обучения - ознакомление с литературными произведениями Содействует формированию у детей математических знаний:художественная литература способствует формированию

Слайд 48Требования к литературным произведениям, способствующим формированию ЭМП
для занятий с

детьми отбираются произведения, способствующие: формированию представлений о частях суток, днях

недели, временах года, о количественных представления, величинах и ориентировке в пространстве;
рассказывание художественных произведений, прежде всего стихотворных, должно сопровождать деятельность воспитателя на различных занятиях, в режимные моменты: во время прогулок, воспитания навыков самообслуживания и т.п.
Требования к литературным произведениям, способствующим формированию ЭМП для занятий с детьми отбираются произведения, способствующие: формированию представлений о

Слайд 49Организационная форма обучения - игры с природным материалом

Игры с природным

материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи и др.) позволяют

развивать представления детей о непрерывном количестве, об объеме.
Игры с песком и другим сыпучим материалом должны включать различные приемы выполнения игровых действий: действия по подражанию и по образцу, самостоятельные действия детей в соответствии с собственным замыслом и др.
Организационная форма обучения - игры с природным материаломИгры с природным материалом (песок, вода, крупа, фасоль, горох, орехи

Слайд 50Примеры игр с природным материалом


Следы на песке».
«Наполни (песком, орехами, горохом

и т.п.) большой и маленький стакан».
«Печем куличи».

Примеры игр с природным материаломСледы на песке».«Наполни (песком, орехами, горохом и т.п.) большой и маленький стакан».«Печем куличи».

Слайд 51Обогащение математического словаря дошкольников в процессе игр с песком
Детей учат

понимать:
слова-антонимы, обозначающие явления природы (сухой-мокрый песок);
физические качества и свойства предметов

(легкий-тяжелый, большой-маленький комок из песка и т.п.);
количество, порядок, беспорядок, последовательность расположения (много-мало, первый-последний и т.п.);
движение, перемещение, изменение положения в пространстве (подходить-отходить, подсыпать-отсыпать, наливать-выливать и т.п.).
Обогащение математического словаря дошкольников в процессе игр с пескомДетей учат понимать:слова-антонимы, обозначающие явления природы (сухой-мокрый песок);физические качества

Слайд 52Цель игр с водой, крупой, фасолью, горохом с применением различных

емкостей
С помощью таких играх у дошкольников необходимо сформировать:
представления об объеме

воды, сыпучего материала;
представления о сохранении количества независимо от формы и объема сосуда и др. (для этого детей учат пользоваться различными условными мерками).
Цель игр с водой, крупой, фасолью, горохом с применением различных емкостейС помощью таких играх у дошкольников необходимо

Слайд 53Примеры игр с водой
Для формирования количественных представлений – детям

предлагается бросить в емкость или достать из нее определенное количество

предметов (геометрических фигур, игрушек и др.);
Для освоения пространственных представления – дошкольники, осуществляют пространственную ориентировку в воде (предмет на поверхности воды, на дне ёмкости);
Для развития барического чувства – детям дают непрозрачные емкости разные по объему, предлагают налить в них воду (причем количество воды в ёмкостях значительно различается по массе) и просят расположить эти ёмкости по порядку начиная с самой легкой (тяжелой) (массу ёмкости дети должны определить с помощью «взвешивания» рукой).
Примеры игр с водой Для формирования количественных представлений – детям предлагается бросить в емкость или достать из

Слайд 54Организационная форма обучения - игровые упражнения с бытовыми предметами
Игры

с бытовыми предметами (прищепки, баночки, крышки, пластмассовые бутылки и т.п.),

способствуют формированию элементарных «житейских» (по Л.С.  Выготскому) представлений.
Игры с прищепками (дидактическое средство М. Монтессори), используются для:
пересчета количества предметов, звуков, движений и т.п. и соотнесения их с определенным количеством прищепок, которые прикрепляются ребенком в различных пространственных положениях: по кругу, по прямой, на сторонах квадрата, треугольника и др.;
соотнесения количества прищепок с числовыми карточками (карточками с цифрами), составление числовых лесенок, прикрепление к геометрическим фигурам определенного количества прищепок (например, игра «Прикрепи лучики к солнышку», «Наряди елку» и т.п.);
определения независимости количества прищепок от формы и размера предметов, к которым они прикрепляются.
Организационная форма обучения - игровые упражнения с бытовыми предметами Игры с бытовыми предметами (прищепки, баночки, крышки, пластмассовые

Слайд 55Организационная форма обучения - игровые упражнения с сенсорными эталонами
Содержание

этих игр включает в себя идентификацию предметов:
по цвету,
форме,
размеру,
расположению.
Примеры игровых упражнений

с сенсорными эталонами: «Найди такой же шар», «Принеси все красное», «Положи на стол большие кубики»
Организационная форма обучения - игровые упражнения с сенсорными эталонами Содержание этих игр включает в себя идентификацию предметов:по

Слайд 56Организационная форма обучения - логические, конструктивные и игры со знаково-символическими

материалами
Цель таких игр – формирование представлений о геометрических фигурах.
Средства для

проведения логических игр – логические блоки (блоки Дьенеша).
Игры с логическими блоками применяются для:
классификации по цвету, размеру и форме;
упражнений на тактильное выделение формы и соотнесение по размеру и т.п.
Организационная форма обучения - логические, конструктивные и игры со знаково-символическими материаламиЦель таких игр – формирование представлений о

Слайд 57Организационная форма обучения - логические, конструктивные и игры со знаково-символическими

материалами
При проведении логических и конструктивных игр используются знаково-символические материалы

(пиктограммы) для обозначения цвета, формы, размера.
Примеры таких игр:
задания на чтение «паспорта» фигуры (с помощью символов описываются основные характеристики фигуры - цвет, форма, размер);
самостоятельное составление такого «паспорта» для какой-либо фигуры.
Организационная форма обучения - логические, конструктивные и игры со знаково-символическими материалами При проведении логических и конструктивных игр

Слайд 58Организационная форма обучения - творческие игровые задания
Такие задания (они

могут использоваться не только на занятиях, но и в свободное

время) применяются при формировании различных математических представлений:
количественных представлений;
представлений о геометрических фигурах;
пространственной ориентации;
представлений о величинах;
временных представлений.
Организационная форма обучения - творческие игровые задания Такие задания (они могут использоваться не только на занятиях, но

Слайд 59Примеры творческих игровых заданий, используемых при формировании количественных представлений
«Что

может делать…?» (Что может цифра 6? – обозначать количество предметов,

стать другой цифрой и т.п.).
«Чем был – чем стал?» (Было числом 4, а стало числом 5. Как это произошло?).
«Где живет …?» (Где живет цифра 3? – в днях недели, в месяцах года, в номерах домов и т.п.).
«Число, как тебя зовут?» (Ребенку предлагается изобразить жестами число, остальные должны назвать число).
«Этого было много, а стало мало. Что это может быть?» (снега было много, а стало мало - растаял).
«Этого было мало, а стало много. Что это может быть?» (овощей в огороде было мало, а стало много - выросли).
Примеры творческих игровых заданий, используемых при формировании количественных представлений «Что может делать…?» (Что может цифра 6? –

Слайд 60Примеры творческих игровых заданий, используемых для закрепления представлений о геометрических

фигурах
«Найди предметы, похожие на круг (квадрат, треугольник и др.)».
«Определи,

на какую фигуру похожа крышка стола (сидение стула и др.)».
«Подбери по форме» (детям предлагается назвать форму объектов или их частей на картинке и найти данную форму в окружающих предметах).
«Кто больше назовет предметов, имеющих форму круга (квадрата, треугольника и др.)».
«Что умеет делать …?» (Что может круг? Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью. (Круг может быть часами и т.п.)).
Примеры творческих игровых заданий, используемых для закрепления представлений о геометрических фигурах «Найди предметы, похожие на круг (квадрат,

Слайд 61Примеры творческих игровых заданий, используемых для закрепления представлений о геометрических

фигурах
«Волшебные очки» (Представь, что ты надел круглые очки, через

которые можно увидеть только круглые предметы, осмотрись и назови, что ты можешь увидеть в этой комнате, на улице, у тебя дома. Назови 5 предметов).
«Угадай по описанию» (Воспитатель показывает одному ребенку картинку с объектом, ребенок описывает объект (необходимо это сделать от общего к частному), а остальные дети должны отгадать, о каком объекте идет речь).
«Теремок» (Ребенок: Тук-Тук. Я – треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе. Воспитатель: Пущу тебя, только скажи, чем ты похож на меня - квадрата (или чем ты отличаешься ль меня - круга).).
«Дорисуй, что я задумала» (Воспитатель (ребенок) изображает часть геометрической фигуры, дети должны дорисовать остальное) и др.
Примеры творческих игровых заданий, используемых для закрепления представлений о геометрических фигурах «Волшебные очки» (Представь, что ты надел

Слайд 62Примеры творческих игровых заданий, используемых для развития пространственной ориентации

«Расскажи

про свой узор».
«Мастерская ковров».
«Что изменилось?».
«Да-нет» (ведущий загадывает объект на картинке,

а остальные дети с помощью вопросов, на которые ведущий отвечает только «да» или «нет», устанавливают его местонахождение).
Примеры творческих игровых заданий, используемых для развития пространственной ориентации «Расскажи про свой узор».«Мастерская ковров».«Что изменилось?».«Да-нет» (ведущий загадывает

Слайд 63Примеры творческих игровых заданий, используемых при формировании представлений о величинах



«Учимся измерять» (Чем лучше всего измерить муравья, дерево, жилой дом,

твой рост, твой палец, машину, карандаш?).
«Накорми великана (мальчика-с-пальчика)» (Если бы ты хотел приготовить завтрак для великана (мальчика-с-пальчика), чем бы ты стал отмерять следующие продукты: чай, молоко, масло, гречневая крупа, вода, соль? Сколько бы ты взял каждого продукта?).
«Что было раньше маленьким, а стало большим?».
«Что было раньше большим, а стало маленьким?».
Примеры творческих игровых заданий, используемых при формировании представлений о величинах «Учимся измерять» (Чем лучше всего измерить муравья,

Слайд 64Примеры творческих игровых заданий, используемых при формировании временных представлений

«Строим

паровозик времени» (воспитатель готовит 5-6 вариантов изображения одного объекта в

разные временные периоды (например, младенец, маленький ребенок, школьник, подросток, взрослый, пожилой человек), данные карточки лежат на столе в беспорядке, дети берут понравившиеся карточки и составляют паровозик).
«Угадай и назови» (Угадай, о чем я говорю… - идет описание части суток, времени года и др.).
«Раньше-позже» (ведущий называет какое-либо событие, а дети говорят, что было до него и что будет после)
Примеры творческих игровых заданий, используемых при формировании временных представлений «Строим паровозик времени» (воспитатель готовит  5-6 вариантов

Слайд 65Структура организации дидактической игры
игровой замысел;
правила;
игровые действия;

познавательное содержание;
оборудование;
результат игры.

Данные структурные элементы взаимосвязаны между собой

и отсутствие отдельных элементов разрушает игру.
Структура организации дидактической игры игровой замысел; правила; игровые действия; познавательное содержание; оборудование; результат игры.Данные структурные элементы взаимосвязаны

Слайд 66Этапы проведения дидактической игры

организационно-подготовительный (выбор игры, разработка сценария, подготовка

дидактического материала);
собственно игровая часть;
подведение итогов игры с детьми;
методический анализ игры

педагогом.
Этапы проведения дидактической игры организационно-подготовительный (выбор игры, разработка сценария, подготовка дидактического материала);собственно игровая часть;подведение итогов игры с

Слайд 68Учет всех описанных педагогических условий освоения математических представлений создает благоприятную

атмосферу для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности ребенка, его разносторонних

способностей, а также позволяет обеспечить необходимый уровень предшкольной математической подготовки
Учет всех описанных педагогических условий освоения математических представлений создает благоприятную атмосферу для своевременного развития основ интеллектуальной деятельности

Слайд 69Успехов в работе

Успехов в работе

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика