Слайд 1Гоголева Г.С.,
доцент кафедры психологии и
здоровьесбережения ИРОСТ, к.п.н.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ПРОЦЕСС В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Слайд 2Основные принципы дошкольного образования (ФГОС ДО, п.1.4):
«полноценное проживание ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация)детского развития;
построение образовательной
деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее – индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьей;
Слайд 3приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование
познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная
адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учет этнокультурной ситуации развития детей»
Слайд 4Концепция понятия «педагогический процесс»
На рубеже XIX-XX веков в работах
П.Ф.
Каптерева впервые используется понятие «педагогический процесс» с целью выражения единства
воспитания и обучения как его сторон, а также самовоспитания и самообучения как исходной основы.
Слайд 5
Ю.К. Бабанский определял данное понятие следующим образом «Педагогическим процессом называют
целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения
единства обучения и воспитания» (в его узком специальном смысле).
Слайд 6
Такой же точки зрения в современной педагогической науке придерживаются ученые:
В.А. Сластенин, Г.И. Щукина, Б.Т. Лихачев, З.И. Васильева, И.А. Лернер,
Б.П. Битинас идр.)
Слайд 7Согласно федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее-ФГОС ДО)
Педагогический процесс
– это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках
определенной образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение поставленных целей образования, воспитания, обучения.
Слайд 8Практическая значимость данного определения ФГОС ДО
Дает возможность выделить:
ведущие характеристики
педагогического процесса в дошкольной образовательной группе;
особенности педагогического процесса
в дошкольной образовательной группе.
Слайд 91. Ведущие характеристики педагогического процесса в дошкольной образовательной группе
1.1. Целенаправленность
педагогического процесса
Современная философия образования, тенденции развития детской психологии и дошкольной
педагогики позволяют рассматривать дошкольную образовательную группу как уникальное пространство накопления ребенком опыта взаимодействия с миром – опыта познания и проникновения в культуру, знакомства и приобщения к человеческим отношениям.
Слайд 10Определим главное в данной позиции:
а) в дошкольном возрасте происходят процессы,
которые позволяют детям открыть мир для себя;
б) ребенок раскрывает себя
в мире людей;
в) развивается целостная природа ребенка;
г) его уникальность;
д) индивидуальное своеобразие и др.
Слайд 11Важно поставить правильно цель педагогического процесса
ФГОС ДО определяет цели педагогического
процесса путем соединения определенных линий (составляющих)педагогического процесса.
Слайд 12Первая линия (составляющая):
Ценностная позиция педагога (собственная позиция, интерпретация философии детства,
ценностное отношение к детству, понимание приоритетных задач ДО).
Слайд 13Вторая линия (составляющая):
Целевые установки образовательного учреждения(нормативные документы, в которых заложен
социальный заказ).
Слайд 14Третья линия (составляющая):
Учет возможностей, потребностей, интересов и склонностей детей (достижения
науки, индивидуальные особенности детей, диагностический инструментарий, педагогическая интуиция, мастерство педагога,
может быть превращение педагогического процесса в индивидуальный образовательный маршрут).
Слайд 15Четвертая линия (составляющая):
Учет социальных запросов родителей. Цели педагогического процесса определяются
с учетом того, как видят родители пребывание ребенка в дошкольной
образовательной группе.
Это может быть желание присмотра и ухода за ребенком, организации его общения и игр со сверстниками, раннего специального обучения и подготовки к школе.
Слайд 16Итак, подчеркнем по первой характеристике
Сложность определения целей педагогического процесса заключается
в том, чтобы найти гармоничное единство часто противоречащих друг другу
составляющих.
Цели равноценны и их равнозначный учет определяет в конечном итоге результативность педагогического процесса.
Слайд 17
1.2. Целостность педагогического процесса
Согласно ФГОС ДО – это целостность процессов
социализации и индивидуализации дошкольника, сохранения природы ребенка и ее развития
в культуре, обогащения индивидуального культурного опыта в процессе включения в социокультурный опыт, единства развития и образования.
Слайд 18Конкретизируем:
Во-первых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность медико-психолого-педагогического сопровождения
ребенка (возрастные особенности дошкольника, гибкость, подвижность и сензитивность в развитии
соматики, физиологии, психики).
В этой связи весьма уместной является вся информация о состоянии здоровья ребенка.
Слайд 19Во-вторых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность воспитательных, образовательных
и развивающих задач.
При этом реализация здоровьесберегающей функции, к
примеру, педагогического процесса связана с нахождением способов интеграции разных видов деятельности детей, организации образовательного процесса, синтезирующего работу разных специалистов.
Слайд 20
В-третьих, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность жизнедеятельности ребенка.
Новые культурные атрибуты, изменение предметного мира, новые источники информации.
Слайд 21
В-четвертых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность взаимодействия ребенка
с миром взрослых.
Сотрудничество педагогов и родителей.
Слайд 22
В-пятых, это педагогический процесс, в котором обеспечивается целостность образовательного процесса.
Процессы социализации и индивидуализации гармонично дополняют друг друга.
Слайд 231.3. Характер связей между участниками педагогического процесса
Процесс взаимодействия педагога и
детей в педагогическом процессе может быть организован как:
- процесс воздействия
(авторитарный подход, выражающийся в стремлении педагога сформировать личность ребенка в соответствии с некой идеальной моделью);
Слайд 24
- взаимодействие как бездействие характерно для педагогов либерального или формального
типа(формальная организация педагогического процесса носит обобщающий характер, рассчитанный на «среднего»
ребенка, педагог не вникает в детские проблемы и др.);
Слайд 25
- организация взаимодействие как процесса содействия присуща личностно-ориентированному подходу и
предполагает максимально возможный учет субъективных позиций участников педагогического процесса, то
есть субъект-суъективные отношения педагога и детей.
Слайд 261.4. Системность и процессуальность (деятельностный характер) педагогического процесса
Следует рассматривать как
системный объект, характеризующийся следующими признаками: целостность; открытость; множественность описания.
Слайд 27Для педагогического процесса как системы характерны следующие признаки
целостность, проявляющаяся во
взаимосвязанности и взаимозависимости всех компонентов педагогического процесса (изменение или исчезновение
одной из составляющих педагогического процесса изменяет весь характер его протекания);
структурность (компоненты: целевой, содержательный, технологический, результативный, ресурсный);
Слайд 28
3) открытость (педагогический процесс дошкольной образовательной группы - открытая для
социокультурного пространства система, интегрирующаяся в систему непрерывного образования человека);
4) множественность
описания (педагогический процесс может быть описан с точки зрения разных аспектов, в зависимости от того, с каких позиций проводится анализ данной системы.
Слайд 29Образовательное пространство дошкольной образовательной группы
Ребенок как субъект педагогического процесса
Педагог как
субъект педагогического процесса
Цели педагогического процесса
Содержание педагогического процесса
Технология организации педагогического процесса
(способы, средства, формы)
Результаты педагогического процесса
Слайд 302. Особенности педагогического процесса
(целевые ориентиры образования в раннем возрасте)
режим
пребывания и деятельности детей;
особенности развития детей раннего возраста;
специфика осуществления познавательного
акта через взаимодействие со взрослым при сопровождающей роли последнего;
необходимость единой развивающей среды, которая одновременно важна и для ребенка, и для взрослого (должна помогать освоить необходимые педагогические способы взаимодействия с детьми).
Слайд 31Необходимо принимать во внимание особый эмоциональный фон взаимодействия
Особенности развития ребенка
раннего возраста (скачкообразность, повышенная ранимость организма, взаимосвязь физического и психического
развития, яркая индивидуальность развития, удовлетворение естественных потребностей, специфичность нервных процессов и др.).
Слайд 32Особенности педагогического взаимодействия с детьми раннего возраста (создавать условия для
включения их в деятельность, помощь в предметной деятельности, проявлять доброжелательное
внимание , поощрять вопросы ребенка по поводу предметов, обязательно принимать участие в появляющихся в этом возрасте играх ребенка, брать на себя те или иные роли и др.).
Слайд 33Научные подходы профессиональной деятельности педагога как субъекта педагогического процесса
Традиционный структурно-функциональный
подход – соответствующие функции и умения (В.И. Гинецинский, Н.В. Кузьмина,
А.К. Маркова, А.И. Щербаков).
Профессиографический подход в исследовании деятельности педагога – обобщенный портрет профессионала (Е.А. Климов, В.А. Сластенин, Л.Ф. Спирин).
Подход, при котором профессионально-педагогическую деятельность анализируют с точки зрения способностей, - определяя тем самым комплекс педагогических способностей (Н.А. Аминов, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.В. Кузьмина, Н.Д.Левитов, Л.М. Митина, М.И. Станкин).
Культурологический подход - предполагает анализ профессионально-педагогической деятельности в системе координат ценностей культуры (Т.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, И.П. Раченко).
Слайд 34Знать понятие:
В современных психолого-педагогических исследованиях профессиональную педагогическую деятельность принято рассматривать
как процесс решения многообразных и разноплановых следующих одна за другой
профессиональных задач (И.С. Батракова, Ю.Н. Кулюткин, В.Я. Ляудис, Н.Ф. Радионова, Ю.П. Сокольников, Г.С. Сухобская, Л.Ф. Спирин, А.П. Тряпицына).
Слайд 35Знать понятие:
Под профессиональной компетентностью педагога понимается интегральная характеристика, определяющая способность
или умение решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие
в реальных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и склонностей (Н.Ф. Радионова, А.П. Тряпицына и др.).
Слайд 36Задачи педагога сегодняшнего дня:
видеть ребенка в образовательном процессе;
строить образовательный процесс,
ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования;
устанавливать взаимодействие с другими
субъектами образовательного процесса, партнерами образовательного учреждения;
создавать и использовать в педагогических целях образовательную среду (пространство учреждения);
проектировать и осуществлять профессиональное самообразование.
Слайд 37Зачем современному педагогу нужна субъективная позиция?
характеризует ценностное, инициативно-ответственное отношение педагога
к профессиональной деятельности;
выражается в умении педагога ориентироваться в имеющихся профессиональных
возможностях, в желании и умении видеть и определять свои личностно-профессиональные проблемы, находить условия и варианты решений, оценивать свои профессиональные достижения;
проявляется в различных сферах жизни;
выступает предпосылкой и показателем профессиональной компетентности педагога;
базируется и проявляется в таких личных качествах, как рефлексивность, смыслотворчество, избирательность, автономность.
Слайд 38ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ЦЕЛОСТНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
С позиции
концепции гумманизации образования в рамках ФГОС ДО воспитание определяется как
процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъективности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.
Слайд 39Тогда цель воспитания в гуманистической педагогике – наиболее полное культурное
развитие человека, способного к духовному и физическому само, самосовершенствованию и
самореализации.
Слайд 40
А результат воспитания – личность, развивающаяся в гармонии с собой,
природой и социумом, личность, ориентированная на ценности мировой и национальной
культуры, на творческую самореализацию в мире этих ценностей, нравственную саморегуляцию и адаптацию в изменяющейся социокультурной среде.
Слайд 41Проще ориентируемся в понятии
Воспитание – одно из основных понятий
педагогики. Это процесс специально организованной деятельности педагогов и воспитанников по
реализации целей образования в условиях образовательного процесса.
Слайд 42Надо знать, что
Воспитание – это гуманистический процесс.
Слайд 43Во-первых:
Все педагоги должны уметь выделить особенности процесса воспитания – роль
взрослого, опора на чувства детей, наглядные примеры поведения, постоянные упражнения
и закрепления, прямая позиция передачи опыта («Делай как я!»), позиция партнерства («Давай сделаем это вместе»),
позиция выбора творческого решения («Кто придумает интереснее?») и др.
Слайд 44Во-вторых:
Соблюдать ряд педагогических условий – личностно-ориентированное взаимодействие, предоставление каждому ребенку
возможности выбора, создание предметно-развивающей образовательной среды с сохранением индивидуальности, включать
в жизнь ребенка разные виды деятельности: игровая, трудовая, предметная, музыкальная и др.
Слайд 45В-третьих:
Подмечать, что ребенок как субъект педагогического взаимодействия – проявляет открытость
ко всему, охотно принимает цели и задачи, проявляет активность, выражает
свое мнение.
Слайд 46Аргументируем далее:
Содержание воспитания связано с приоритетными направлениями современного дошкольного образования
– социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое
развитие.
Слайд 47Законами педагогической деятельности педагога в дошкольной образовательной группе
Можно считать принципы
воспитания – целостности, гуманизации воспитания, педагогического оптимизма, создания активной позиции
ребенка в воспитательном процессе, создания перспектив движения к новым целям, учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, сотрудничества педагогов и родителей.
Слайд 48Методы воспитания
Согласно ФГОС ДО, – под методами воспитания понимаются
способы профессионального взаимодействия педагога и детей.
Слайд 49Методы организации опыта поведения (приучение – здороваться, прощаться, разговаривать и
др.; упражнение – многократное повторение пользы для ребенка; ситуации –
занятие, общение, увлечение; игра).
Слайд 50Методы осознания детьми опыта поведения (рассказ; беседа; чтение художественной литературы;
обсуждение поступков героев и др.).
Слайд 51Методы стимулирования опыта поведения и деятельности детей (поощрение; наказание; эмоциональная
отзывчивость; проекты).
Слайд 52В каких формах следует организовывать процесс обучения детей в дошкольной
образовательной группе?
Форма обучения – это способ организации деятельности обучаемых, определяющих
количество и характер связей участников процесса обучения.
Формы обучения бывают:
индивидуальные (педагог обучает одного, двух детей, может коррегировать);
групповые (педагог обучает группу детей, внутри каждый выполняет учебное занятие самостоятельно или по частям, или смешанно);
коллективные (совместное выполнение задания несколькими детьми);
- самостоятельная работа (развивающая среда и самообучение как результат).
Слайд 53Задумаемся: чем форма обучения в дошкольной образовательной группе отличается от
формы организации обучения?
Форма организации обучения – это ограниченная рамками времени
конструкция отдельного звена процесса обучения.
Она выполняет интегрированную роль, так как включает в себя цели, содержание, методы, средства обучения.
Еще вчера, в РФ (2010 год включительно) основной формой организации обучения детей в ДОУ (дошкольной образовательной группе) было занятие или еще экскурсия, для которых было характерно:
- дети осваивают один из разделов программы;
- занятия проводятся одновременно со всеми детьми;
- воспитатель (или другой специалист) выполняет руководящую функцию.
Слайд 54В соответствии с ФГОС ДО
В структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования обучение детей осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности.
Которая соединяет
в себе различные виды деятельности (общение, игра, познавательно-исследовательская деятельность и др., как сквозные механизмы развития ребенка).
Запомнить!
Термин «занятие» сохраняется по отношению к занятиям, где есть специальное оборудование.
Слайд 55В чем особенности учения как деятельности ребенка в процессе обучения?
(предпосылки)
В том, что она протекает только при участии взрослого, его
руководстве и сопровождении.
В структуру учебной деятельности входят задачи учебной деятельности, ее мотивы, планирование, учебные действия, результат.
Слайд 56В качестве основной единицы педагогического процесса в дошкольной образовательной группе
может быть выделена образовательная ситуация
Образовательная ситуация – это такая форма
совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.
Материальные продукты (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки).
Нематериальные продукты (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).
Слайд 57ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Слайд 58ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ В ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слайд 60 Итак, согласно ФГОС ДО
Что
форма – наружный вид, внешнее очертание, определенный установленный порядок.
Форма организации
педагогического процесса в дошкольной образовательной группе – это ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена педагогического процесса.
Слайд 61ЛИТЕРАТУРА
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), утв. приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155.
Часть 6
статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326).
Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре /В.В. Абраменкова. – М., 2000.
Бабаева, Т.И., Полякова, М.Н. Задачи и условия воспитания и развития детей старшего дошкольного возраста в детском саду. Дошкольник 5-7 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебн.-метод. пособие /Т.И. Бабаева и др. /Сост. и ред. А.Г. Гогоберидзе, Т.И. Бабаева, З.А. Михайлова. – СПб.: Детство-пресс,2010.
Голованова, Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка: Учебн. пособие для студентов высших учебных заведений /Н.Ф. Голованова. – СПб., 2004.
Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения /Под ред. А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. – СПб.: Питер, 2013.