Разделы презентаций


Педагогический проект: «Психолого–педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема»

Содержание

Проектность (в личном и социальном плане) – определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры, связанных с преобразовательной деятельностью человека. Проектирование является важнейшим компонентом жизнедеятельности и представляет

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1МБОУ «Умётская средняя общеобразовательной школы им. Героя Социалистического Труда

П.С.Плешакова»
Педагогический проект:


«Психолого–педагогические барьеры в обучении школьников проектной деятельности как дидактическая проблема»

Автор проекта: Пархутик Надежда Ивановна,
учитель технологии

МБОУ «Умётская средняя общеобразовательной школы им. Героя Социалистического Труда  П.С.Плешакова»Педагогический проект:

Слайд 2
Проектность (в личном и социальном плане) – определяющая стилевая черта

современного мышления, один из важнейших типологических признаков современной культуры, связанных

с преобразовательной деятельностью человека.
Проектирование является важнейшим компонентом жизнедеятельности и представляет собой культурно – исторический феномен, направленный на расширение горизонтов развития человеческой субъектности.
Однако, овладение проектной деятельностью нередко вызывает затруднения у учащихся. Поэтому необходимо определить проблемные зоны, выявить трудности, барьеры, организовать взаимодействие субъектов образовательного процесса таким образом, чтобы минимизировать блокирующее влияние этих барьеров

2


Актуальность проекта

Проектность (в личном и социальном плане) – определяющая стилевая черта современного мышления, один из важнейших типологических признаков

Слайд 3 Проблема состоит в осмыслении и преодолении противоречий:
между значимостью проектного обучения,

необходимостью его реализации в учебном процессе и недостаточной разработанностью технологии

взаимодействия субъектов образовательного пространства по преодолению возникающих барьеров в овладении проектной деятельностью;

между растущей нагрузкой на учащихся, связанной с увеличением информационного потока, и ограничением времени, не позволяющим полностью раскрыть учащимся свой творческий потенциал;

между стремлением ученика к творческому саморазвитию, самопроектированию и недостаточным использованием возможностей образовательного процесса для формирования этих навыков учащихся.
Проблема состоит в осмыслении и преодолении противоречий:между значимостью проектного обучения, необходимостью его

Слайд 4Проблемы психологических затруднений в учебной деятельности рассматривались отечественными учёными И.А.

Зимней, Г.Ф. Заремба, В.А. Кан-Каликом, Н.В. Кузьминой
Проблемы психолого-педагогических барьеров в

связи с инновационными процессами в образовании в отечественной педагогике изучают В.Ф. Галытин, Л.А. Коростылева, Л.М. Подлесная и др.

Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников. – М.: Высшая школа,2012

Исследованием вопросов образования и самообразования учителей по преодолению барьеров в учебной деятельности занимаются С.Б. Елканов, С.Г. Вершловский, А.Б. Орлов, Г.С. Сухобская и др.

Проблемы проектной деятельности находятся в центре научных интересов отечественных и зарубежных исследователей: Т.Мальдонадо, К.ДЖ.Джонс, О.И.Генисаретский, Ю.В.Громыко, Г.Л.Ильин

Проблемы психологических затруднений в учебной деятельности рассматривались отечественными учёными И.А. Зимней, Г.Ф. Заремба, В.А. Кан-Каликом, Н.В. КузьминойПроблемы

Слайд 5Цель проекта:
теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогической технологии организации взаимодействия

субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной

деятельности
Цель проекта:теоретическое обоснование и экспериментальная проверка педагогической технологии организации взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в

Слайд 6Задачи:
Провести теоретический анализ основных подходов к проблеме психолого-педагогических барьеров в

современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии;

Определить содержание и факторы

возникновения психолого-педагогических барьеров в проектной деятельности школьников, раскрыть специфику их функционирования;

Исследовать психолого-педагогические условия и механизмы, обеспечивающие оптимальное межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в проектной деятельности школьников;




Задачи:Провести теоретический анализ основных подходов к проблеме психолого-педагогических барьеров в современной отечественной и зарубежной педагогике и психологии;Определить

Слайд 7
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обучение

школьников проектной деятельности будет более успешным, если

учитель имеет теоретические знания

о психолого-педагогических барьерах, особенностях их влияния на проектную деятельность школьников, владеет дидактическими приёмами их ослабления и преодоления;

взаимодействие участников образовательного процесса базируется на педагогической модели, позволяющей реализовывать принцип субъектности, диалогический характер взаимодействия учителя и ученика, структурные и функциональные связи основных компонентов проектной деятельности;

Гипотеза

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что обучение школьников проектной деятельности будет более успешным, еслиучитель

Слайд 8Новизна
выделены и исследованы психолого-педагогические барьеры в проектной деятельности учащихся,

посредством которых происходит блокирование или мобилизация творческой проектной деятельности;
выявлены

психолого-педагогические факторы преодоления барьеров:
1) педагогический, определяемый общей организацией педагогического процесса проектной деятельности;
2) психологический, включающий специальные способности, личностные качества и индивидуальный стиль деятельности преподавателя и школьников;
3) социальный, основывающийся на социальных различиях обучаемых
4) дидактический, заключающийся в использовании активных методов обучения проектной деятельности.

Новизна проекта определяется тем, что в нём:

Новизна выделены и исследованы психолого-педагогические барьеры в проектной деятельности учащихся, посредством которых происходит блокирование или мобилизация творческой

Слайд 9Составляющие проекта

Объект исследования


Предмет исследования
Методы исследования
Взаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению

барьеров в обучении школьников проектной деятельности
Методы теоретического исследования: изучение, абстрагирование,

конкретизация, аналогия, синтез и анализ.
Методы эмпирического исследования: наблюдение, анкетирование, беседы, опрос, изучение и анализ результатов практической деятельности школьников, опытная работа, изучение и анализ педагогического опыта, психолого-педагогический эксперимент

Процесс обучения школьников проектной деятельности

Составляющие проектаОбъект исследованияПредмет исследованияМетоды исследованияВзаимодействие субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельностиМетоды теоретического

Слайд 10

Основные этапы исследования

Основные этапы исследования

Слайд 11Классификация психолого-педагогических барьеров

Классификация психолого-педагогических барьеров

Слайд 12Специфика возникновения и функционирования
10

Специфика возникновения и функционирования10

Слайд 13

Ценностно-мотивационные барьеры

Ценностно-мотивационные барьеры

Слайд 14

Когнитивные барьеры

Когнитивные барьеры

Слайд 15

Индивидуальные барьеры

Индивидуальные барьеры

Слайд 16

Барьеры типа «учитель-ученик»

Барьеры типа «учитель-ученик»

Слайд 17

Барьеры творческой ригидности

Барьеры творческой ригидности

Слайд 18Ожидаемые результаты
Создание условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на

преодоление психолого-педагогических барьеров в процессе обучения проектной деятельности, позволит обеспечить

эффективность образовательного процесса и личностное развитие школьников, становление их субъективной позиции.
Правильно организованный учебный процесс позволит развить у учащихся способность противостоять трудностям, сопровождающим любую творческую деятельность, находить выход из кризисных ситуаций , предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль за своей деятельностью и поведением

Ожидаемые результатыСоздание условий для взаимодействия субъектов образовательного процесса, направленных на преодоление психолого-педагогических барьеров в процессе обучения проектной

Слайд 19Формы

реализации проекта
Исследование проводилось на базе МБОУ «Уметская СОШ».

Всего исследованием было охвачено 229 учащихся 5-9 классов и 6 учителей
Участие в социально значимых проектах.
Применение педагогической модели взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельности на уроках технологии
Формы            реализации проектаИсследование проводилось на базе

Слайд 20Результативность проекта
Изменение мотивов участия в проектной деятельности
Потребность в развитии

творческих способностей
Желание испытать свои силы и возможности в новой

для себя сфере
Приобретение опыта, который может пригодиться во время дальнейшей учебы или в будущей профессиональной деятельности
Возможность самостоятельно получать новые знания, которых «нет ни в одном учебнике»





Перед началом проекта

По окончании проекта

6%

Результативность проектаИзменение мотивов участия в проектной деятельности Потребность в развитии творческих способностей Желание испытать свои силы и

Слайд 21Результативность проекта
Развитие индивидуальных качеств личности

Результативность проекта Развитие индивидуальных качеств личности

Слайд 22Рост качества знаний и уровня воспитанности учащихся
Результативность проекта

Рост качества знаний и уровня воспитанности учащихсяРезультативность проекта

Слайд 23Участие в социально значимых проектах
Изготовление салфеток для школьной столовой

Участие в социально значимых проектахИзготовление салфеток для школьной столовой

Слайд 24Изготовление занавеси для актового зала
Участие в социально значимых проектах

Изготовление занавеси для актового зала Участие в социально значимых проектах

Слайд 25Результативность проекта
Изготовление штор для школьной столовой

Результативность проектаИзготовление штор для школьной столовой

Слайд 26Продукты реализации проекта

Теория, практика, методика, ход и результаты исследования

систематически обсуждались на заседаниях методического объединения учителей технологии и методического

совета школы


По материалам исследования были опубликованы тезисы и представлен доклад на семинаре



Результаты исследования по преодолению и предупреждению психолого-педагогических барьеров в овладении проектной деятельностью были внедрены в школах района

Продукты реализации проекта Теория, практика, методика, ход и результаты исследования систематически обсуждались на заседаниях методического объединения учителей

Слайд 27Педагогическая технология взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в

обучении школьников проектной деятельности включает содержательные и функциональные возможности учебных

предметов, профессиональную компетентность педагога, методический инструментарий поэтапного овладения проектной деятельностью с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Моделирование данных процессов позволяет осуществлять контроль и самоконтроль эффективности педагогического воздействия в соответствии с обоснованными критериями

Вывод

Педагогическая технология взаимодействия субъектов образовательного процесса по преодолению барьеров в обучении школьников проектной деятельности включает содержательные и

Слайд 28
Обобщение

и

распространение опыта

Опыт обсуждался на заседании школьного методического объединения учителей технологии.





Опыт обобщен, помещен в районный банк передового педагогического опыта и рекомендован к распространению среди учителей технологии Уметского района в 2016-2017 учебном году.








Продукты реализации проекта размещены на сайте школы

Обобщение

Слайд 29
Востребованность проекта
Практическая значимость проекта состоит в возможности использования обоснованных

и апробированных экспериментальных выводов и рекомендаций при разработке технологии обучения

проектной деятельности. Выделенные в исследовании психолого-педагогические барьеры, факторы и педагогическая модель их преодоления в проектной деятельности подростков позволяет содействовать более успешному ее овладению, отвечает современным и перспективным задачам педагогической науки



Востребованность проекта	Практическая значимость проекта состоит в возможности использования обоснованных и апробированных экспериментальных выводов и рекомендаций при

Слайд 30Информационные ресурсы

Бурмистров С.Л. Джон Дьюи.//http//anthropology.ru

Симоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В.

Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты.- Брянск,2012

Кочкина Л.И., Горбунова Н.В. Методика

организации работы над проектом//Научно-исследовательская и проектная деятельность учащихся. Вып.3.-М.: Центр «Школьная книга»,2013.-224с.

Матяш Н.В. Проектная деятельность школьников.- М.: Высшая школа,2014

Нельке Матиас. Техники креативности.- М.: ОМЕГА-Л,2012

Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников / Под ред. И.А. Сасовой.-М.: Вентана-Граф,2015
Информационные ресурсыБурмистров С.Л. Джон Дьюи.//http//anthropology.ruСимоненко В.Д., Ретивых М.В., Матяш Н.В. Технологическое образование школьников. Теоретико-методологические аспекты.- Брянск,2012Кочкина Л.И.,

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика