Слайд 1Педагогика и образование в государствах древнего востока
Слайд 2Новый социальный институт, школа, стал активно развиваться во всех древних
государствах Ближнего и Дальнего Востока в связи с укреплением государственных
структур и возникшей в этой связи необходимостью специальной подготовки чиновников, жрецов, воинов. Педагогические прерогативы семейного воспитания уже не отвечали насущным социокультурным, политическим и экономическим потребностям общества.
Но, несмотря на то, что к I тыс. до н.э. в государствах Древнего Востока постепенно был расширен круг людей, которым было доступно школьное обучение и воспитание, тем не менее, абсолютное большинство населения по-прежнему оставалось безграмотным и обходилось лишь семейным воспитанием и обучением.
Слайд 3Школы Египта
Первые сведения о школьном обучении в Египте восходят к
3-му тысячелетию до н. э. Школа и воспитание в Древнем
Египте были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.
На протяжении тысячелетий здесь сложился определенный психологический тип человека: идеалом древнего египтянина считался немногословный, умевший терпеть лишения и хладнокровно принимать удары судьбы человек. В логике такого идеала и шло все обучение и воспитание.
Слайд 4
В Древнем Египте был достаточно высок уровень семейного воспитания и
обучения. Отношения между женщиной и мужчиной в семье строились на
равноправной основе, поэтому и девочкам, и мальчикам в этих условиях уделялось равное внимание. Для мальчиков из привилегированных семей существовали школы.
Слайд 5
Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям
и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало, прежде всего, научиться
слушать и слушаться. В ходу был афоризм: «Послушание — это наилучшее у человека». Учитель обычно обращался к ученику с такими словами: «Будь внимателен и слушай мою речь; не забудь ничего из того, что говорю я тебе». Наиболее эффективным способом достичь такого повиновения считались физические наказания. На ученика древнеегипетской школы постоянно сыпались удары. Физические наказания считались естественными и необходимыми. Девизом школы были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».
Слайд 6Обучение в Древнем Египте имело целью подготовку к профессии в
зависимости от видов деятельности, которой занималась семья. Семья была первичной
ячейкой такого обучения. Жрецы, ремесленники, музыканты обучали детей своей профессии. Отцы-ремесленники при этом использовали различные игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц и пр. Вне такого строго специального по направленности обучения было военное дело. Людей, предназначенных для военной службы, учили владеть оружием, выполнять различные физические упражнения, развивавшие силу, выносливость, ловкость.
Слайд 7Обучение в древнем Риме
В Древнем Риме существовала смешанная греко-римская культура,
и образованные римляне владели как латинским, так и греческим языком.
Традиции образования детей и юношества у римлян, как и у других народов, уходят своими истоками в практику семейно-домашнего воспитания.
Слайд 8Со II века до н. э. в Риме начинает преобладать
грамматический идеал воспитания, однако со своими особенностями. На второй план
уходят занятия математикой, их оттесняет изучение законов. Уроки музыки и гимнастики фактически отсутствуют, а вместо них юношество обучается верховой езде, фехтованию и плаванию. В семьях римской знати — нобилей — продолжает господствовать домашнее обучение с приглашением учителей-греков. Эта традиция в большей или меньшей степени сохранялась на протяжении всей римской истории.
Слайд 9Школьное обучение в Риме было организовано следующим образом. Элементарное образование
давалось в так называемых тривиальных школах. Это были частные школы
с неопределенным сроком обучения и различными программами. Нередко в них наряду с мальчиками учились и девочки. Размещались тривиальные школы где придется: в жилище учителя, в мастерской ремесленника, а то и прямо на улице во дворике или на перекрестке.
Слайд 10Школы Месопотамии
Здесь успешно развивались науки: астрономия, математика, агротехника, процветали
искусства, были созданы оригинальная письменность и система музыкальной записи. В
древних городах Месопотамии разбивали парки, бульвары, проводили искусственные каналы, воздвигали мосты, комфортабельные дома и библиотеки.
Почти в каждом городе создавались школы. Эти учебные заведения назывались дома табличек (по-шумерски – эдубба) и готовили грамотных писцов. Свое название эти учебные заведения получили из-за глиняных табличек, на которые наносилась клинопись. Первые таблички школьного характера относятся к III тыс. до н. э. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Намного позже писцы стали пользоваться деревянными табличками, которые покрывали тонким воском, а затем выцарапывали письменные знаки.
Слайд 12Первые дома табличек были небольшими учреждениями с одним учителем. В
обязанности учителя входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики
переписывали в таблички-упражнения и заучивали. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Основным методом воспитания являлся пример старших. В основе методики обучения лежало простое, многократное повторение и механическое запоминание.
Слайд 13Школы китая
В основе богатых и своеобычных традиций воспитания и обучения
детей в Древнем Китае, как и в других странах Востока,
лежал опыт семейно-общественного воспитания, уходивший истоками в первобытную эпоху.
История китайской школы уходит своими корнями в глубокую древность. По преданиям, первые школы в Китае возникли в 3-м тысячелетии до н. э. В древних китайских книгах эти первые школы называют «сян» и «сюй». Сян поначалу были местом прибежища для престарелых, которые обучали и наставляли молодежь. В сюй молодежь учили стрельбе из лука. Затем для обозначения школы стали употреблять иероглиф «сюэ», что означает «учить», «учиться».
Слайд 14Умение пользоваться письменностью передавалось по наследству и крайне медленно распространялось
в обществе. Поначалу иероглифы высекали на черепашьих панцирях и костях
животных, а затем (в X-IX вв. до н. э.) — на бронзовых сосудах. Далее — вплоть до начала н. э. — для письма использовали расщепленный бамбук, связанный в пластины, а также шелк, на которых писали соком лакового дерева с помощью заостренной бамбуковой палочки.
Слайд 15В эпоху Шан (Инь) содержание школьного воспитания и обучения включало
шесть искусств: мораль, письмо, счет, музыку, стрельбу из лука, управление
лошадью.
Эпоха Шан (Инь) сменилась эпохой Чжоу, которая, в свою очередь, подразделялась на периоды Западного (XI-VIII вв. до н. э.) и Восточного Чжоу (VIII-III вв. до н. э.). Во времена Западного Чжоу получили развитие школы для детей наиболее высокопоставленных особ (госюэ) и для менее родовитой знати (сансюэ). Госюэ создавались в столице, а сансюэ — в провинции.
Слайд 16
Выполнила: студентка 1 курса Ломакина К. А.
студентка 1
курса Кожанова М. В.