Слайд 1ПЕДАГОГИКА
Преподаватель:
Андриенко Оксана Александровна
ауд.231(главный корпус) – кафедра психологии и педагогики
Слайд 2список литературы
Педагогика [Текст] : учебное пособие для студ. пед. вузов и пед.
колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. - М. :
Пед. об-во России, 2006. - 608 с. - ISBN 5-93134-181-1.
Сластёнин, В. А. Педагогика : учеб.пособие для студ. пед. вузов / Сластенин, В. А.; под ред. В.А.Сластенина.- 5-е изд., стер.. - М. : Академия, 2006. - 576с.. - (Доп. УМО)
Педагогика [Текст] : учебное пособие / под ред. В. Г. Рындак. - М. : Высш. шк., 2006. - 495 с. - ISBN 5-06-005609-0.
Подласый, И. П. Педагогика [Текст] : учебник для студентов вузов / И. П. Подласый . - М. : Просвещение : Владос, 1996. - 432 с. : ил. - ISBN 5-09-007344-9.
Слайд 3СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : теория и практика: учебное
пособие для вузов по пед. спец. (ОПД.Ф.02 - Педагогика) /
Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская.- 4-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 224 с. - (Высшее профессиональное образование) - ISBN 978-5-7695-5041-6.
Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. С. Роботова, Т. В. Леонтьева, И. Г. Шапошникова и др. - М. : Академия, 2000. - 208 с. - (Высшее образование) - ISBN 5-7695-0665-2.
Мижериков, В.А. Введение в педагогическую деятельность [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / В. А. Мижериков, Т. А. Юзефавичус. - М. : Пед. об-во России, 2005. - 352с. - ISBN 5-93134-260-5.
Мезинов, В.Н. Введение в педагогическую деятельность : учебное пособие / В.Н. Мезинов ; Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», Министерство образования и науки Российской Федерации. - Елец : Елецкий государственный университет им И.А. Бунина, 2010. - 111 с.
Слайд 4ПРЕДМЕТНО-ПРОБЛЕМНОЕ ПОЛЕ ПЕДАГОГИКИ
Слайд 51 Общее представление о педагогике как науке
Слайд 6В дословном переводе слово «педагогика» означает «детовождение».
В Древней Греции
педагогом называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу,
прислуживал ему на занятиях и вне их.
Слайд 72 Объект, предмет, функции педагогики
Слайд 8три точки зрения на педагогику:
1. Педагогика– междисциплинарная область человеческого
знания. Такой подход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоретическую науку.
2.
Педагогика – прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.
3. Педагогика– это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект и предмет изучения
Слайд 9Объект и предмет педагогики
Объект педагогики–образование, то есть целенаправленный процесс воспитания
и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет педагогики–
сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс, то есть специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Слайд 10Функции педагогики
1. Общетеоретическая функция
Состоит в теоретическом анализе закономерностей педагогического процесса.
Наука описывает педагогические факты, явления, процессы, объясняет, по каким законам,
при каких условиях, почему они протекают, делает выводы.
2. Прогностическая функция
Состоит в обоснованном предвидении развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т. п.). На базе научно обоснованного прогноза становится возможным более уверенное планирование.
3. Практическая (преобразовательная, прикладная) функция
Состоит в том, что на основе фундаментального знания усовершенствуется педагогическая практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами
Слайд 12Общая педагогика
Возрастная педагогика
История педагогики
Сравнительная педагогика
Специальная педагогика (дефектология)
Социальная педагогика
Слайд 134 Взаимодействие педагогики с другими науками
Слайд 14Философия
Играет важную методологическую роль в разработке педагогической теории. Философские концепции
являются основой для осмысления целей воспитания и обучения.
Слайд 15социология
Данные социологии содействуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности.
Социализация
– это длительный процесс, при котором индивид усваивает знания, опыт,
нормы поведения и нравственные ценности, принятые в том обществе, которое его окружает.
В структуре социологической науки плодотворно развиваются такие направления, как социология образования, социология воспитания, социология студенчества и т.д.
Слайд 16физиология
Важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом, отдельных его частей,
функциональных систем для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием
обучаемых.
Слайд 17Психология
Существует тесная связь между педагогикой и психологией.В педагогике используются психологические
методы исследования для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов (тесты,
анкеты и т.д.)
Связь проявляется в наличии ряда пограничных наук: педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и др.
Слайд 18информатика
Используя данные данной науки, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных
процессов (например, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления образовательным
процессом.
Также в педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук: экономики, статистики, экологии, этнологии, истории, технических наук
Слайд 20развитие
Объективный процесс и результат внутреннего последовательного количественного и качественного изменения
физических и духовных сил человека (физическое развитие, психическое, социальное, духовное)
Саморазвитие
личности – это собственная активность человека в изменении себя, раскрытии, обогащении своих духовных потребностей, всего личностного потенциала в процессе естественного физиологического, психического и социального развития.
Слайд 21воспитание
Воспитание (в широком смысле) – общественное явление, целью которого выступает
передача исторического и культурного опыта от поколения к поколению.
Воспитание (в
узком смысле) – сознательное, целенаправленное, систематически и планомерно организованное воздействие на индивида, взаимодействие с ним, которое должно привести к заранее предполагаемым результатам, сформулированным в виде цели.
В педагогике выделяют различные направления воспитания: умственное, нравственное, трудовое, физическое, эстетическое и др.
Слайд 22обучение
это целенаправленный систематически организованный процесс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся,
направленный на передачу и усвоение системы знаний, умений, навыков и
развитие личности учащегося.
Слайд 23образование
это процесс и результат овладения учащимися обобщенным общественно-историческим опытом.
это целостный
процесс обучения и воспитания личности, обеспечивающий ее разностороннее развитие.
Слайд 25Методы научного исследования– это приемы и средства, позволяющие получить достоверную
информацию, которая используется для построения научных теорий и проверки их
истинности.
Методы педагогического исследования – это способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.
Методика – последовательность действий и операций при реализации метода исследования.
Методы педагогических исследований условно подразделяются на теоретические и эмпирические (практические).
Слайд 26Теоретические методы исследования
Анализ –мысленное разложение исследуемого целого на составляющие, выделение
отдельных признаков и качеств явления. Это разложение на составные части
предмета, явления, понятия, действия и так далее с целью углубленного выявления их существа, общих и частных сторон.
Синтез –мысленное соединение признаков, свойств явления в смысловое (абстрактное) целое. Синтез – это не просто суммирование, а смысловое соединение.
Сравнение – установление сходства и различия между рассматриваемыми явлениями.
Обобщение– выделение в процессах и явлениях общих черт, то есть обобщение исследуемого.
Слайд 27Теоретические методы исследования
Абстрагирование –мысленное отвлечение какого-либо свойства или признака предмета
от других его признаков, свойств, связей.
Конкретизация – мысленная реконструкция, воссоздание
предмета на основе вычлененных ранее абстракций (по своей логической природе противоположен абстрагированию).
Моделирование –исследование процессов и явлений при помощи их реальных или идеальных моделей.
Индукция и дедукция –логические методы обобщения полученных эмпирическим путем данных. Индуктивный метод предполагает движение мысли от частных суждений к общему выводу, дедуктивный – от общего суждения к частному выводу.
Изучение литературы–составление библиографии, реферирование, конспектирование, цитирование
Слайд 28Эмпирические методы исследования
Наблюдение
Опрос, анкетирование
Тестирование
Изучение документов
Изучение и обобщение педагогического опыта
Метод
педагогического консилиума
Педагогический эксперимент
Социометрические методы
Математические методы и методы статистической обработки исследовательского
материала