Слайд 2ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
внутренне связанная совокупность многих процессов, суть которых состоит в
том, что социальный опыт превращается в формируемые качества человека
Слайд 3ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
- целенаправленное,
- специально организованное взаимодействие
педагогов
и воспитанников,
направленное на решение развивающих
и образовательных задач.
Слайд 4ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
Обучение
Воспитание
Развитие
Преподавание
Учение
Самовоспитание
Готовность принять воспитательное воздействие
Воспитательное воздействие
Слайд 5ОБУЧЕНИЕ
Отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования и
обучения, называется дидактикой
Слайд 6ДИДАКТИКА
Вольфганг Ратке (Ratke)
(латинизированная форма фамилии - Ратихий, Ratichius) (1571
-1635 ), немецкий педагог, один из основоположников дидактики.
В переводе
с древнегреческого «искусство обучения».
Слайд 7ДИДАКТИКА
«Великая дидактика» - 1657
Я.А. Коменский
(1592-1670).
«всеобщее искусство всех учить
всему».
Слайд 8«Didascalicon» 1120 г.
Гуго Сен-Викторский (1094/97 — 1141) усовершенствование высшего образования
- критерии планирования процесса обучения в высшем образовании и предложил
правила систематического обучения с применением методов диалектики
Слайд 9Противоречие между
увеличивающимся объёмом общественного опыта и социальных знаний И
недостаточностью способов
передачи его , стало препятствовать общественному развитию.
Слайд 10ОБУЧЕНИЕ
Система отношений:
«учитель – ученик»,
«ученик – учебный материал»,
«ученик
– другие ученики».
Многообразие этих отношений составляет сущность обучения.
Слайд 12Задача дидактики
описывать и объяснять процесс обучения и условия его
реализации;
разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы,
новые технологии обучения.
Слайд 13ОБУЧЕНИЕ
– это целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого
осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта
человечества, опыта деятельности и познания.
Слайд 14Преподавание – преподаватель в следующих сферах:
передачи информации;
организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
оказания
помощи при затруднении в процессе обучения;
стимулирования интереса, самостоятельности и творчества
учащихся;
оценки учебных достижений учащихся.
Слайд 15Цель преподавания
организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи
информации, контроля и оценки ее усвоения, а также взаимодействия с
учениками.
Слайд 16Учение – это деятельность обучаемого:
освоение, закрепление и применение знаний, умений
и навыков;
самостимулирование к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;
осознание
личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности.
Слайд 17Цель учения
познание, сбор и переработка информации об окружающем мире. Результаты
учения выражаются в знаниях, умениях, навыках, системе отношений и общем
развитии учащихся.
Слайд 18ОБУЧЕНИЕ
Знания - конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законов, правил, отражающие
определенные закономерности, а также теоретические обобщения и базовые термины.
Умения
- практические действия, которые обучаемый может совершать на основе полученных знаний и которые могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний.
Навыки - автоматизированные действия.
Слайд 19АУДИТОРНОЕ ЗАДАНИЕ
01.10.13 СПЕЦИАЛЬНОСТЬ ФИО
ПРИВЕДИТЕ
ПРИМЕРЫ
З – когда я ….
У – когда я ….
Н – когда я ….
Слайд 20ОБУЧЕНИЕ
как
социальное явление
процесс
деятельность
Слайд 21ОБУЧЕНИЕ
1) социальное явление
средство передачи социального опыта, подготовка подрастающего поколения
к выполнению социальных функций
Слайд 22ОБУЧЕНИЕ
1) социальное явление
Регламентируется государством (законодательные и нормативные акты)
Закон РФ
«Об образовании»
Ст. 15 – автономия ОУ (учебный план, программа, выбор
системы оценок),
Но ГАК, ГОС,
уважение достоинства (дети, родители, педагоги) - гарантия государства
Слайд 23ОБУЧЕНИЕ
2) процесс
управляемый процесс закономерной, последовательной и непрерывной смены состояний
его участников в специально организуемой среде с целью достижения образовательных
результатов
Слайд 24ОБУЧЕНИЕ
2) процесс
Закономерности обучения
объективные, неизбежно проявляющиеся,
Их 4:
Слайд 25ОБУЧЕНИЕ
2) процесс
Процесс обучения закономерно связан с
1) Социальными процессами
2)
Процессами воспитания и развития
3) Реальными возможностями учащихся
4) Внешними условиями ,
в которых протекает
Слайд 26ОБУЧЕНИЕ
2) процесс
Закономерности субъективного характера
Их 5:
Слайд 27ОБУЧЕНИЕ
2) процесс
1) Преподавание и Учение
2) Содержание обучения от Цели
3)
Методы и Средства от Цели и Содержания
4) Формы организации от
Ц, С и М
5) Взаимосвязь
Ц- С- М- Ср- Ф = Результат
Слайд 28ОБУЧЕНИЕ
3) деятельность
ОБУЧЕНИЕ
Совместная деятельность учителя и учащегося, в ходе
которой осуществляется индивидуально-личностное развитие человека, его субъектное становление
Слайд 29ОБУЧЕНИЕ
3) деятельность
На основе закономерностей обучения
ф о р м у
л и р у ю т с я
его принципы –
нормативные требования
для взаимодействия «учитель-ученик»
Слайд 30ОБУЧЕНИЕ
3) деятельность - принципы
Связи с жизнью
Целостности
Доступности
Сознательности и активности учащихся
Научности
Систематичности
и последовательности
Наглядности
Слайд 31ОБУЧЕНИЕ
Процесс обучения направлен, прежде всего, на формирование знаний, умений и
навыков, опыта творческой деятельности, то есть на реализацию его образовательной
функции.
Слайд 32ОБУЧЕНИЕ
Развивающая функция обучения
во время усвоения знаний происходит развитие обучаемого.
Проблема взаимоотношения
обучения и развития одна из важнейших в современной
дидактике.
Слайд 33ОБУЧЕНИЕ
1) обучение и развитие
Штерн
Обучение следует за развитием и
приспосабливается к нему
=›
пассивно ждать пока созреют
возможности
для обучения
Слайд 34ОБУЧЕНИЕ
2) обучение и развитие
Торндайк
Обучение ≡ Развитие
Идут «нога в
ногу»
Слайд 35ОБУЧЕНИЕ
3) обучение и развитие
Л.С. Выготский
Обучение впереди развития
Выделил два
уровня умственного развития ребенка
Слайд 36ОБУЧЕНИЕ
3) обучение и развитие
Уровень актуального развития
наличный уровень подготовленности
( какие
задания он может выполнять самостоятельно)
Слайд 37ОБУЧЕНИЕ
3) обучение и развитие
Уровень – зона ближайшего развития
то, что
сегодня – с помощью учителя
завтра – самостоятельно
Слайд 38ОБУЧЕНИЕ
3) обучение и развитие
сегодня – зона ближайшего развития
в процессе обучения
завтра – Уровень актуального
развития
Слайд 39ОБУЧЕНИЕ
советский психолог Л.С. Выготский
закон
обучение влечет за собой развитие, так
как личность развивается в процессе деятельности.
Слайд 40ОБУЧЕНИЕ
Воспитательная функция осуществляется во время всего процесса обучения. Однако воспитание
в данном случае осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда), что
делает его более сложным.
Слайд 41ОБУЧЕНИЕ
факторы социализации
1) МАКРОФАКТОРЫ
(космос, планета, страна)
влияют
На всех жителей планеты или
очень больших групп людей
Слайд 42ОБУЧЕНИЕ
факторы социализации
2) МЕЗОФАКТОРЫ
условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному
признаку
(этнос, регион, город, средства массовой коммуникации – СМИ)
)
Слайд 43ОБУЧЕНИЕ
факторы социализации
3) МИКРОФАКТОРЫ
Влияют на конкретных людей
(семья, сверстники, организации: учебные, общественные)
Слайд 44ОБУЧЕНИЕ
факторы социализации - это развивающая среда, к ней основное требование
создание
атмосферы доверия, безопасности, возможности личностного роста.
Слайд 45ОБУЧЕНИЕ
В практике обучения образовательная, развивающая и воспитательная функции обучения неразрывно
связаны друг с другом, как связаны три процесса: обучение, развитие
и воспитание. Они взаимообусловлены, то есть одно из них является следствием и причиной другого.
Слайд 46ОБУЧЕНИЕ
МЕТОД
( греч. methodos – путь к цели)
Способ достижения
цели, решения конкретной задачи, определенным образом упорядоченная деятельность.
Слайд 47ОБУЧЕНИЕ
В педагогике
Метод – указание к педагогически целесообразному действию,
предписание, как
действовать.
Слайд 48ОБУЧЕНИЕ
Признаки метода
1) Отражает дидактические цели и задачи учебной деятельности
2) Применяется
осознанно
3) Деятельность учителя и учащихся связаны и находятся во взаимодействии
Слайд 49ОБУЧЕНИЕ
По источнику передачи знаний
Словесные
Наглядные
Практические
Слайд 52ОБУЧЕНИЕ
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
Целенаправленная, четко организованная, содержательно насыщенная и методически оснащенная система
познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Слайд 53ОБУЧЕНИЕ
Форма обучения
Учебно-плановая (урок, лекция, семинар, домашняя работа, экзамен)
Внеплановая (кружки, экскурсии,
конференции)
Вспомогательная (группы выравнивания, индивидуальные занятия)
Слайд 54ОБУЧЕНИЕ
По количеству учащихся
Коллективная (фронтальная – со всем классом в едином
темпе и с общими задачами)
Групповая
индивидуальная
Слайд 55ОБУЧЕНИЕ
По особенностям коммуникативного взаимодействия
Лекция
Семинар
экскурсия
Слайд 56ОБУЧЕНИЕ
По дидактическим целям
Вводное занятие
Систематизации и обобщения знаний
Контроля знаний
Слайд 57ОБУЧЕНИЕ
Система
упорядоченное определенным образом множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих
некоторое целостное единство.
Слайд 58ОБУЧЕНИЕ
педагогический процесс является целостным тогда, когда он обеспечивает гармоничную реализацию
всех своих функций (развитие, обучение, воспитание).
Слайд 59ОБУЧЕНИЕ
Всегда ли реальный процесс обучения является целостным?
Слайд 60ОБУЧЕНИЕ
Если цель - формирование знаний,
то процесс обучения приобретает объяснительно-иллюстративный
характер,
Слайд 61ОБУЧЕНИЕ
Если цель - формирование познавательной самостоятельности,
то процесс приобретает черты
частично проблемного обучения,
Слайд 62ОБУЧЕНИЕ
если ставится цель развития индивидуальности школьника и его личностных качеств,
то процесс является подлинно развивающим, то есть целостным процессом проблемно-развивающего
обучения.