Слайд 1
Педагогика
в системе наук
о человеке
Слайд 2План лекции
1. Объект, предмет, функции педагогики
2. Исторические этапы развития педагогики
3.
Методы исследований в педагогике
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками и
отрасли педагогики
Слайд 31. Объект, предмет,
функции педагогики
Слайд 4 Термин «педагогика»
Античная Греция
пайд - дитя
гогос - веду
«детоводство» или «дитяведение»
Слайд 5Античная Греция
Педагог – первоначально раб, сопровождавший детей своего господина
в школу
Слайд 6«Педагогика» - искусство «вести ребенка по жизни»,
т.е. воспитывать и
обучать, направлять его духовное
и физическое развитие
Слайд 7Педагогика
(широкий подход)
наука о целенаправленном процессе передачи человеческого
опыта и подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности
Слайд 8Педагогика
(узкий подход)
наука, изучающая педагогический процесс
в образовательных
учреждениях
Слайд 9Педагогика
житейская (народная)
научная
Слайд 10Объект научной педагогики
педагогические явления действительности,
которые обусловливают развитие человека
образование
Слайд 11Предмет научной педагогики
реальный педагогический процесс, организуемый
- в семье
- в
образовательных учреждениях
- в культурно-воспитательных учреждениях
Слайд 12Функции педагогической науки
1. Теоретические функции
- изучение передового педагогического опыта
-
выявление состояния педагогических явлений
- экспериментальные исследования педагогической действительности
Слайд 13Функции педагогической науки
2. Технологическая (практическая) функция
- разработка методических материалов (учебных
планов, программ, учебников и т.д.)
- внедрение достижений педагогической науки в
образовательную практику
Слайд 142. Исторические
этапы развития педагогики
Слайд 15 - Педагогическая наука – одна из самых древних отраслей
знаний
- Связь с развитием общества и философии
Слайд 16 1. Эмпирический этап в развитии
(с древнейших времен
до XV века):
зарождение практики обучения и воспитания в
первобытном, рабовладельческом и феодальном обществах в русле философских учений.
Слайд 17А) Первобытно-общинный
строй
Стихийный характер воспитания
Цель воспитания
- приобретение трудовых
навыков (уход за животными, земледелие, охота, готовка пищи и т.д.)
- знакомство с религией и обрядами
Слайд 18
Б) Рабовладельческое общество.
Античная Греция
- воспитание и образование доступно
лишь сыновьям рабовладельцев
Системы воспитания
спартанская и афинская
Слайд 19Сократ
Платон
Зарождение педагогической мысли
Античность: Древняя Греция
Аристотель
Античность: Древний Рим
Цицерон
Квинтилиан
Слайд 20В) Средневековье
- Религиозный характер воспитания
- Светские феодалы (рыцари) –
овладение семью «рыцарскими добродетелями»:
умением ездить верхом, плавать, фехтовать, владеть мечом,
щитом и копьем, охотиться, играть в шахматы, слагать и петь стихи в честь дамы сердца
- Умение читать и писать необязательно
Слайд 21В) Средневековье
- К XII-XIII вв. в городах цеховые школы и
гильдейские школы
- Основное внимание – счету, чтению и письму на
родном языке
Слайд 222 этап. Формирование педагогики как науки
в рамках философско-педагогических произведений
(XV-XIX вв.)
Слайд 23Эпоха Возрождения и Просвещения
Труды ранних социалистов-утопистов
Т. Мор
«Утопия»
Т. Т. Кампанелла
«Город
солнца»
Слайд 24 Выделение педагогики из философии
- Чешский педагог Ян
Амос Коменский (1592-1670 гг.) – создатель классно-урочной педагогической системы
"Великая
дидактика"
Слайд 25История западноевропейской педагогики
Джон Локк
Англия
«Мысли о воспитании (воспитание джентльмена)
Жан-Жак Руссо
Франция
«Эмиль, или о воспитании»
(естественное воспитание)
Слайд 26Иоганн Генрих Песталоцци
Швейцария
«Лингард и Гертруда»
(саморазвитие человека)
Фридрих Адольф Дистервег
Германия
«Руководство к образованию
немецких учителей»
(всеобщее обучение)
основоположник научной педагогики и народной школы
в России
М.В. Ломоносов
организатор высшей школы
Слайд 283. Современный этап развития педагогики
(XX-XXI вв)
Переход от утопических
теорий к инновационной педагогике
Слайд 29За рубежом
XX в. – количественный «взрыв» числа учащихся
за счет женского образования, доступности его для социальных меньшинств
Конец XX в. – во многих странах установлено обязательное школьное обучение, введены государственные стандарты образования
Слайд 30В России авторских школ:
А.С. Макаренко
воспитание
в коммуне
В.А. Сухомлинский
духовно-нравственное воспитание
Слайд 313. Методы
исследований
в педагогике
Слайд 32Методы педагогического исследования
- способы изучения педагогической деятельности, педагогических
явлений
- установления между ними закономерностей с целью научной разработки
теории воспитания и обучения
Слайд 33Методы педагогического исследования
Слайд 341. Теоретические методы
- анализ и синтез
- классификация
- сравнение
-
моделирование
- операции с научной терминологией и пр.
используются в фундаментальных
исследованиях на этапе осмысления, обобщения фактов
Слайд 352. Эмпирические
(практические методы)
- наблюдение
- изучение опыта
- изучение
продуктов творчества
- беседы
- педагогический эксперимент
методы,
которые обеспечивают возможность непосредственного познания педагогической действительности
Слайд 363. Математические методы
служат установлению количественных зависимостей между явлениями
- регистрация
- ранжирование
- шкалирование
Слайд 374. Взаимосвязь педагогики с другими науками
и отрасли педагогики
Слайд 38Связь педагогики с другими науками
Слайд 40 Изучение возрастных аспектов обучения и воспитания
1. Возрастная
классификация
-
Преддошкольная и дошкольная педагогика
- Педагогика школы
- Педагогика среднего специального
образования
- Педагогика высшей школы
- Педагогика третьего возраста
Слайд 41Общая педагогика
Исследование общих закономерностей
образования
Слайд 42Выявление особенностей обучения и воспитания людей, работающих или намеревающихся работать
в различных областях
2. Профессиональная
(отраслевая) педагогика
- Военная педагогика
- Инженерная педагогика
-
Спортивная педагогика и др.
Слайд 433. Вспомогательные педагогические дисциплины
- История педагогики
- Сравнительная педагогика
-
Социальная педагогика
- Этнопедагогика
- Образовательный менеджмент
Слайд 44Социализация
процесс вхождения человека в социум на различных возрастных этапах
с учетом особенностей возраста и воспитания, окружения, среды функционирования
Социальная педагогика
Социальное
воспитание
составная часть процесса социализации, педагогически регулируемая и направленная на формирование социальной зрелости и развитие личности посредством включения ее в различные виды социальных отношений в общении, игре, в учебной и общественнополезной деятельности
Слайд 45Категории детей и подростков, испытывающих трудности в социализации
Девианты
Дети-сироты
Дети с инвалидностью
Дети
из неблагополучных семей
Делинквенты
Слайд 46Специальная (коррекционная) педагогика
Олигофренопедагогика
Сурдопедагогика
Тифлопедагогика
Логопедия
Слайд 47ДОРОХОВА Татьяна Сергеевна
Кандидат педагогических наук
Доцент кафедры педагогики и педагогической компаративистики
ФГБОУ
ВО УрГПУ
E-mail: 70571@mail.ru
МАЛЫХ Екатерина
Студент Института филологии и межкультурной
коммуникации