Разделы презентаций


Педагогика

Содержание

ПедагогикаНазвание "педагогика" происходит от двух греческих слов: "пайдос" - дитя и "аго" - веду, то есть, если переводить дословно, то педагогика - это детоведение. Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогика
Ольга Николаевна Шилова
доктор педагогических наук, профессор каф. педагогики и

андрагогики

ПедагогикаОльга Николаевна Шилова доктор педагогических наук, профессор каф. педагогики и андрагогики

Слайд 2Педагогика
Название "педагогика" происходит от двух греческих слов: "пайдос" - дитя

и "аго" - веду, то есть, если переводить дословно, то

педагогика - это детоведение.
Постепенно слово "педагогика" стало употребляться в более общем смысле для обозначения искусства "вести ребенка по жизни", то есть воспитывать его и обучать, направлять духовное и телесное развитие
ПедагогикаНазвание

Слайд 3Педагогика
Педаго́гика (греч. Paidagogike) – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по

формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания, образования и обучения.
БСЭ

ПедагогикаПедаго́гика (греч. Paidagogike) – наука о специально организованной целенаправленной и систематической деятельности по формированию человека, о содержании, формах и методах воспитания,

Слайд 4Признаки науки
Признаки, которые свойственны самостоятельной науке:
Есть самостоятельный предмет исследования.
Можно определить

цель исследования.
Существуют законы и закономерности.
Существуют собственные категории.
Собственные методы исследования.

Признаки науки	Признаки, которые свойственны самостоятельной науке:Есть самостоятельный предмет исследования.Можно определить цель исследования.Существуют законы и закономерности.Существуют собственные категории.Собственные

Слайд 5Педагогика как наука
Предмет педагогики - закономерности, принципы, формы и методы

образования людей.
Цель педагогики - воспитание гармонично развитой личности.
Закономерности педагогики. Выделяют

три группы закономерностей:
1) общепедагогические закономерности;
2) закономерности процесса обучения;
3) закономерности процесса воспитания.
Примеры по каждой из групп.
1 группа. Цели и задачи процесса обучения и воспитания зависят от общественно-экономической формации.
2 группа. Личность учителя тоже обучает.
3 группа. Полноценную личность можно воспитать только в коллективе и только через коллектив.
К. Маркс утверждал, что любой закон только тогда является законом, когда имеет 3 формы записи: математическую, графическую и смысловую. В гуманитарных науках, в т.ч. в педагогике законы имеют только смысловую форму записи. Поэтому чаще говорят о закономерностях.
Категории педагогики – образование, обучение, воспитание.
Методы педагогики – общенаучные, частнонаучные (теоретические и эмпирические).
Педагогика как наукаПредмет педагогики - закономерности, принципы, формы и методы образования людей.Цель педагогики - воспитание гармонично развитой

Слайд 6Категории педагогики
выделяют три основных категории:
образование
обучение
воспитание

Категории педагогикивыделяют три основных категории: образованиеобучениевоспитание

Слайд 7Категория
— это понятие, которое отражает общие свойства предметов или явлений.
Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.

— наиболее общие фундаментальные понятия, являющиеся

формами и устойчивыми организующими принципами мышления.
Философская энциклопедия

Категория— это понятие, которое отражает общие свойства предметов или явлений.Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003. — наиболее общие фундаментальные понятия, являющиеся формами и устойчивыми организующими принципами мышления.Философская энциклопедия

Слайд 8Понятие
– форма мышления, фиксирующая основные существенные признаки отдельного предмета, класса

однородных предметов или явления, отличающие его от других.
Понятие имеет две

стороны: содержание, объем
Содержание – определение, признаки, по которым можно выделить этот предмет изо всех.
Пример: квадрат – прямоугольник, имеет равные стороны.
Объем – множество предметов, которые мыслятся в понятии.
Пример: учащийся – множество всех учащихся, которые существовали, существуют и будут существовать.

Дворцовая площадь – отражает единичный предмет
Королевский пудель – отражает класс королевских пуделей
Понятие– форма мышления, фиксирующая основные существенные признаки отдельного предмета, класса однородных предметов или явления, отличающие его от

Слайд 9Основные вопросы педагогики

Основные вопросы педагогики

Слайд 12Отрасли педагогической науки

Отрасли педагогической науки

Слайд 13Образование как социокультурное явление и общечеловеческая ценность

Образование как социокультурное явление и общечеловеческая ценность

Слайд 14Образование
— единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым

благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства,

а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов
Закон об образовании в РФ
Образование— единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи,

Слайд 154 аспекта образования
как ценность (общественая и личностная значимость)
как система (взаимосвязанная

совокупность элементов для достижения цели)
как процесс (наличие этапов, преемственность)
как результат
результат

для каждого – ПРИРАЩЕНИЕ к:
ценностям и потребностям (воспитание),
нормам и способам деятельности (обучение),
способностям (развитие).
4 аспекта образованиякак ценность (общественая и личностная значимость)как система (взаимосвязанная совокупность элементов для достижения цели)как процесс (наличие

Слайд 16Функции образования
понимаются как:
выращивание потребностей, норм, способностей;
целостность воспитания, обучения, развития в

каждом педагогическом действии;
подготовка к деятельности (самоопределение, критерии, способы деятельности).

Функции образованияпонимаются как:выращивание потребностей, норм, способностей;целостность воспитания, обучения, развития в каждом педагогическом действии;подготовка к деятельности (самоопределение, критерии,

Слайд 17Функции образования

Функции образования

Слайд 19Виды образования

по характеру знаний — биологическое, филологическое, экономическое и т.

п.
по виду доминирующего содержания — теоретическое, гуманитарное и т. п.
по

виду деятельности — музыкальное, педагогическое и т. п.
по типу освоения культурных ценностей — классическое, религиозное и т. п.
по масштабу освоения культурных ценностей — национальное, отечественное, европейское, международное, глобальное и т. п.
по типу образовательной системы — университетское, академическое, гимназическое и т. п.
по сословному признаку — элитное, массовое
Виды образованияпо характеру знаний — биологическое, филологическое, экономическое и т. п.по виду доминирующего содержания — теоретическое, гуманитарное

Слайд 21Обучение
– целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями,

навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта

применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Закон о образовании в РФ
Обучение– целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию

Слайд 22Воспитание
– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения

и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых

в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства .

Закон о образовании в РФ
Воспитание– деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных

Слайд 23Развитие (как общенаучное понятие)
– процесс перехода из одного состояния в другое,

более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному

состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему (психология развития). 
Развитие (как общенаучное понятие)– процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного

Слайд 24Развитие (как педагогическое понятие)
– это объективный процесс и результат внутреннего последовательного

количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека (физическое

развитие, психическое, социальное, духовное).

«Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщаться, должны достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение…»
(Фридрих Адольф Вильгельм Дистерверг, 1790-1866)

Два уровня развития детей:
уровень актуального развития – отражает наличные особенности психических функций ребенка, которые сложились на сегодняшний день;
зону ближайшего развития – зона несозревших, но созревающих психических процессов, которая отражает возможности достижений ребенка в условиях сотрудничества со взрослыми.
Педагоги должны видеть завтрашний день развития ребенка: то, что он сегодня может делать при помощи взрослых, завтра он должен делать сам.
(Лев Семенович Выготский, 1896-1934, культурно-историческая теория в психологии, педагогическая психология)
Развитие (как педагогическое понятие)– 	это объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и

Слайд 25Попробуем обобщить
Составим схему взаимосвязи понятий: образование, воспитание, обучение, развитие
Ваша аргументация

Попробуем обобщитьСоставим схему взаимосвязи понятий: образование, воспитание, обучение, развитиеВаша аргументация

Слайд 26Педагогический процесс
– процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования,

обучения и воспитания в условиях педагогических систем, в которых организованно

взаимодействуют воспитатели и воспитанники.
Педагогический процесс– процесс целостно и во взаимосвязи реализующий цели образования, обучения и воспитания в условиях педагогических систем,

Слайд 28Принципы целостного педагогического процесса
гуманизации;
демократизации;
природосообразности;
культуросообразности;
единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в

организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними в педагогическом процессе

в любых педагогических системах;
научности;
доступности и нарастающей трудности;
наглядности;
систематичности и последовательности;
сознательности, активности, самостоятельности, творчества и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством;
прочности, осознанности и действенности результатов воспитания, обучения и развития;
связи теории с практикой и с жизнью;
единства знаний и поведения;
положительного эмоционального фона педагогического процесса;
эстетизации детской жизнедеятельности;
субъектности.
Принципы целостного педагогического процессагуманизации;демократизации;природосообразности;культуросообразности;единства и непротиворечивости воздействий на воспитанников в организации их жизнедеятельности и взаимодействия с ними

Слайд 29Реализация принципов
Принципы — проявление должного в педагогическом процессе, реализуются через

систему правил/требований.
Педагогические правила — система способов действия учителя в типичной

ситуации в педагогическом взаимодействии.

Например:
Принцип гуманизации
полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
опора на положительные качества воспитанника;
создание ситуации успеха;
защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии.
Реализация принципов	Принципы — проявление должного в педагогическом процессе, реализуются через систему правил/требований.	Педагогические правила — система способов действия

Слайд 30Единство образования и самообразования

«Я понимаю, что ни в каком учебном

заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном

учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам».
М. Булгаков
Единство образования и самообразования	«Я понимаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во

Слайд 31Единство образования и самообразования
Самообразование - процесс самосовершенствования личности, приобретение всех

видов знаний, связанных с самостоятельной работой занимающегося над изучаемым материалом,

форма образования, при которой человек обучает и воспитывает себя.
Самообразование – необходимое, постоянное слагаемое жизни современного человека, занятие, которое сопутствует ему всегда.
Единство образования и самообразованияСамообразование - процесс самосовершенствования личности, приобретение всех видов знаний, связанных с самостоятельной работой занимающегося

Слайд 32Почему непрерывное образование?
Французский социолог П. Берто ввел понятие «период полураспада

компетентности», которым подразумевается, что по прошествии какого-то периода времени устаревает

около половины знаний, приобретенных человеком за время своего обучения.
В 1950-е гг. этот период оценивался в 10 лет, сейчас говорят о 1-3 годах, а в некоторых областях профессиональной деятельности этот процесс идет еще быстрее.
Сложившаяся ситуация привела к появлению понятий «непрерывное образование» и «образование в течение всей жизни»
Почему непрерывное образование?Французский социолог П. Берто ввел понятие «период полураспада компетентности», которым подразумевается, что по прошествии какого-то

Слайд 33Истоки непрерывного образования
развитие технологий и способов коммуникаций, в том числе

образовательных;
стремительный рост общего объема информации;
превращение знаний в фактор национальной экономики;
принятие

меж- и наднациональных государственных соглашений в области образования;
сокращение периода обновления информации.
Истоки непрерывного образованияразвитие технологий и способов коммуникаций, в том числе образовательных;стремительный рост общего объема информации;превращение знаний в

Слайд 34http://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/4_3_Nepreryvnoe_obrazovanie.pdf
Практика непрерывного профессионального развития учителей

http://www.isras.ru/files/File/Publication/Monografii/obraz/4_3_Nepreryvnoe_obrazovanie.pdfПрактика непрерывного профессионального развития учителей

Слайд 36ЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТ
ЗНАНИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕ
Изменение отношения к знанию

ЗНАНИЕ КАК ИНСТРУМЕНТЗНАНИЕ КАК СОДЕРЖАНИЕИзменение отношения к знанию

Слайд 37– идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина,

добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор и др.
Ценности, как

предпочтения (или отвержения) идеалов, диктуются чувствами и принимаются сознанием. Они определяют то, к чему следует стремиться, относиться с уважением, признанием, почтением.

http://www.pedpro.ru/termins/235.htm

Ценности

– идеалы, обращенные в нравственные ориентиры воспитания и обучения: истина, добро, личность, польза, свобода, любовь, творчество, выбор

Слайд 38Жизненные ценности

Жизненные ценности

Слайд 39Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества,

ценности социума, но и обогащать, развивать их.
Ценности образования

Образование способно не только поддерживать на должном уровне ценности общества, ценности социума, но и обогащать, развивать их.Ценности

Слайд 40Образовательная экосистема 21-го века
ПЕДАГОГИКА
Предоставляет новые возможности
ЦЕННОСТИ
Практико-
ориентированно,
даётся в контексте
конкретной
социокультурной
ситуации

Теоретически
обосновывает
образовательный

процесс
Запускают
образовательный процесс

Поддерживает
образовательный процесс
ТЕХНОЛОГИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
Отвечают на вопрос «Зачем?»
Мотивируют
Система должна

непрерывно обновляться
Образовательная экосистема 21-го века ПЕДАГОГИКАПредоставляет новые возможностиЦЕННОСТИПрактико-ориентированно,даётся в контексте конкретнойсоциокультурной ситуации Теоретическиобосновываетобразовательный процессЗапускают образовательный процесс Поддерживает образовательный

Слайд 4101.03.2018
«Шок» настоящего
Сегодняшним школьникам предстоит:
Работать по профессиям, которых пока нет.
Использовать технологии,

которые пока не созданы.
Решать задачи, о которых мы можем только

догадываться.
01.03.2018«Шок» настоящегоСегодняшним школьникам предстоит:Работать по профессиям, которых пока нет.Использовать технологии, которые пока не созданы.Решать задачи, о которых

Слайд 42Медицина
Тканевый инженер
Разработчик киберпротезов и имплантов
Молекулярный диетолог
ИТ-генетик …
Строительство
Проектировщик 3D печати
Экоаналитик
Проектировщик доступной

среды
Архитектор «энергонулевых» домов …
Образование
Ментор стартапов
Игромастер
Тренер по майнд-фитнесу
Разработчик образовательных траекторой
Координатор образовательной

он-лайн платформы …

Биотехнологии
Архитектор живых систем
Системный биотехнолог
Урбанист-эколог
Биофармаколог
Парковый эколог …

Атлас новых профессий

МедицинаТканевый инженерРазработчик киберпротезов и имплантовМолекулярный диетологИТ-генетик …СтроительствоПроектировщик 3D печатиЭкоаналитикПроектировщик доступной средыАрхитектор «энергонулевых» домов …ОбразованиеМентор стартаповИгромастерТренер по майнд-фитнесуРазработчик

Слайд 43Модели образования
Образование 1.0 – один учитель и несколько учеников.
Образование

2.0 - один учитель и несколько учеников + горизонтальная коммуникация.
Образование

3.0 - обучение в группе, где каждый является специалистом в каком-либо вопросе и хочет узнать нечто новое.
Образование 4.0 – Я-познание. Полная самоорганизация.
Модели образованияОбразование 1.0 – один учитель и несколько учеников. Образование 2.0 - один учитель и несколько учеников

Слайд 45Образование 3.0
Работа педагога в образовательной системе, построенной на принципах Образования

3.0, состоит не в изучении программы, а в организации разнообразной

деятельности обучающихся в образовательной среде.
М. Балабан, пусть и несколько грубовато, характеризовал различие этих подходов на примере содержания крупного рогатого скота: при стойловом содержании мы составляем «наиболее полезный», с нашей точки зрения, рацион и скармливаем его животным; при выпасном содержании мы должны заботиться лишь о том, чтобы разгонять животных по лугу и обеспечивать наличие на этом лугу разнообразной растительности (т. е., возвращаясь к образованию, организовывать интенсивное и разнообразное взаимодействие обучающихся с миром большой культуры, накопление их личного опыта и его дальнейшее структурование).
Заведомо избыточная образовательная среда дает возможность каждому обучающемуся накопить необходимый для развития личного знания опыт деятельности, выстроить личную образовательную траекторию.
Замена «отметок успеваемости» (на основе соотнесения учебных результатов ученика с образовательными стандартами) мониторингом личных образовательных достижений в форме открытых резюме (портфеля достижений, портфолио)…

http://ioc.rybadm.ru/project/s_17_01_13/obrazovanie.pdf

http://ioc.rybadm.ru/project/s_17_01_13/obrazovanie.pdf

Образование 3.0Работа педагога в образовательной системе, построенной на принципах Образования 3.0, состоит не в изучении программы, а

Слайд 46Образование 4.0. Учебная аналитика (Big Data)
Возникновение учебной аналитики связано ростом числа

данных о деятельности учеников, которые могут быть собраны компьютерами, для

дальнейшего использования в учебном процессе. В тех случаях, когда участие субъекта образования в учебном процессе опосредовано цифровыми устройствами, данные о поведении участника автоматически могут быть получены, сохранены и использованы для анализа.
Э.Дюваль отмечает, что учебная аналитика может помочь учащемуся улучшить свое обучение за счет тщательного анализа тех следов, которые учащийся оставляет в цифровой среде. На основании анализа этих следов система и тех целей, которые учащийся поставил перед собой, система может рекомендовать учащемуся обратить большее внимание на изучение или использование тех или иных ресурсов или средств, взаимодействие с учениками, которые ставят перед собой схожие образовательные цели.
Учебная аналитика направлена на сбор следов, которые оставляет ученик в системе, и использовании этих следов для улучшения процесса обучения.

http://www.edutainme.ru/post/learning-analytics/

Образование 4.0. Учебная аналитика (Big Data)Возникновение учебной аналитики связано ростом числа данных о деятельности учеников, которые могут

Слайд 47Рекомендуемые источники
Педагогика: учебник для вузов по педагогическим специальностям/ под ред.

Л. П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2012. – 432 с.
Бордовская

Н. В. Педагогика: учебное пособие для вузов/ Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Москва [и др.]: Питер, 2011. – 304 с.
Загвязинский В. И. Педагогика: учебник для высшего проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. – Москва: Академия, 2011. – 352 с.
Коджаспирова Г. М. Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/ Г. М. Коджаспирова. – Москва: КНОРУС, 2010. – 744 с.
Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/ под ред. П. И. Пидкасистого. – Москва: Педагогическое общество России, 2009. – 576 с.
Сластенин В. А. Педагогика: учебник по дисциплине «Педагогика» для вузов по педагогическим специальностям/ В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2008. – 576 с.
Ситаров В. А. Дидактика: учеб. пособие для вузов/ В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. – Москва: Академия, 2008. – 416 с.
Рожков М. И. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для высш. учеб. заведений/ М. И. Рожков, Л. В. Байбородова. – Москва: Владос-Пресс, 2004. – 384 с.
Национальный проект «Образование» https://edu.gov.ru/national-project/
Рекомендуемые источникиПедагогика: учебник для вузов по педагогическим специальностям/ под ред. Л. П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2012.

Слайд 48Задание 1
Миссия -
ценностный вектор. Это не конкретная цель и не

планка, которой мы должны обязательно достичь в какие-то обозримые сроки.

Миссия - это основа для формирования конкретных целей, определяющая отношение к окружающему миру, к себе.

Определите одним словом Вашу миссию как педагога.
Поясните, почему Вы именно так её определили? (один абзац )

дело; цель; роль; задача; функция; назначение; крест; задание; послание; делегация; поручение; предназначение; бизнес-миссия; посланничество; дело жизни; месседж…(метафора, ассоциация, афоризм)
Задание 1Миссия - ценностный вектор. Это не конкретная цель и не планка, которой мы должны обязательно достичь в

Слайд 49Задание 2
2. Постройте денотатные графы понятий: педагогика, образование, развитие, педагогический

процесс, общее образование, дополнительное образование.

Задание 22. Постройте денотатные графы понятий: педагогика, образование, развитие, педагогический процесс, общее образование, дополнительное образование.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика