Слайд 1Педагогика — прикладная дисциплина, функция которой состоит в опосредованном использовании
знаний, заимствованных из других наук (психологии, естествознания, социологии и др.)
и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания. Содержание такой педагогики составляет совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.
Слайд 2Задачи педагогической науки:
Постоянные задачи:
- вскрытие закономерностей воспитания, образования, обучения и
управления этими процессами;
- изучение, обобщение практики, опыта педагогической деятельности;
-разработка новых
методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами;
- прогнозирование развития образовательных систем на ближайшее и отдаленное будущее;
-Внедрение результатов педагогических исследований в практику; разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики; взаимопроникновение исследовательской и практической деятельности (научно-практические центры, лаборатории, объединения).
Временные задачи:
- разработка стандартов, учебников, концепций, программ.
Слайд 3Объект — это область действительности, которую исследует данная наука. Объектом
педагогики выступают явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в
процессе целенаправленной деятельности общества. Таким явлением действительности является образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.
Предмет — это способ видения объекта с позиций данной науки.
Предметом педагогики является сознательно и целенаправленно организуемый педагогический процесс.
Слайд 4Особенности педагогического знания:
Итак, обратимся вначале к универсальной первооснове всякого образования
– науке, теоретическим знаниям. Известно, что наука является одной из
форм общественного сознания наряду с искусством и моралью, правом и религией, по в отличие от них наука представлена определенными закономерностями. В этом реализуется и социальная функция педагогики, ее универсальность, а следовательно, и целесообразность ознакомления с ее положениями не только специалистов системы образования, но и всех специалистов-непедагогов, в профессиональной деятельности которых фактически предполагаются элементы обучения и воспитания сотрудников и самих себя.
Слайд 5Одним из принципиально важных и объективных проявлений, обеспечивающих столь сложные
процессы, выступает взаимовлияние педагогики и других гуманитарных (обществоведческих и человековедческих)
наук, прежде всего таких, как психология и социология, культурология и антропология, демография и аксиология. Методологические, теоретические и методические потенциалы каждой из этих наук ориентируют на разностороннее изучение фактов, явлений и процессов, делая возможным учет многообразных факторов истории, современных тенденций и перспектив развития как насыщающего систему образования человеческого материала, так и среды, в которой осуществляется обучение и воспитание.
Слайд 6Успех решения столь сложных вопросов в педагогике достигается при наличии
по меньшей мере двух условий:
1) тесной связи с другими
дисциплинами, как общими, так и специальными, т.е. непременным обращением к педагогическим аспектам, скажем, медицины, бизнеса, информационных технологий, маркетинга и т.д., что, в свою очередь, может быть достигнуто сотрудничеством кафедр, преподавателей, студенческих сообществ;
2) возможной публичной демонстрации на курсе или в учебной группе собственного, педагогического по характеру опыта студентов. Это необходимо, чтобы такого рода опыт был отрефлексирован каждым как таковой и личный; предъявлены и его своеобразие как индивидуального, и многообразие вариантов в целом; чтобы опыт этот учил всех видеть себя субъектами обучения и воспитания других – младших, сверстников, старших, соседей или коллег, на работе или на отдыхе. Немаловажно, что это пробуждает интерес к педагогике, мотивирует будущих специалистов на самооценку и работу над собой.
Слайд 7В практическом плане отчетливо проявляется такая особенность педагогического знания, как
вариативность в реализации тех или иных его положений. Здесь будто
пересекаются два идущих навстречу подхода: с одной стороны, вариативность как заданость, исходный концептуальный, принципиальный ориентир; с другой стороны, как учет реально существующего и непременного многообразия разного рода ситуаций, характеров, статусов и т.п. Иначе говоря, здесь присутствует то, что всегда присуще педагогическим явлениям: сочетание, совпадение или несовпадение вариативности объективной и субъективной, т.е. задаваемой некоей общей схемой и вынужденной реальностью. Решение же – выбор варианта действия – всегда принадлежит только самому человеку, и оно может быть тем более верно, чем основательней базируется на взаимосвязи науки и опыта. Всем этим определяется и уникальность требований к педагогике как учебной дисциплине.
Слайд 8Целью и результатом здесь выступает формирование положительного личного отношения студентов
к изучаемому предмету, понимание и принятие органичного единства практической направленности
педагогической науки и теоретических оснований видения явлений педагогической практики. Только такое понимание может если не снять, то смягчить известную трудность, возникающую между теорией и практикой: нередко действительное, а чаще кажущееся их несовпадение и даже противоречивость позиций. Попытка помочь в предупреждении и преодолении будущим специалистом указанного противоречия – в числе главных задач, ведущих смыслов целенаправленного изучения педагогики, имея в виду ее универсальность и уникальность.