Слайд 1Педагогика как наука
3.10.2020
"К педагогическому делу надо призывать, как к
делу морскому, медицинскому или тому подобным, не тех, которые стремятся
только обеспечить свою жизнь, а тех, которые чувствуют к этому делу и к науке сознательное призвание и предчувствуют в нем свое удовлетворение, понимая общую народную надобность« Д. И. Менделеев
Слайд 2
Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и
gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение».
Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие.
Слайд 3
В Древней Греции педагогом называли раба, который в буквальном
смысле слова брал за руку ребенка своего господина и сопровождал
в школу. Постепенно слово «педагогика» стало употребляться в более общем смысле, то есть как способность «вести ребенка по жизни» — воспитывать, развивать и обучать. А по мере накопления знаний возникла и особая наука о воспитании детей.
Слайд 4 Можно выделить «бытовое» значение педагогики, когда каждый человек выступает
в роли «педагога» обучая и воспитывая своих детей, членов семьи,
друзей.
Педагогику можно рассматривать как особую сферу деятельности по воспитанию и обучению человека (передачу жизненного и социального опыта от старшего поколения к младшему).
Значение термина «Педагогика»
Слайд 5Педагогика представляет собой учебную дисциплину, включающую в себя теоретические и
практические аспекты обучения и воспитания.
Педагогика как отрасль гуманитарного знания
входящего в общекультурный контекст современной жизни.
Слайд 6Педагогика – это наука, изучающая закономерности передачи социального опыта и
научных знаний старшим поколением и активного его усвоения младшим поколением.
Слайд 7 Педагогика – это…
"наука, изучающая сущность, закономерности, принципы, методы и формы организации
педагогического процесса как фактора и средства развития человека на протяжении
всей его жизни" (И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, С.А.Смирнов);
"наука о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека" (Н.В.Бордовская, А.А.Реан);
наука об образовании человека, то есть о развитии его жизненного опыта (А. М. Новиков);
теоретическая наука и педагогическая деятельность, искусство (И. Ф. Харламов);
и наука, и искусство, и технология (В. П. Беспалько).
Слайд 8 Педагогика – это наука о воспитании, обучении и образовании детей
и взрослых.
Цель педагогической науки: выявление закономерностей и нахождение наиболее оптимальных
методов становления человека, его воспитания, обучения и образования.
Слайд 9 Задачи педагогики:
Вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными
системами.
Изучение и обобщение практики и опыта педагогической деятельности.
Прогнозирование образования -
педагогическая футурология.
Внедрение результатов исследования в практику.
Слайд 10Объект и предмет педагогики
Каждая наука
существует для того,
чтобы
давать описание, объяснение, прогнозирование изучаемых ею процессов и явлений
на основании законов, открытых этой наукой
имеет свой предмет, объект, задачи и функции
Слайд 11
Объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обуславливают развитие
человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно
и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.
Предмет педагогики – это образование как реальный процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).
Слайд 12
Источники развития педагогики:
– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе
жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;
– философские, обществоведческие, педагогические и психологические
труды;
– текущая мировая и отечественная практика воспитания;
– данные специально организованных педагогических исследований;
– опыт педагогов-новаторов.
Слайд 13 Объект – это та область реальной действительности, которую исследует
данная наука.
Предмет – это те процессы и явления, которые
описывает, исследует, объясняет, прогнозирует наука на основании своих законов.
Объект
Предмет 1
Предмет 2
Предмет – наиболее существенная часть объекта
Предмет 3
Слайд 14Основные педагогические понятия принято называть педагогическими категориями. Рассмотрим некоторые из
них.
Слайд 15Воспитание - это исторически определённый способ социокультурного воспроизводства человека, представляющего собой
единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого.
Смирнов С.А. определяет воспитание как процесс
целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление ребёнком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него принимаемой обществом системы ценностей.
Слайд 16 Обучение - это специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей
и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, способов познавательной
деятельности, развитие умственных способностей и познавательных интересов.
Слайд 17Обучение – это:
самый важный и надежный способ получения системного образования
(В.П. Зинченко);
процесс движения от незнания к знанию, от неполного
знания к более полному (Ю.К. Бабанский);
специфический процесс познания, управляемый педагогом (М.Н. Скаткин);
целенаправленная, систематическая передача и усвоение подрастающим поколением опыта общественных отношений, общественного сознания (Б.Т. Лихачев)
Слайд 18Образование (по Бабанскому Ю.К.) - это процесс и результат овладения учащимися
системой научных знаний, умений, навыков и формирование на их основе
мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей.
Слайд 20 Система педагогических наук
Общая педагогика
является базовой, изучает общие закономерности
воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов.
Содержит 4 больших
раздела:
общие основы педагогики;
теория обучения (дидактика);
теория воспитания;
управление педагогическими системами.
Слайд 21
Возрастная педагогика
изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:
преддошкольная
(ясельная) педагогика;
дошкольная педагогика;
школьная педагогика;
педагогика профессионального образования;
андрагогика – теория обучения взрослых
людей.
Слайд 22В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:
военную,
инженерную,
пенитенциарную,
спортивную,
театральную,
музыкальную педагогику
и др.
Слайд 23К педагогическим дисциплинам также относятся:
история педагогики;
сравнительная педагогика;
этнопедагогика;
социальная педагогика;
специальная педагогика.
Слайд 24Специальная педагогика:
сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;
тифлопедагогика –
слепых и слабовидящих;
олигофренопедагогика – умственно отсталых;
логопедия – детей с нарушениями
речи.
Слайд 25Частные (предметные) методики
исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин:
методика обучения русскому языку;
методика обучения математике;
методика обучения технологии
и другие.
Слайд 27
Если педагогика хочет воспитывать человека во всех
отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех
отношениях (К. Ушинский)
Цель обучение ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя (Э. Хаббард)
В воспитании нет ничего ничтожного (Н. Пирогов)
Слайд 28
Чтобы воспитать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя
(Н. Гоголь)
Между человеком образованным и необразованным такая же разница, как
между живым и мертвым (Аристотель)