Разделы презентаций


Педагогика как наука об образовании ТЕМА 1

Содержание

План лекцииПедагогика, ее объект и предмет. Задачи научной педагогикиОсновные категории педагогикиСистема педагогических наукЭтапы развития педагогики1456Функции педагогики23Педагогика как наука об образовании человека

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогика как наука об образовании
ТЕМА

Педагогика как наука об образованииТЕМА

Слайд 2План лекции
Педагогика, ее объект и предмет.
Задачи научной педагогики
Основные категории

педагогики
Система педагогических наук
Этапы развития педагогики
1
4
5
6
Функции педагогики
2
3
Педагогика как наука об образовании

человека
План лекцииПедагогика, ее объект и предмет. Задачи научной педагогикиОсновные категории педагогикиСистема педагогических наукЭтапы развития педагогики1456Функции педагогики23Педагогика как

Слайд 3ДРЕВНИЙ МИР
«Главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование»
Социальная функция

воспитания – «Сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться или начальствовать»
Придавал

первостепенное значение государственному воспитанию

Педагогика как наука об образовании человека

ДРЕВНИЙ МИР«Главной среди жизненных целей должно быть нравственное самосовершенствование»Социальная функция воспитания – «Сделать совершенным гражданином, умеющим справедливо

Слайд 4В Академии обучались чистокровные афиняне-аристократы.
В Академии разрабатывался широкий круг

дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Основным методом обучения

была диалектика (диалог).

Платон

В Академии обучались чистокровные афиняне-аристократы. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие.

Слайд 5Педагогическая мысль античности
Аристотель (384 –322 гг. до н. э.).
Идеи о

воспитании:
Ввел возрастную периодизацию.
Обосновал связь семейного и общественного

воспитания как двух частей единого целого.
Рассматривал воспитание как средство укрепления государства. Считал, что школы д.б. государственными, все свободные граждане должны получать одинаковое образование.
Сформулировал принцип природосообразности: воспитание должно соответствовать природе, возрасту, происходить постепенно, без перегрузок.
Говорил о необходимости нравственного воспитания, добродетели.
О миссии воспитателя: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые – достойную жизнь».


Педагогическая мысль античностиАристотель (384 –322 гг. до н. э.).Идеи о воспитании:Ввел возрастную периодизацию.Обосновал связь семейного и общественного

Слайд 6Практика воспитания и образования
Спартанское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.)

Э. Дега

«Юные спартанцы» (1861)
Цель воспитания: формирование воинов, выносливых, способных к

выживанию в тяжелых условиях, готовых к беспрекословному послушанию.
Мальчики 7-15 лет воспитывались вне родительской семьи, в агеллах (специальных школах).

Физическое воспитание: бег, прыжки, метание копья, борьба, тренировочные бои и сражения, военные песни и танцы.

Нравственное воспитание: цель – подчинение личности интересам социальной группы.

Умственное воспитание: основы чтения и письма.

Практика воспитания и образованияСпартанское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.) Э. Дега «Юные спартанцы» (1861) Цель воспитания: формирование воинов, выносливых,

Слайд 7Цель: воспитание гармонически развитого человека
Афинское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.)
Мусическое воспитание
Умственное
Нравственное


Эстетическое
Гимнастическое воспитание
Физическое
Этапы воспитания мальчиков:
До 7 лет – семейное

воспитание.
С 7 лет – посещение школы грамматиста (обучение чтению, письму, счету) и кифариста (пение, музыка, декламация стихов).
С 13-14 лет – переход в палестру (школу борьбы) (физические упражнения – пятиборье, беседы по политическим и нравственным вопросам).

С 16-18 лет обеспеченная молодежь обучалась в гимнасиях (философия, полемика, литература, сочинительство, гимнастика).
С 18-20 – переход в эфебию (военное и политическое воспитание)

Цель: воспитание гармонически развитого человекаАфинское воспитание (VIII—IV вв. до н.э.)Мусическое воспитаниеУмственное Нравственное Эстетическое Гимнастическое воспитаниеФизическое Этапы воспитания мальчиков:До 7

Слайд 8ДРЕВНИЙ МИР
Марк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)
Тертуллиан (160 – 222

г.г.)
Августин (354 – 430 г.г.)
Демокрит (460 – 370 до н.э.)
Аквинат

(1225 – 1274 г.г.)

Педагогика как наука об образовании человека

ДРЕВНИЙ МИРМарк Квинтилиан (35 – 96 г.г.)Тертуллиан (160 – 222 г.г.)Августин (354 – 430 г.г.)Демокрит (460 –

Слайд 9Древнеримский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.)
Его произведение

«Об образовании оратора» -

первая работа, тесно связанная с практикой школы.
Основные идеи:
Воспитание ребенка должно осуществляться в школе.
Учитель должен подходить к воспитаннику осторожно и внимательно.
Учитель должен быть образованным, любить детей, быть сдержанным, не раздавать легко наград и наказаний, быть примером для учеников и внимательно их изучать.
Нужно развивать речь ребенка с раннего возраста. Изучение языка и музыки способствует выработке хорошего произношения, делает речь более выразительной.
Изучение математики (арифметики и геометрии) способствует стройности и последовательности мысли.
Основа обучения – наставления, подражание и упражнения.
Чтобы знания были прочными, их нужно закладывать не спеша.
Древнеримский мыслитель Марк Фабий Квинтилиан (42-118 гг. до н.э.)Его произведение «Об образовании оратора» -

Слайд 10Практика воспитания и образования в средние века (V-XIV вв.) в

Европе
Цель воспитания – самосовершенствование человека в духе морали Христианства.
Монастырские школы
Готовили

мальчиков, в основном, будущих приходских священников и монахов.
Изучение основ католического вероучения, молитв, псалмов, церковные песнопения. Обучение на латыни чтению, грамматике, письму, счету.

Кафедральные (соборные) школы
Воспитание также носило богословский характер.
Изучали латинскую грамматику, риторику, диалектику, арифметику, геометрию, астрономию и музыку.

Практика воспитания и образования в средние века (V-XIV вв.) в ЕвропеЦель воспитания – самосовершенствование человека в духе

Слайд 11Рыцарское воспитание (XI-XII века)
Воспитание сыновей светских феодалов:
до 7 лет

в семье;
при дворе сеньора — до 14 лет —

пажи;
до 21 года — оруженосцы.

Семь рыцарских добродетелей: 1 - верховая езда, 2 - фехтование, 3 -владение копьём, 4 - плавание, 5 -соколиная охота, 6 - сложение стихов в честь сюзерена и дамы сердца, 7 - игра в шахматы.
Будущие рыцари получали и религиозное воспитание.

В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари.

Рыцарское воспитание (XI-XII века)Воспитание сыновей светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до

Слайд 12Педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)
Гуманитстический идеал – человек образованный

и просвещенный, высоко нравственный, физически развитый и душевно стойкий.
Витторино да

Фельтре, Италия

Франсуа Рабле, Франция

Томас Мор, Англия

Мишель Монтень, Франция

Педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)Гуманитстический идеал – человек образованный и просвещенный, высоко нравственный, физически развитый и

Слайд 13ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
«Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям,

сколько развив способность к критическим суждениям»
Заявил о необходимости сочетании

античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, выдвинул принцип активности воспитанника

Идеализировал гуманистическое воспитание, в центре которого – духовное и телесное развитие личности

Педагогика как наука об образовании человека

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ«Ребёнок превращается в личность не столько благодаря полученным знаниям, сколько развив способность к критическим суждениям» Заявил

Слайд 14Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
Призывал обогащать сознание ребенка,

знакомя с предметами и явлениями чувственно восприятия мира
Джон Локк (1632

– 1704 г.г.)

Утверждал, что человеческое знания является следствием внешнего чувственного опыта

Педагогика как наука об образовании человека

Я.А. Коменский (1592 – 1670 г.г.)ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯПризывал обогащать сознание ребенка, знакомя с предметами и явлениями чувственно восприятия

Слайд 15Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку

связано с именем Яна Амоса Коменского.
Его «Великая дидактика» (1633-1638) –

одна из первых научно-педагогических книг.
Разработал основные вопросы обучения, научно обосновал классно-урочную систему.

28 марта 1592 г. –
15 ноября 1670 г.

Педагогическая мысль эпохи Просвещения (XVII-XVIII вв.)

Выделение педагогики из философии и оформление ее в самостоятельную науку связано с именем Яна Амоса Коменского.Его «Великая

Слайд 16Джон Локк (1632-1704) – британский педагог и философ.
Основной труд

«Мысли о воспитании» (1693).
Педагогические идеи:
Ребенок рождается «чистой доской» и становится

тем, кто он есть, только благодаря воспитанию.
Цель воспитания - воспитание джентльмена, умеющего вести свои дела толково и предусмотрительно, предприимчивого человека, утончённого в обращении.
Важнейшие задачи воспитания: выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование.
Джон Локк (1632-1704) – британский педагог и философ. Основной труд «Мысли о воспитании» (1693).Педагогические идеи:Ребенок рождается «чистой

Слайд 17Основные идеи педагогов-гуманистов:
Возрождение идеи гармоничного развития, связи умственного, нравственного и

физического воспитания.
Всеобщее, равное общественного воспитания (независимо от сословия, религиозной принадлежности,

материального достатка).
Гуманное отношение к детям (принцип «мягкой руки»).
Обучение на добровольных, сознательных началах.
Необходимость морального поощрения, похвалы учеников.
Соединение обучения с жизнью и трудом.
О личности учителя: учитель должен быть не только образованным, эрудированным, но и высоконравственным человеком, примером для детей.
Основные идеи педагогов-гуманистов:Возрождение идеи гармоничного развития, связи умственного, нравственного и физического воспитания.Всеобщее, равное общественного воспитания (независимо от

Слайд 18Система воспитания джентльмена

.
Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработки мужества

и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая пища, закаливание, строгий

режим, упражнения, игры

Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека

Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучение детей к обрядам, а на формирование любви и почтения к Богу как высшему существу

Нравственное воспитание - воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Выработка изящных манер, навыков галантного поведения

Трудовое воспитание
заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности

Система воспитания джентльмена.Физическое воспитание способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости. Укрепление здоровья, свежий воздух, простая

Слайд 19СРЕДНИЕ ВЕКА
Центральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитание
Предлагал при

определении основ образования опираться на знание человеческой психологии
Центральный тезис рассуждений

Гербарта – формирование нравственного человека

Педагогика как наука об образовании человека

СРЕДНИЕ ВЕКАЦентральный пункт педагогической программы Руссо – естественное воспитаниеПредлагал при определении основ образования опираться на знание человеческой

Слайд 20СРЕДНИЕ ВЕКА
А. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)
Предлагал в воспитании и

обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности ребенка (принцип природосообразности)
Педагогика

как наука об образовании человека
СРЕДНИЕ ВЕКАА. Дистервег (1790 – 1886 г.г.)Предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать индивидуальные особенности

Слайд 21РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА
«Важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие

у народа чести, права и гражданства»
Вскрывал диалектическую взаимосвязь между политическим

режимом, материальным достатком и образованием

Критиковал ущемления права на образование по сословному, религиозному и национальному признакам

Педагогика как наука об образовании человека

РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА«Важнейшей целью педагогических преобразований в России должно стать развитие у народа чести, права и гражданства»Вскрывал диалектическую

Слайд 22РУССКАЯ ПЕДАГОГИКА
К.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)
Основатель научной педагогики в

России. Стержень его педагогической концепции – принцип народности
В.Г. Белинский (1811

– 1848 г.г.)

Определил гуманистические и демократические подходы к воспитанию и образованию. Развивал идею народного воспитания.

Макаренко А.С. (1888 – 1939 г.г.)

Узловой пункт его теории – тезис параллельного действия., т.е. органического единства воспитания и жизни общества

В.А. Сухомлинский (1918 – 1970 г.г.)

Занимался вопросами теории и методики коммунистического воспитания детей

Педагогика как наука об образовании человека

РУССКАЯ ПЕДАГОГИКАК.Д. Ушинский (1824 – 1871 г.г.)Основатель научной педагогики в России. Стержень его педагогической концепции – принцип

Слайд 23Педагогическая мысль в России
К.Д. Ушинский (1824-18 70 гг.) – основоположник

русской педагогики и педагогической психологии.
Основные произведения: «Родное слово», «Детский мир»,

«Человек как предмет воспитания, опыт педагогической антропологии».
Некоторые идеи:
Доказывал влияние социально-экономических условий на воспитание.
Выдвинул идею народности в воспитании.
Боролся за осуществление воспитания и обучения детей на родном языке, много внес в разработку методики обучения родному языку.

4. Он доказал, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве: язык - выражение мысли в слове.
5. Сформулировал антропологический принцип в педагогике.
6. Выступал против односторонности классического воспитания в гимназиях.

Педагогическая мысль в РоссииК.Д. Ушинский (1824-18 70 гг.) – основоположник русской педагогики и педагогической психологии.Основные произведения: «Родное

Слайд 25это наука, изучающая закономерности воспитания, образования и обучения.
Видяпина В.И.


-это

образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных

социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). 
Сластенин В., Исаев И.

Педагогика

Предмет педагогики

Педагогика как наука об образовании человека

это наука, изучающая  закономерности воспитания, образования и обучения.Видяпина В.И.-э-это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно

Слайд 26
Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.
Объект

педагогики
Педагогика как наука об образовании человека

Педагогика в качестве своего объекта имеет систему педагогических явлений, связанных с развитием индивида.Объект педагогикиПедагогика как наука об образовании человека

Слайд 27 Объект – это та область реальной действительности, которую исследует

данная наука.
Предмет – это те процессы и явления, которые

описывает, исследует, объясняет, прогнозирует наука на основании своих законов.

Р Д

Объект

Предмет 1

Предмет 2

Предмет – наиболее существенная часть объекта

Предмет n

Объект – это та область реальной действительности, которую исследует данная наука. Предмет – это те процессы

Слайд 28Ш.Амонашвили
педагогика есть высшая форма планетарного сознания (общечеловеческая культура сознания), и

потому она есть мера всех наук, мера жизни;
педагогика есть

личностное состояние учителя (воспитателя), потому связана с интуицией и искусством исполнения;
педагогическая действительность есть утвержденная субъективная воля учителя и учительских масс (учительских поколений) и потому ее научное описание возможно лишь через раскрытие субъективной воли учителя-творца.
Ш.Амонашвилипедагогика есть высшая форма планетарного сознания (общечеловеческая культура сознания), и потому она есть мера всех наук, мера

Слайд 29Функции педагогики
Общетеорети-ческая
Практическая (прикладная)
Накопление научных знаний о закономерностях воспитания, образования, описании

педагогич. фактов, процессов, объяснении, по каким законам, при каких условиях,

почему они протекают

На основе теоретических знаний совершенствуется практика, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения и воспитания, которые применяются в учреждениях образования

Обоснованное предвидение развития пед. реальности (например, школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п). На основе научного прогноза более успешно планирование

Единство всех функций позволяет более полно решать задачи педагогического процесса в различных типах ОУ

Прогности- ческая

Функции педагогикиОбщетеорети-ческаяПрактическая (прикладная)Накопление научных знаний о закономерностях воспитания, образования, описании педагогич. фактов, процессов, объяснении, по каким законам,

Слайд 30Задачи научной педагогики по проф. В.В. Кумарину
Педагогика как наука об образовании

человека

Задачи научной педагогики по проф. В.В. КумаринуПедагогика как наука об образовании человека

Слайд 31Задачи педагогики
Научное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитания
Исследование

сущности, структуры, функций педагогического процесса
Выявление закономерностей и формирование принципов процесса

обучения и воспитания
Разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления
Разработка содержания и методики самообразования и самовоспитания
Исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства
Разработка методологических проблем педагогики, методик ее исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания
Задачи педагогикиНаучное обоснование развития систем образования, содержания обучения и воспитанияИсследование сущности, структуры, функций педагогического процессаВыявление закономерностей и

Слайд 32Задачи общей профессиональной педагогики как учебного процесса
Педагогика как наука об

образовании человека

Задачи общей профессиональной педагогики как учебного процессаПедагогика как наука об образовании человека

Слайд 33Основные категории педагогики

процесс становления его личности под влиянием внешних и

внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов
Развитие

целенаправленный процесс

формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в трудовой деятельности

Воспитание


процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности

Образование


целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний; обучение – это преподавание и учение, взятые в единстве

Обучение

Основные категории педагогикипроцесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных

Слайд 34Основные категории педагогики
приобретение человеком новых признаков и форм в процессе

развития, приближение к определенному состоянию; результат развития
Становление

усвоение и воспроизводство человеком

культурных ценностей и социальных норм общества, в котором он живет

Социализация

процесс развития человека под влиянием внешних воздействий

Формирование

Педагогика как наука об образовании человека

Основные категории педагогикиприобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развитияСтановлениеусвоение

Слайд 35Категории педагогики
Как процесс
Как результат
Педагогика как наука об образовании человека

Категории педагогики

Категории педагогикиКак процессКак результатПедагогика как наука об образовании человекаКатегории педагогики

Слайд 36Система педагогических наук
Педагогика как наука об образовании человека

Система педагогических наукПедагогика как наука об образовании человека

Слайд 37Система педагогических наук
Педагогика как наука об образовании человека

Система педагогических наукПедагогика как наука об образовании человека

Слайд 38
Возрастная педагогика
изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:
преддошкольная


(ясельная) педагогика;

дошкольная педагогика;

школьная педагогика;

педагогика профессионального образования;
андрагогика – теория обучения взрослых

людей.
Возрастная педагогика изучает специфику обучения и воспитания определенных возрастных групп:преддошкольная (ясельная) педагогика;дошкольная педагогика;школьная педагогика;педагогика профессионального образования;андрагогика –

Слайд 39В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:
военную,
инженерную,
пенитенциарную,
спортивную,
театральную,
музыкальную педагогику

и др.

В зависимости от конкретных видов человеческой деятельности выделяют:военную,инженерную,пенитенциарную,спортивную, театральную,музыкальную педагогику и др.

Слайд 40К педагогическим дисциплинам также относятся:
история педагогики;
сравнительная педагогика;
этнопедагогика;
социальная педагогика;
специальная педагогика.

К педагогическим дисциплинам также относятся:история педагогики;сравнительная педагогика;этнопедагогика;социальная педагогика;специальная педагогика.

Слайд 41Специальная педагогика:
сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;
тифлопедагогика –

слепых и слабовидящих;
олигофренопедагогика – умственно отсталых;
логопедия – детей с нарушениями

речи.

Специальная педагогика:сурдопедагогика – закономерности развития и воспитания слабослышащих детей;тифлопедагогика – слепых и слабовидящих;олигофренопедагогика – умственно отсталых;логопедия –

Слайд 42Частные (предметные) методики
исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин:

методика обучения русскому языку;
методика обучения математике;
методика обучения технологии


и другие.
Частные (предметные) методики исследуют закономерности преподавания и изучения отдельных дисциплин: методика обучения русскому языку; методика обучения математике;

Слайд 43Связь педагогики с другими науками

Связь педагогики с другими науками

Слайд 45Связь педагогики с другими науками

Связь педагогики с другими науками

Слайд 46Основные категории педагогической науки

Основные категории педагогической науки

Слайд 47Сущность категорий

Сущность категорий

Слайд 49Тест на профпригодность

Тест на профпригодность

Слайд 62Я - Профессионал и Философ, Интеллигент и Интеллектуал.
Я - Ученый

и Практик, Педагог и Психолог.
Я - Мыслитель и Творец,

Фантазер и Реалист.
Я – Оратор и Организатор, Сподвижник и Соратник.
Я – Стимулятор развития и Враг покоя.
Я - Любовь и Преданность, Вера и Терпение.
Я – Истина и Сердце, Совесть и Благородство.
Я – Идущий и Дарящий, Нищий и Богатый.
Я – Посланец прошлого и Воспитатель будущего.
Я - Патриот и Гражданин, Гуманист и Альтруист.
Я – Опекун молодости и Покровитель таланта.
Я – Мечта будущего и Надежда настоящего.
Я – У Ч И Т Е Л Ь!.

Я - Профессионал и Философ, Интеллигент и Интеллектуал.Я - Ученый и Практик, Педагог и Психолог.Я -

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика