Слайд 1Педагогический контроль
в подготовке спортсмена
Разделы темы:
Виды контроля.
Контроль за соревновательными и
тренировочными воздействиями.
Контроль за состоянием подготовленности спортсмена.
Контроль за факторами внешней среды.
Учет
в процессе спортивной тренировки.
Слайд 2
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных
показателей тренировочного процесса для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
(используются
педагогические, психологические, биологические, социометрические, спортивно-медицинские и другие методы).
Педагогический контроль
Слайд 3Показатели
педагогического контроля:
Показатели тренировочных и соревновательных воздействий.
Показатели функционального состояния и
подготовленности спортсмена.
Показатели состояния внешней среды.
Слайд 4Виды педагогического контроля
Предварительный,
Оперативный,
Текущий,
Этапный,
Итоговый.
Слайд 5Предварительный контроль
Проводится обычно перед началом занятий с новым контингентом. Предназначен
для изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация)
и определения готовности учащихся к предстоящим занятиям (к усвоению нового учебного материала или выполнению нормативных требований учебной программы).
Данные предварительного контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
Слайд 6Оперативный контроль
Это контроль за оперативным состоянием спортсмена, в частности за
готовностью к выполнению очередной попытки, очередного упражнения, к проведению схватки,
боя и т.д. Он направлен на оценку реакций организма спортсмена на тренировочные или соревновательные нагрузки, качество исполнения технических приемов и комбинации в целом.
Слайд 7Текущий контроль
Это оценка в микроциклах подготовки результатов контрольных соревнований, динамики
нагрузок и их соотношений, регистрация и анализ повседневных изменений уровня
подготовленности спортсмена, уровня развития его техники и тактики.
Слайд 8Этапный контроль
Это измерение и оценка в конце этапа (периода) подготовки
различных показателей соревновательной и тренировочной деятельности спортсмена, динамики нагрузок и
спортивных результатов на соревнованиях или в специально организованных условиях.
Слайд 9
Контроль за соревновательными воздействиями
Слайд 10
Контроль за тренировочными воздействиями
Слайд 11Основные показатели объема нагрузки :
количество тренировочных дней;
количество тренировочных занятий;
время, затраченное на тренировочную и соревновательную деятельность;
количество, километраж специализированных упражнений.
Слайд 12Показатели интенсивности нагрузки:
концентрация упражнений во времени;
скорость выполнения упражнений;
мощность выполнения упражнений.
Слайд 13Оценка состояния подготовленности спортсмена включает в себя:
оценку специальной физической
подготовленности;
оценку технико-тактической подготовленности;
оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.
Слайд 14Оценка состояния подготовленности спортсмена включает в себя:
оценку специальной физической
подготовленности;
оценку технико-тактической подготовленности;
оценку психологического состояния и поведения на соревнованиях.
Слайд 15Контроль за факторами внешней среды
К таким факторам относятся:
– климат
конкретной географической местности и степень адаптации к этим условиям (температура
и влажность окружающей среды, интенсивность солнечной радиации, направление ветра, атмосферное давление);
– состояние спортивного сооружения (их покрытие, освещенность, размеры, микроклимат);
– качество спортивного инвентаря и оборудования, защитных сооружений;
– поведение зрителей (фактор своего и чужого поля);
– социально-психологическая обстановка в местах размещения спортсменов;
– объективность судейства;
– продолжительность переездов, условий размещения, питания и отдыха спортсменов.
Слайд 16Методы контроля:
педагогическое наблюдение,
опросы,
прием контрольных нормативов,
тестирование,
контрольные
и другие соревнования,
простейшие врачебные методы (измерение ЖЕЛ – жизненной
емкости легких, массы тела, становой силы и др.),
хронометрирование занятия,
пульсометрия
Слайд 17Первая группа тестов
для педагогического контроля:
Тесты, проводимые в покое. К ним
относят показатели физического развития (рост и масса тела, толщина кожно-жировых
складок, длина и обхват рук, ног, туловища и т.д.). В покое измеряют функциональное состояние сердца, мышц, нервной и сосудистой систем. В эту же группу входят и психологические тесты.
Слайд 18Вторая группа тестов для педагогического контроля:
Это стандартные тесты, когда всем
спортсменам предлагается выполнить одинаковое задание (например, бежать на тредбане со
скоростью 5 м/с в течение 5 мин или в течение 1 мин подтянуться на перекладине 10 раз и т.д.).
Слайд 19Третья группа тестов для педагогического контроля:
Это тесты, при выполнении которых
нужно показать максимально возможный двигательный результат. Измеряются значения биомеханических, физиологических,
биохимических и других показателей (силы, проявляемые в тесте; ЧСС, МПК, анаэробный порог, лактат и т.п.).
Слайд 20Самоконтроль спортсмена
Самоконтроль - это регулярные самостоятельные наблюдения занимающихся за состоянием
своего здоровья, физического развития, за влиянием на организм занятий физическими
упражнениями и спортом.
Слайд 21Самоконтроль педагога
Необходимо контролировать свои поступки, сообщения, указания, используемые средства и
методы. Осуществляется самоконтроль путем самонаблюдения, самоанализа и другими методами. Критерием
оценки могут быть: степень соответствия профессионально-педагогических действий принципам обучения и воспитания, а также нормам педагогический этики.
Слайд 22Формы учета показателей спортивной тренировки:
Этапный учет ;
Предварительный учет ;
Текущий
учет;
Оперативный учет.
Слайд 23Основные документы учета в спортивной школе :
журнал учета занятий,
дневник
тренировки,
журнал учета спортсменов-разрядников,
инструкторов-общественников,
судей по спорту,
таблица рекордов спортивной школы,
протоколы соревнований,
личные карточки
и врачебно-контрольные карты занимающихся.