Слайд 1Педагогика как область научного знания
Слайд 2
Педагогика как наука и искусство
К.Д.Ушинский – основоположник научной педагогики
в России
Педагогика наука и искусство
Наука – сфера человеческой деятельности,
в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
Слайд 3Объект и предмет педагогики
Наука имеет объект и предмет, методы научного
познания
Объект – область действительности, на которую направлена деятельность исследователя.
Предмет
– способ видения объекта с позиций науки.(Очки сквозь которые смотрит исследователь). Что именно мы хотим увидеть?
Слайд 4Объект и предмет педагогики
Объект педагогики – образование как особая деятельность
(образовательная деятельность), характеризующаяся педагогическим целеполаганием и педагогическим руководством по приобщению
человека к жизни в обществе.
Предмет педагогики – система отношений, возникающих в образовательной деятельности.
Слайд 6Основные категории педагогики
Образование как процесс
Образование
- единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации,
сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны .
(В.А. Сластенин).
Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ.
Слайд 7Основные категории педагогики
Образование включает в себя обучение и
воспитание
Социализация – процесс включения растущего человека в общество благодаря
усвоению и воспроизводству личностью социального опыта, исторически накопленной культуры.
Воспитание — это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. (Целенаправленная социализация).
Обучение — специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности.
Слайд 8Основные категории педагогики
Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных
единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом
процессе.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Слайд 10Основные категории педагогики
Педагогическая деятельность — особый вид социальной (профессиональной) деятельности,
направленной на реализацию целей образования.
Компоненты педагогического процесса и системы:
педагог
и воспитанник;
содержание образования ;
средства образования (материально-технические и педагогические — формы, методы, приемы).
Педагогическая технология — это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач
Слайд 11Методология - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной
деятельности
Методология - система принципов и способов построения теоретической и практической
деятельности и как учение об этой системе
Методология научно-педагогического исследования
Слайд 12Проблема
Тема
Актуальность
Объект и предмет исследования
Цель и задачи
Гипотеза
Новизна результатов
Значимость результатов для теории
и практики
Методология научно-педагогического исследования
Слайд 13Эмпирические:
метод педагогических наблюдений;
метод беседы и интервью;
метод анкетирования;
методы рейтинга и
самооценки;
метод педагогического консилиума;
метод диагностирующих контрольных работ;
метод педагогического эксперимента;
опытная работа;
контент-анализ;
обобщение педагогического
опыта;
научная экспедиция.
Методы исследования
Слайд 14 Теоретические:
моделирование, построение идеализированных объектов (идеализация);
сравнительно-исторического анализа;
причинно-следственный анализ;
монографический метод.
Методы исследования
Слайд 15
Возникновение и становление педагогической профессии
Значительное накопление социального опыта,
необходимость передать
его подрастающему поколению,
наличие носителей опыта умеющих его передать.
Структура деятельности:
ориентировочно-мотивационный этап
операциональный
этап;
контрольно-оценочный этап.
Слайд 20
Особенности педагогической профессии
Относится к группе профессий типа «человек-человек»:
главное ее
содержание составляют взаимоотношения с людьми,
требуют от человека специальных знаний, умений
и навыков,
педагогическая профессия по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер.
Слайд 21Функции педагогической профессии
Адаптивная функция связана с приспособлением учащегося, воспитанника к
конкретным требованиям современной социокультурной ситуации;
гуманистическая — с развитием его личности,
творческой индивидуальности.
Слайд 23
Основные виды педагогической деятельности
Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная
на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников
с целью решения задач гармоничного развития личности.
Преподавание — это такой вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников.
Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте — это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание (А.Дистервег).
Слайд 24Результат педагогической деятельности
Критерий эффективности деятельности учащихся в процессе обучения —
уровень усвоения знаний и умений, овладения способами решения познавательных и
практических задач, интенсивности продвижения в развитии.
Результаты деятельности учащихся легко выявляются и могут быть зафиксированы в качественно-количественных показателях.
Слайд 25Компетентность
Компетентность – готовность и способность молодых людей, окончивших школу, нести
ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Компетентность – владение, обладание
человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Слайд 26Компетентность и компетенции
Компетенция (от латинского competentia) - круг вопросов, в
которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Компетентный в
определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Слайд 27Компетенции учащихся
Результат образовательной деятельности – набор ключевых компетенций:
ценностно-смысловая;
общекультурная;
учебно-познавательная;
информационная;
коммуникативная;
социально-трудовая;
личностного самосовершенствования. (А.В.Хуторской)
Слайд 28Результаты обучения
Результаты обучения оцениваются в соответствии с ФГОС через уровень
сформированности универсальных учебных действий (УУД).
Выделяют 4 вида УУД:
-личностные
-познавательные
- регулятивные
-коммуникативные.