Слайд 2Феномен русской культуры.
Опора на народные истоки
Двоеверие
Монументальность
Масштабность
Образность в летописании
Простота в искусстве
Гуманизм,
жизнелюбие
Искания
Слитность творца с природой
Слайд 3христианство
Религия спасения
Идеологическая функция
Письменность, грамотность, летописи
Связь русской культуры с традициями античности
Церковная
(культовая) архитектура
Мозайка, перегородчатая эмаль, фреска, миниатюра
Слайд 4Письменность
1 т. зр. А. А. Шахматов
Христианство
письменность
2 т. зр.
Д. С. Лихачев
Письменность христианство
Слайд 5Гнездовское городище (Смоленск)
1 четв. X в.
Слайд 8Памятники письменности
«Остромирово евангелие»
Слайд 12Любопытное совпадение: эта береста была найдена в котловане строившегося в
Новгороде Дворца бракосочетания.
«От Микиты к Анне. Иди за меня замуж.
Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев.» (№ 377.)
Слайд 14школы
При монастырях
Чтение, письмо, пение,богословие
Высшего
типа
+ риторика, грамматика, философия
Слайд 15Переводная литература
Богослужебные книги
Минея, сочинения Иоанна Златоуста, Ефрема Сирина.
Житийная
литература (агиографии).
Димитрий Солунский, патриарха Игнатия, Евфимия, царицы Феофании,
супруги Льва Мудрого
Слайд 16Апокрифы
«Хождение богородицы по мукам»
Хроники
Георгия Амартола (по-гречески – «грешником»)
Иоанна Малалы
«Летописец
вскоре» патр. Никифор
Слайд 18Переводные повести и романы
«Александрия»
«Повесть о разорении Иерусалима» Иосиф Флавий
«Повесть
о Василии Дигенисе Акрите» - «Девгениево деяние»
Слайд 19Произведения, дававшие наукообразные сведения о мире природы
«христианская топография Косьмы Индикоплова»
«Физиолог»
«Шестоднев»
Слайд 20Произведения, дававшие наукообразные сведения о мире природы
«христианская топография Косьмы Индикоплова»
«Физиолог»
«Шестоднев»
Слайд 21Летописание-особый вид исторического повествования, разделенного по годам.
М. Н. Тихомиров
Первая летопись 1007 г.
Начало летописи 968 г.
М. Н. Тихомиров, Б. А. Рыбаков
Слайд 23«Постави Ярослав Илариона митрополитом русина в Святей Софии, собрав епископы».
Миниатюра из Радзивиловской летописи. Конец XV в.
Слайд 25Канонизация Владимира
«Житие князя Владимира». XV в.
Слайд 271113 г. ПВЛ. Нестор
Всеслав Полоцкий с двумя сыновьями на пути к
заточению в Киеве. Миниатюра к Повести временных лет.
Слайд 28«Нестор-летописец». Эскиз для росписи Владимирского собора в Киеве. Фрагмент. Художник
В. Васнецов. 1885-1893 гг.
Слайд 29Литература.
гражданская литература
«Поучение Владимира Мономаха»
1117 г.
-поучение детям
-воспоминания
-послание князю
Олегу Черниговскому
Слайд 30Первые записки русских путешественников
1163 г.-40 новгородских мужей «ко граду Иерусалиму»
1173
г. Полоцкая княжна Ефросинья
«Хожение Даниила»
Слайд 31Русские жития
1115 г. «Житие Бориса и Глеба»
«Борис и Глеб»,
икона. XIV в
Архитектура.
-монументализм
-многоглавие
-крестово-купольный тип храма
Слайд 40Руины Десятинной церкви на рисунках Вестерфельда, XVII век
Десяти́нная це́рковь (церковь
Успения Пресвятой Богородицы)
Слайд 41Заложение фундамента церкви на месте могил святых
Слайд 43В наши дни былой величественной постройки X века ничего не
осталось, кроме фундамента, но по археологическим раскопкам и скупым письменным
источникам мы можем реконструировать изначальный вид храма. Раскопки выявили раннюю технику кладки: здание возводилось из плоских византийских кирпичей – плинфы.
Слайд 44Кладка связывалась известняковым раствором с примесью толченой керамики – цемянки.
В постройке церкви использовалась, так называемая, «кладка со скрытым рядом»:
на фасад ряды плинфы выходили через один, промежуточный ряд немного отодвигался в глубь стены и покрывался слоем раствора.
Слайд 47Парижанка, также известная как La Parisienne, так её назвал археолог Артур Эванс —
фреска Кносского дворца, датированная примерно 15 веком до н. э.
Слайд 48Софийский собор в Киеве
( 1017 –1037гг )
Слайд 50Софию первоначально венчали тринадцать
глав, образующих пирамидальную конструкцию.
Ныне у
храма – 19 глав.
Слайд 51Крестово-купольный храм имеет 5 нефов. На стенах Софии Киевской сохранилось
множество граффити - настенных надписей.
Слайд 52София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый,
его сын Всеволод, а также сыновья последнего – Ростислав Всеволодович
и Владимир Мономах.
Запись о смерти
Ярослава Мудрого
Слайд 53Золотые ворота — один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава
Мудрого.
Слайд 54Один из первых храмов новокрещеной Руси
— это Софийский собор
Новгорода.
Слайд 55
во время пожара,случившегося в марте 1045 г.,
Софийский собор
сгорел.
Слайд 56 Годом раньше князь Ярослав Мудрый повелел строить в
Новгороде каменный кремль-детинец, ставший укрепленным ядром города.
Слайд 57 Самым главным строением Новгородского кремля-детинца стал
воздвигнутый вместо сгоревшего новый, уже каменный Софийский собор.
Слайд 58 До сего времени украшает Новгород этот величественный храм,
построенный еще в 1052 году при святом князе Владимире Ярославиче
по благословению епископа Новгородского Луки.
Слайд 59Значение Софийского собора для Новгорода
«Где Святая София — тут и
Новгород!»
— говорили древние новгородцы.
На площади перед Софийским собором
собиралось новгородское вече.
В Софии объявлялись указы,
производились назначения на высшие должности
Кроме того, при соборе размещались богатая
новгородская казна, библиотека и архив Новгорода.
Здесь же хранились образцы мер и весов.
Вспомним, что Новгород был крупнейшим
торговым центром Древней Руси.
Наконец, Софийский собор являлся и местом погребения великих и славных новгородцев. Здесь была усыпальница князей, епископов и знаменитых новгородских посадников.
Слайд 60Особое почтение новгородцев к величайшей своей святыне — Софийскому собору
— выражалось, в частности, в том, что на протяжении девятисот
лет ни одно здание в Новгороде не строилось выше Софии, хотя за пределами города были здания и выше, и больше.
Слайд 61.
Западный вход особенно интересен бронзовыми Сигтускими (Магдебургскими) вратами. Историки полагают,
что эти врата были взяты новгородцами в качестве военного трофея
во время победоносного похода в Швецию в конце XII века. Отсюда их название: столица древней Швеции называлась Сигтуной
Слайд 62предание относит появление фигурки голубя на кресте ко временам опричного
погрома Новгорода Иваном Грозным 1570 года.
Слайд 63На стенах Софийского собора
найдены процарапанные
надписи (граффити)
с именами
новгородских иконописцев XI–XII веков:
Георгия, Микулы,
Стефана и других.
Слайд 64Софийский собор. Псков. Рисунок С.Полоховицкого, 1579 год
Слайд 65Успенский собор Киево-Печерского монастыря. 1073-1077 г.
Слайд 66С собором связаны имена святых Антония и Феодосия - основателей
Печерского монастыря. В украшении собора принимал участие известный иконописец Алипий.
Слайд 67Успенский собор Печерской лавры. Общий вид руин с колокольни лавры.
1 пол. XX в.
Слайд 68Церковь Спаса на Берестове — древняя церковь в Киеве, расположенная к северу
от Киево-Печерской лавры. нач. XII в.
Слайд 69церковь Благовещения
1103 г.
Новгород
Слайд 70Никольский собор на Ярославовом дворище. 1113 г.
Слайд 71Колокол из собора св. Николая на Ярославовом дворище.
Слайд 72Георгиевский собор Юрьева монастыря
Новгород. 1119 г.
Слайд 73Монументальная живопись
Восприняли от византийцев
«Бог с людьми пребывает»
Язык мозаик прост и
лаконичен
Изображения плоскостны
Формы архаичны, грузны. Жесты условны
Строгая, торжественная неподвижность
Индивидуальность
Удлиненный овал лица,
широко открытые глаза
Русский тип лиц
Слайд 74Иоанн Златоуст. Василий Великий.
Слайд 77Христос Вседержитель
(Пантократор)
Слайд 83Богородица
«Нерушимая Стена»
— находится в конхе (сводчатой части) центральной алтарной апсиды.
Слайд 85Под ней изображена Евхаристия — причащение апостолов Христом, а ещё ниже святители — древние
святые епископы, Отцы Церкви.
Слайд 86На восточных столпах собора сохранилось изображение Благовещения (на одном столбе фигура архангела
Гавриила, на другом — Богоматери). Мозаика была создана около 1040 года
и является старейшим в русском искусстве изображением данной сцены.
Слайд 87Мозаика Орнаменты.
Главный алтарь Софийского собора
Слайд 88Фреска Портрет семьи Ярослава Мудрого. Фрагменты. Центральный неф
Слайд 90Мозаика с изображением Дмитрия Солунского была создана приезжими константинопольскими мастерами,
работавшими в киевском Михайловском соборе.
Слайд 91Пророк Соломон
Фреска центрального купола Софии Новгородской. Копия 19 в. с
оригинала 11-12 вв.
Слайд 92Фрагмент барабана центрального купола с утраченными фресками
Слайд 93Константин и Елена.
Фреска Софийского собора в Новгороде .
II половина
XI в.
Слайд 94Лик Константина.
Фрагмент фрески
Слайд 95Влади́мирская ико́на Бо́жией Ма́тери
На Русь икона попала из Византии в
начале XII века (около 1131 года), как подарок Юрию Долгорукому
от константинопольского патриарха Луки Хризоверха.
Слайд 96После жестокого разорения и ограбления Киева Андреем Боголюбским, Андрей украл
Вышгородскую икону Богоматери и перевёз ее во Владимир в 1155
году, где она хранилась в Успенском соборе.
Слайд 97Престол и орудия страстей. Оборотная сторона Владимирской иконы.
На обороте изображены
Этимасия (престол уготованный) и орудия страстей, относимые очень приблизительно к
началу XV в. (времени второй починки иконы). Существуют версии, что икона еще с самого начала была двусторонней.
Слайд 98Первый богатый золотой оклад
(согласно летописи — ок. 5 кг золота,
не считая
серебра) был сделан по заказу Андрея Боголюбского; второй золотой
оклад — по заказу
митрополита Фотия в начале 15 в.; в 1656-58 по указу
патриарха Никона изготовлена золотая риза (оклад и
риза хранятся в Оружейной палате)»