Слайд 1Педагогика
раздел «Педагогические технологии и их использование в образовательном процессе»
Лектор:
Руслан
Александрович Лахин,
кандидат педагогических наук, декан
Слайд 2Тема 1.
Понятие педагогических технологи, их обусловленность характером педагогических задач
Слайд 3формировать ключевые компетенции в сфере технологизации образования;
раскрыть научный, содержательный и
деятельностный аспекты технологизации
образования;
раскрыть сущность понятий педагогической задачи и педагогической ситуации
при
выборе учителем педагогического инструментария дидактических систем (технологии)
или вида обучения для их решения.
Комплексные образовательные цели:
Слайд 4Технологизация сферы образования: объективные и субъективные предпосылки.
Динамика изменения дефиниции в
педагогических технологиях.
Многообразие формулировок «педагогическая технология» и существующие
противоречия в корректности применения такого
термина.
Понятие педагогической задачи и выбор учителем педагогического инструментария
для решения многообразных педагогических задач.
Структура и классификация педагогических (обучающих) технологий.
Соотношение педагогической технологии и дидактической системы, методикой
преподавания, педагогической техникой и др. модели обучения.
Качества педагогической
(дидактической) технологии.
Классификация ключевых компетентностей личности.
Основные критерии педагогической технологии.
План:
Слайд 5Первое упоминание о ПТ - нач. XVIII века.
Н.В. Маслова:
понятие технологии впервые применил в 20-е годы этого века Федор
Поликарпов (автор книги «Технология» (1725 г.).
«построение системы определений, орудий, принципов и др.»
1. Технологизация сферы образования: объективные и субъективные
предпосылки
Слайд 6это та часть культуры, которая связана с социально-экономической стороной человеческой
жизнедеятельности, преобразованиями или движением материалов, информации и людей, в результате
чего достигается поставленная цель и образуется что-то новое на новом качественном уровне.
ТЕХНОЛОГИЯ –
Слайд 7«Педагогическая поэма» : «Наше педагогическое производство никогда не строилось по
технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди...Именно поэтому у
нас просто отсутствуют все важные отделы производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка.
В советской педагогике понятие технологии было забыто и вернулось лишь в 80-е годы как достижение западной педагогической мысли.
В настоящее время отсутствует единое общепринятое понимание технологии:
А.С.Макаренко -сторонник технологического подхода к построению учебно-воспитательного
процесса.
Слайд 8КАК РАЗРАБОТКА И ПРИМЕНЕНИЕ СРЕДСТВ, ИНСТРУМЕНТАРИЯ, АППАРАТУРЫ, УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ И
ТСО для учебного процесса
(Б.Т. Лихачёв, С.А. Смирнов, Р. де Киффер,
М. Мейер).
КАК ПРОЦЕСС КОММУНИКАЦИИ ИЛИ СПОСОБ ВЫПОЛНЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ, включающий применение бихевиористских методов и системного анализа для улучшения обучения (В.П. Беспалько, М.А. Чошанов, В.А. Сластенин, В.М. Монахов, A.M. Кушнир, Б. Скиннер, С. Гибсон, Т. Сакамото).
термин «педагогическая технология»
Слайд 9КАК ОБШИРНАЯ ОБЛАСТЬ ЗНАНИЯ, занимающаяся конструированием оптимальных обучающих систем и
опирающаяся на данные социальных, управленческих и естественных наук (ПИ. Пидкасистый,
В В. Гузеев, М. Эраут, Р. Стакенас, Р. Кауфман, Д. Эли, С. Ведемейер).
многоаспектный подход предлагает рассматривать НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОДНОВРЕМЕННО (М.В.Кларин, В.В. Давыдов, Г.К. Селевко, Д. Финн, К.М. Силбер, П. Митчел, Р. Томас).
термин «педагогическая технология»
Слайд 10это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной
основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к
намеченным
результатам.
Педагогическая (образовательная) технология —
Слайд 11Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом
и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Противники идеи технологизации:
«технология -
это искусство, мастерство, умение».
Слайд 12Технология (от греч. techne — искусство, мастерство, умение; logos —
слово, учение) — совокупность методов, осуществляемых в каком-либо процессе.
Технологию можно
представить как более или менее жестко запрограммированный (алгоритмизированный) процесс взаимодействия преподавателя и учащегося, гарантирующий достижение поставленной цели.
М. Махмутов
Педагогическая технология - это законосообразная деятельность, приводящая к законосообразному результату, реализация обоснованной модели педагогической ситуации.
В. В. Сериков
Многообразие трактовок:
Слайд 13Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и
компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть
организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Слайд 14Педагогическая технология - это описание (проект) образовательного процесса как выбор
способа решения педагогических задач и последовательности действий всех его участников,
которые должны обеспечить безусловную реализацию целей образования. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Слайд 15
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения
(И.П.Волков).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Слайд 16Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной
педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с
безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Слайд 17
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения
всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и
человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).
Слайд 18Из всех представленных выше точек зрения можно сделать вывод, что
технология обучения, по сути, обозначает организацию процесса обучения, предусматривающую определенную
систему действий и взаимодействий всех, но прежде всего активных элементов учебного процесса .
Слайд 19Критерии технологичности
Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим
требованиям (критериям технологичности):
Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора
на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
Слайд 20Критерии технологичности
Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы:
логикой процесса, взаимосвязью всех элементов педагогической системы: цели, содержания и
дидактического процесса.
Слайд 21Критерии технологичности
Управляемость предполагает наличие обратной связи, открывающей возможности диагностического целеполагания,
планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами
с целью коррекции результатов.
Слайд 22Критерии технологичности
Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и
должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать
достижение определенного стандарта обучения.
Слайд 23Критерии технологичности
Воспроизводимость и гарантированность результата подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения)
педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Слайд 24разделением процесса на взаимосвязанные этапы;
координированным и поэтапным выполнением действий, направленных
на достижение искомого результата (поставленной цели);
однозначностью выполнения включенных в технологию
процедур и операций, что является непременным и решающим условием достижения результатов, адекватных поставленной цели.
Технология (как процесс) характеризуется тремя признаками:
Слайд 25технология обучения связана с оптимальным построением и реализацией учебного процесса
с учетом гарантированного достижения дидактических целей.
технологический подход к обучению
предполагает проектирование учебного процесса с целью гарантированного достижения дидактических целей исходя из заданных исходных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
Слайд 26подразделяются на собственно педагогические задачи и функционально-педагогические задачи.
Педагогическая задача (учебная)
- это задание, формулируемое педагогом, воспитателем и направленное на формирование
определенных позитивных свойств личности учащихся или группы учащихся Собственно педагогические задачи связаны с изменением личностных качеств учащихся, с переводом их из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученности, развитости.
Педагогические задачи -
Слайд 27Педагогическая задача (реальная) - осмысление сложившейся педагогической ситуации и принятие
на этой основе решений и плана необходимых действий.
Познавательная задача -
это учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в учении связей, отношений, доказательств.
Слайд 28наличие четко и диагностично заданной цели, т.е. корректно измеряемого представления
понятий, операций, деятельности обучающихся как ожидаемого результата обучения, способов диагностики
достижения этой цели;
представление изучаемого содержания в виде системы познавательных и практических задач, ориентировочной основы и способов их решения;
наличие достаточно жесткой последовательности, логики, определенных этапов усвоения темы (материала, набора профессиональных функций и т.п.);
Критерии деятельности преподавателя на технологическом уровне
Слайд 29указание способов взаимодействия участников учебного процесса на каждом этапе (преподавателя
и обучающихся, обучающихся друг с другом);
использование преподавателем оптимальных (с точки
зрения результативности учебного процесса) средств обучения;
мотивационное обеспечение деятельности преподавателя и обучающихся, основанное на реализации их личностных и профессиональных функций в этом процессе (свободный выбор, креативность, состязательность, жизненный и профессиональный смысл);
указание границ правилосообразной (алгоритмической) и творческой деятельности преподавателя, допустимого отступления от единообразных правил.
Критерии деятельности преподавателя на технологическом уровне
Слайд 30последовательность (не обязательно строго упорядоченная) педагогических процедур, операций и приемов,
составляющих в совокупности целостную дидактическую систему, реализация которой в педагогической
практике приводит к достижению гарантированных целей обучения и способствует целостному развитию личности обучающегося.
Технология обучения (как процесс) -
Слайд 31научный проект (описание, модель) дидактического процесса, воспроизведение которого гарантирует успех
педагогических действий.
Технология обучения (как результат) -
Слайд 32Этапы развития педагогической технологии в образовании (1 этап)
40-50 годы 20 века
Термин введен Андерсеном, Ф,Уитвортом, М. Майером.
Технология понималась как введение техники в обучение.
Слайд 33Этапы развития педагогической технологии в образовании (2 этап)
50-60 годы 20 века
Б.Скиннер, С.Гибсон, Т.Сакамото и др.
Слайд 34Этапы развития педагогической технологии в образовании (3 этап)
70 годы 20 века
М.Эраут, Р.Станенас.
Слайд 35Этапы развития педагогической технологии в образовании (4 этап)
80 годы 20 века
Слайд 36Этапы развития педагогической технологии в образовании (5 этап)
21 век
Тенденция сближения 2 направлений:
информационного и дидактического
Пример: технология дистанционного обучения
Слайд 37Требования к педагогической технологии:
прогрессивность (соответствие запросам науки и социума, гуманистическим
идеям, естественным механизмам развития учащихся, культуросообразности);
научность (обоснованность целей, методов, средств
и области применения технологии, ее системность);
инструментальность (определенность и проработанность содержания и последовательности конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели);
импровизационность (возможности принятия решения без развернутого логического рассуждения на основе накопленных знаний опыта и интуиции в соответствии с педагогической ситуацией).
Слайд 38Структура процесса педагогической технологии.
Слайд 43Критерии оценки качества педагогической технологии:
диагностичность задания целей обучения, которые достигаются
применением данной технологии;
соответствие выбранной технологии общим целям и содержанию образования
и конкретным учебным целям;
возможность широкого использования технологии (ее воспроизводимость);
соответствие используемой технологии индивидуальному стилю деятельности педагога, возможностям обучаемых, психологической теории обучения;
обеспеченность и эффективность использования ТСО и учебно-материальной базы;
степень внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий.
Слайд 44Технологический подход к обучению
означает:
1. Постановку и формулировку диагностируемых учебных целей,
ориентированных на достижение запланированного результата обучения.
2. Организацию всего хода обучения
в соответствии с учебными целями.
3. Оценку текущих результатов и их коррекцию.
4. Заключительную оценку результатов.
Слайд 45Признаки педагогической технологии
цели (во имя чего необходимо преподавателю ее применять);
наличие диагностических средств;
закономерности структурирования взаимодействия педагога и учащихся, позволяющие
проектировать (программировать) педагогический процесс;
система средств и условий, гарантирующих достижение педагогических целей;
средства анализа процесса и результатов деятельности преподавателя и учащихся.
В связи с этим неотъемлемыми свойствами педагогической технологии являются ее целостность, оптимальность, результативность, применимость в реальных условиях.
Слайд 46Классификация педагогических технологий по Г.К. Селевко
По уровню применения
По философской
основе
По ведущему фактору
По научной концепции
По характеру содержания
и структуры
По типу организации и управления познавательной деятельностью
По отношение к ребенку со стороны взрослых
По способу методу средству
По категории обучающихся
Слайд 47Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Педагогические технологии на основе
личностной ориентации педагогического процесса
Педагогика сотрудничества
Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили
Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы
как предмета, формирующего человека
Слайд 48Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Педагогические технологии на основе
активизации и интенсификации деятельности учащихся
Игровые технологии
Проблемное обучение
Технология коммуникативного обучения иноязычной
культуре
(Е.И. Пассов)
Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
(В.Ф.Шаталов)
Слайд 49Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Педагогические технологии на основе
эффективности управления и организации учебного процесса
Технология С.НЛысенковой: перспективно-опережающее обучение с
использованием опорных схем при комментируемом управлении
Технологии уровневой дифференциации
Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов)
Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д.Шадриков)
Технология программированного обучения
Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения
Слайд 50Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Педагогические технологии на основе
дидактического усовершенствования и реконструирования материала
«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)
«Диалог культур» (В.С.Библер,
С.Ю.Курганов)
Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович)
Слайд 51Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Частнопредметные педагогические технологии
Технология раннего
и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)
Технология совершенствования общеучебных умений в начальнойшколе
(В.Н. Зайцев)
Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
Система поэтапного обучения физике (Н.Н.Палтышев)
Слайд 52Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Альтернативные технологии
Вальдорфская педагогика (Р.Штейнер)
Технология
свободного труда (С.Френе)
Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)
Технология мастерских
Природосообразные технологии
Природосообразное воспитание грамотности
(А.М.Кушнир)
Технология саморазвития (М.Монтессори)
Слайд 53Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Технологии развивающего обучения
Общие основы
технологий развивающего обучения
Система развивающего обучения Л.В. Занкова
Технология развивающего обучения Д.Б.
Эльконина - В.В. Давыдова
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, ГС. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Личностно ориентированное развивающее обучение (И. С. Якиманская)
Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)
Слайд 54Примеры современных педагогических технологий по Г.К. Селевко:
Педагогические технологии авторских школ
Модель
«Русская школа»
Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
Школа-парк (М.А. Балабан)
Агрошкола А.А.
Католикова
Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)