Слайд 2Пенсионная Система — совокупность создаваемых государством правовых, экономических и организационных
институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в
виде пенсии.
Слайд 4С 2002 года в России действует обновленная система пенсионного обеспечения
- распределительно-накопительная. Старая система расчета пенсий полностью себя исчерпала. Существовавшая
пенсионная система, в основе которой лежали принципы распределения и солидарности поколений, даже модернизированная, не могла в изменившихся условиях обеспечивать достойный уровень жизни нынешним и тем более будущим пенсионерам. Это обусловило перевод пенсионной системы на страховую основу.
Слайд 5Со вступлением в силу с 2002 г. Федеральных законов
"О трудовых
пенсиях в Российской Федерации",
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации",
"Об
обязательном пенсионном страховании",
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
в стране запущен механизм пенсионной реформы, являющейся одной из составляющих комплекса проводимых в России экономических реформ.
Слайд 6В новой пенсионной системе работодатели являются страхователями (плательщиками страховых взносов),
работники - застрахованными лицами, а Пенсионный фонд Российской Федерации -
страховщиком, осуществляющим администрирование страховых взносов.
Работодатели являются ключевыми участниками пенсионной системы Российской Федерации, уплачивая с фонда оплаты труда средства на будущее пенсионное обеспечение своих сотрудников. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 20 % (по состоянию на 2010 г., а с 2011 г. пенсионная часть возрастет до 26 %) от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между тремя составляющими трудовой пенсии – базовой, страховой и накопительной
Слайд 7При всем обилии и разнообразии существующих во всем мире пенсионных
схем их можно разделить на две большие группы:
схемы фиксированных выплат
(или Defined Benefit Plans - DB)
схемы фиксированных отчислений (или Defined Contribution Plans - DC).
Слайд 8В первом случае каждому участнику пенсионной системы по достижении пенсионного
возраста начисляется пенсия определенного размера, зависящая от заработной платы в
последние годы трудовой деятельности и совокупного стажа работы. Выплата пенсии производятся в виде пожизненного аннуитета с полной или частичной индексацией, согласно местному законодательству.
Слайд 9Во втором случае размер будущих выплат зависит от суммы совокупных
отчислений и доходов от их инвестирования, которые могут быть как
положительными, так и отрицательными, соответственно увеличивая или уменьшая размер выплат. Никакой гарантии на определенный размер пенсионных выплат не предоставляется, все зависит от размера накопленных средств. При выходе на пенсию, возможно и единовременная выплата всей суммы без конверсии ее в аннуитет.
Слайд 10Накопительная система обладает рядом преимуществ перед распределительной:
размер пенсий прямо
зависят от результатов инвестирования собранных средств, контроль вкладчиков за инвестированием
собственных средств значительно возрастает;
участники накопительной системы обычно лучше защищены от политических рисков, тесно связанных с любой распределительной системой;
снижаются стимулы к сокрытию доходов - граждане становятся заинтересованы в том, чтобы работодатели в полном объеме осуществляли пенсионные отчисления и, соответственно, платили зарплаты "по-белому";
в экономике появляются средства для долгосрочных инвестиций.
Слайд 11В то же время накопительная система сопряжена с рядом проблем:
от
населения требуется высокая степень осведомленности о способах функционирования пенсионных систем,
финансовых инструментах и т.п.;
Накопительная система сложна в организации и требует очень точного и аккуратного регулирования;
При накопительной системе общая сумма сбережений конкретных участников может оказаться крайне незначительной, или же накопления могут уменьшиться вследствие неудачных инвестиционных решений и/или значительных расходов на управление активами.
Слайд 12При переходе от распределительной системы к накопительной, нацеленной на снижение
расходов на пенсионное обеспечение в долгосрочном периоде, все страны в
первое время сталкиваются со значительным увеличением потребности в финансировании. Поскольку предварительно все собранные отчисления шли на выплаты текущим пенсионерам, теперь при сохранении расходной статьи - выплаты пенсионерам - в прежнем размере большая часть отчислений идет на формирование индивидуальных пенсионных счетов. Образующийся разрыв целиком ложится на плечи государства, значительно увеличивая его расходы на десятки лет.
Слайд 13Для финансирования переходного периода в разных странах использовались следующие меры:
частичное
сохранение распределительной системы, так чтобы часть собранных отчислений шла на
выплаты нынешним пенсионерам - как в Польше, Венгрии, Швеции и Уругвае и как предполагается в России;
увеличение размера обязательных отчислений с фонда оплаты труда - использовалось с большинстве развитых стран;
использование доходов из прочих источников - например, лотереи в Китае или НДС в Аргентине;
использование профицита местных бюджетов или социальных фондов на муниципальном уровне (Чили);
использование доходов от приватизации для финансирования текущих пенсионных обязательств - в Перу, Боливии и Польше;
краткосрочные заимствования с последующим погашением при достижении профицита в накопительной системе в долгосрочном периоде - многие страны использовали этот инструмент для временного перераспределения расходов на финансирование пенсионной системы.
Слайд 14Этапы пенсионной реформы
Этап I. Создание негосударственных пенсионных фондов
Осенью 1992 года
Указом Президента РФ № 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» были
заложены основы системы построенной на накопительных принципах. Предприятия, организации и коллективы граждан получили возможность создавать негосударственные пенсионные фонды (НПФ), с целью формирования дополнительных пенсий их участникам. Распределительная пенсионная система осталась закрепленной за Пенсионным фондом России.
На первом этапе деятельность НПФ включала в себя:
аккумулирование добровольных пенсионных взносов граждан и организаций;
размещение (инвестирование) полученных средств;
учет пенсионных обязательств фонда;
назначение и выплата негосударственных (дополнительных) пенсий.
За годы успешной работы негосударственные пенсионные фонды приобрели огромный опыт по организации накопительного пенсионного обеспечения.
Слайд 15Этап II. Переход к накопительным принципам формирования обязательных пенсий
Была изменена
структура обязательных пенсий и принципы их расчета. С целью обеспечения
принципов социальной справедливости, размер пенсии, которую будет получать человек, более жестко привязывалась к его реальной зарплате.
Главным нововведением в связи с введением в действие новых законов стало разделение пенсии на трудовую и государственную. Изменился не только сам смысл привычного для большинства населения термина государственная пенсия, но и принципы ее формирования.
Слайд 16Трудовая пенсия делится на три составляющие: базовую, страховую и накопительную.
Базовая
часть трудовой пенсии выплачивается в фиксированном размере за счет средств
федерального бюджета и призвана обеспечить минимальный доход пенсионеру. Размер базовой части пенсии регулярно индексируется.
Страховая часть трудовой пенсии формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд России. Ее размер напрямую зависит от величины заработной платы работника и его страхового стажа.
Накопительная часть трудовой пенсии в основном формируется у граждан 1967 г.р. и моложе. За счет многолетнего реинвестирования она призвана увеличить общий размер трудовой пенсии.
Слайд 17Этап III. Введение негосударственных пенсионных фондов в систему Обязательного пенсионного
страхования
Третий этап реформы начался в 2004 году включением негосударственных пенсионных
фондов в число страховщиков по обязательному пенсионному страхованию.
С 1 января 2004 г. гражданам была предоставлена возможность, формировать свою накопительную часть трудовой пенсии с помощью негосударственных пенсионных фондов, а не только в Пенсионном фонде России. Специально лицензированные негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании получили право участвовать в обязательном пенсионном страховании.
Слайд 18У граждан появилась возможность увеличить размер накопительной части, за счет
более эффективного накопления. Однако воспользоваться этой возможностью могут только работники
младших возрастных групп, поскольку Федеральным законом от 20.07.2004 года № 70-ФЗ « О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» был изменен возрастной состав лиц, имеющих право на формирование накопительной части трудовой пенсии. Таким образом: с 01 января 2005г. у мужчин с 1953 по 1966 года рождения и женщин с 1957 по 1966 г. рождения перестала формироваться накопительная часть пенсии. Три года: 2002, 2003, 2004 у этой категории людей отчисления в ПФР распределялись следующим образом: 2% - на накопительную часть, 12% на страховую часть, 6% - на базовую часть. С 01.01.2005 года у этой категории граждан отчисления в ПФР распределяются следующим образом: 20% - на страховую часть.
Данные изменения были обусловлены тем, что лица старше 1967 года рождения не приобретут достаточных накоплений, учитывая сравнительно небольшой период до момента их выхода на пенсию, а также незначительный размер отчислений на финансирование накопительной части трудовой пенсии. При этом за данной возрастной категорией застрахованных лиц сохранилось право распоряжаться средствами пенсионных накоплений, сформированными в период с 2002 по 2004 годы, т.е. выбрать УК, НПФ, перейти из одного НПФ в другой НПФ, а также перейти из НПФ в ПФР.
Слайд 19С помощью проведения пенсионной реформы в стране государство преследует следующие
цели:
совершенствовать пенсионные выплаты гражданам РФ;
обеспечить достойную старость пенсионерам;
стабилизировать
ситуацию, учитывая демографический кризис;
искоренить «черные» заработные платы;
привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны.
Слайд 20Проведение пенсионной реформы имеет ряд задач:
введение новой системы трудовой пенсии,
состоящей из базовой, трудовой и накопительной частей;
предоставление индивидуального выбора
управляющей компании, прошедших конкурсный отбор;
сохранение прав граждан на пенсионное обеспечение всех видов трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и в случае потери кормильца);
нормативное обеспечение проведение реформы пенсионных накоплений;
привлечение к реформе негосударственных пенсионных фондов и частных управляющих компаний;
контроль инвестиций пенсионных накоплений.
Слайд 21Пенсионный Фонд Российской Федерации (РФ)
Первоначально денежные средства в виде
пенсионных отчислений поступают в Пенсионный Фонд России (ПФР).
Пенсионный фонд РФ
выполняет функции по пенсионному обеспечению граждан РФ.
ПФР исполняет функции основного субъекта обязательного государственного пенсионного страхования.
Пенсионный фонд является гарантом реализации конституционного права граждан России на государственную пенсию.
Пенсионный фонд России входит в состав исполнительной ветви власти.
для реализации своих функций Пенсионного фонда (ПФР) формирует собственный бюджет, который подлежит утверждению федеральным законом.
Пенсионный фонд (ПФР) включает в себя как централизованный фонд, так и его региональные и местные отделения. Всё вместе это образует единую систему управления средствами обязательного пенсионного страхования РФ с чёткой иерархией.
Слайд 22Государственная Управляющие Компания
Согласно Постановлению Правительства РФ от 22.01.03 № 34
государственной управляющей компанией назначен ВнешЭкономБанк. Денежный средства в государственную управляющую
компанию поступают в том, случае если гражданин РФ не сделал выбор в пользу другой управляющей компании.
Внешэкономбанк приступил к выполнению обязанностей Государственной УК, основываясь на ряде Федеральных законов, нормативных актах субъектов исполнительной власти, а также договоре с Пенсионным фондом реализует свою главную цель: обеспечивает сохранность средств пенсионных накоплений граждан. Для этого управляющая компания имеет право инвестировать средства в различные типы ценных бумаг, в число которых входят государственные (обязательства по которым выражены как в рублях, так и в иностранной валюте) и ипотечные ценные бумаги, а также вносить денежные средства в рублях и иностранной валюте на счета кредитных организаций.
Слайд 23Существует строгое разграничение деятельности Внешэкономбанка в качестве государственной управляющей компании
и собственных операций.
В связи с приобретением статуса Государственной УК,
во Внешэкономбанке было создано новое подразделение -Комитет по доверительному управлению средствами.
комитет разрабатывает стратегию вложения денежных средств, после чего формирует инвестиционный портфель. В дальнейшем, в его функции входит работа с портфелем, изменение его структуры.
комитет обеспечивает контроль за инвестированием денежных средств, а также за сохранением конфиденциальности сведений об операциях в рамках доверительного управления.
Слайд 24Частная Управляющая Компания
Частные управляющие компании осуществляют работу с накопительной частью
пенсии.
Вопрос о выборе частной управляющей компании появляется, в случае
если гражданин РФ желает передать накопительную часть своих пенсионных отчислений в доверительное управление частным управляющим компании, а не оставлять под управлением государственной управляющей компании.
перевод накопительной части пенсии в частную управляющую компанию рассчитан на получение дополнительного дохода от доверительного управления.
Достижение этого результата осуществляется путем различия в инвестиционных стратегиях управляющих компаний.
На сегодняшний день существует лишь 55 управляющих компаний, имеющих право распоряжаться пенсионными отчислениями.
Они осуществляют свою деятельность компании под строгим контролем государства.
Слайд 25Для того, чтобы частная управляющая компания получила право на доверительное
управление накопительной частью пенсии, она должна соответствовать целому ряду требований:
активы
управляющей компании должны составлять не менее 200 млн. рублей, в то время как собственные средства - 50 млн. рублей, и более;
профессиональная ответственность компании должна быть застрахована;
в компании, несколько сотрудников, включая и руководителя, должны обладать квалификационными аттестатами ФСФР, по направлению "доверительное правление ценными бумагами, активами Паевых инвестиционных фондов (ПИФ), инвестиционных фондов и Негосударственных пенсионных фондов (НПФ)";
управляющая компания обязана иметь под своим управлением два ПИФа, два НПФа или по одному представителю из вышеуказанных фондов;
управляющая компания не должна иметь задолженностей перед учредителями и бюджетом;
у руководителя, как и у компании в целом, не должно быть административных правонарушений в вопросах финансов и ценных бумаг, по крайней мере, в последние два года ко дню подачи заявки на приобретение права распоряжаться пенсионными отчислениями граждан.
Слайд 26Минимизация рисков деятельности частных управляющих компаний обусловлена еще и тем,
что законодательством строго регламентировано, в каких направлениях и каких объемах
компания может производить вклады пенсионных отчислений. Так частные управляющие компании имеют право на вклады в следующие виды ценных бумаг:
облигации: государственные облигации РФ, облигации субъектов РФ и муниципалитетов, а также корпоративные облигации отечественных эмитентов;
акции отечественных эмитентов;
ипотечные ценные бумаги;
рублевые депозиты и вклады иностранной валюты в кредитные организации;
Паевые инвестиционные фонды;
вклады в государственные ценные бумаги других государств;
облигации и акции иностранных эмитентов.
При этом вклады в иностранные ценные бумаги не могут составлять более определенного процента (традиционно не более 5%).
Слайд 27Специализированный Депозитарий
В процессе реализации пенсионной реформы конкурс на хранение ценных
бумаг, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений, также контроль за
их использование, выиграла «Объединенная депозитарная компания», принадлежащая «Внешторгбанку».
Специализированный депозитарий выполняет функции по хранению ценных бумаг, в которые вложены средства пенсионных накоплений.
Ежедневно Управляющая компания выполняет расчёт стоимости чистых активов. Задача специализированного депозитария при этом состоит в контроле таких расчетов и сверки результатов с собственными данными.
Слайд 28Негосударственный Пенсионный Фонд (НПФ)
Возможность перевода накопительной части пенсии в Негосударственные
Пенсионные Фонды (НПФ) появилась с 1 января 2004 г.
С
1.01.2004 у граждан Российской Федерации появилась вполне реальная альтернатива: вместо того, чтобы доверить накопительную часть пенсии государству, они могут воспользоваться услугами Негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Это по праву можно считать одним из самых больших достижений пенсионной реформы, которую государство проводит с начала 2002 года.
Негосударственные пенсионные фонды инвестируют полученные от вкладчиков денежные средства в активы и получают прибыль в виде процентов. Часть её НПФ оставляет себе в качестве вознаграждения и в счёт оплаты издержек, другая часть формирует страховой резерв, а остальное прибавляется к суммам, внесённым вкладчиками, формируя пенсию.
Когда вкладчик (физическое лицо) достигает пенсионного возраста, НПФ рассчитывает размер пенсии, а также порядок её получения. Выбор НПФ осуществляется по многим критериям, среди которых опыт его работы в данной сфере, состав учредителей, размер резервов фонда, а также совокупный объём пенсионных взносов. Все эти показатели свидетельствуют в основном о надёжности НПФ, что является наиболее важным для вкладчиков, доверяющих фонду своё будущее.
Слайд 29Финансовые основы пенсионной системы России заключаются в следующем:
бюджет Пенсионного
фонда России (ПФР) является полностью автономной финансовой системой от государственного
бюджета на всех уровнях федеративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).
бюджет Пенсионного фонда России должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регулирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных категорий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета Пенсионного фонда России.
Слайд 30Государственное пенсионное обеспечение
Государственное пенсионное обеспечение, при котором пенсия финансируется только
за федеральный бюджетный счет. Это относится к социальным пенсиям. В
соответствии с законом 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении» социальная пенсия выделяется гражданам особой категории, которые не имеют пенсионных накоплений.
Выплаты государственной пенсии
Государственная пенсия на основании инвалидности – под эту категорию попадают люди с приобретенной инвалидностью.
Государственная пенсия по старости - в эту категорию входят граждане, получившие ущерб здоровью от техногенных или радиационных катастроф.
Государственная социальная пенсия положена нетрудоспособным в следствии врожденной инвалидности людям.
Государственная пенсия за выслугу лет начисляется военнослужащим, федеральным государственным служащим и гражданам имеющим приравненные к подобным профессиям. Гражданин получает пенсию за выслугу лет – по истечении наличия трудового стажа минимум 15 лет.
Слайд 31Обязательное пенсионное страхование
Обязательное пенсионное страхование охватывает и заработанную трудовую пенсию.
Когда гражданин достигает пенсионного возраста (мужчины-60, а женщины-55 лет), он
имеет право на получение трудовой пенсии, в том числе и льготной. При начислении трудовой пенсии также принимается во внимание приобретенная инвалидность. В трудовую пенсию включена страховая часть, накопительная и базовая часть. Согласно законодательству, для тех, кто моложе 1967 года рождения, пенсия формируется на основании накопительной части. В соответствии с обязательным пенсионным страхованием, каждый гражданин имеет право на самостоятельный выбор страховщика.
Слайд 32Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение
Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение – пенсии, которые
выплачиваются гражданам не государством, а негосударственными пенсионными фондами (НПФ) на
основании заключенных договоров. Договор с НПФ заключает или сам гражданин или работодатель на основании заявления сотрудника. Пенсия, полученная в данном случае от НПФ – результат дохода от инвестированных накопительных средств.
Слайд 33Выплаты корпоративной пенсия (от предприятия)
по достижении старости
в виду инвалидности
когда
в семье потеря кормильца
Корпоративная пенсия является частью «Социального пакета» сотрудника
на основании заключенного трудового договора. На размер пенсии оказывает влияние стаж работы и занимаемая должность.
Выплаты личных пенсий
по достижении старости
в виду инвалидности
когда в семье потеря кормильца
Личные пенсии – это добровольные пенсии, которые человек сам формирует за счет личных накоплений, как в свою пользу, так и в пользу третьего лица. Сроки выплат добровольной пенсии зависят от договора – пожизненно или в течении какого-либо определенного срока.
В соответствии с законодательством РФ гражданин имеет право одновременно получать несколько видов пенсий – государственной и добровольной или трудовой.
Слайд 34Профессиональные пенсионные системы
Профессиональная пенсионная система – относится к особым условиям
труда, например, цехов вредного производства, списки № 1 и №
2, что позволяет иметь профессиональные льготные пенсии. Выплаты профессиональных пенсий осуществляются за счет взносов, которые дополнительно перечисляет работодатель или учредитель профессиональных пенсионных систем, вплоть до достижения гражданином пенсионного возраста.
Соответствующий федеральный закон в отношении профессиональных пенсий в настоящее время не принят, поэтому не назначается.
Слайд 35Трудовая пенсия
Трудовая пенсия (до 2002 года называлась государственной пенсией)
назначается и выплачивается в соответствии с Федеральным законом от 17декабря
2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Виды трудовых пенсий:
по старости (в том числе досрочные);
по инвалидности;
по случаю потери кормильца.
Слайд 36Трудовая пенсия по старости
Право на трудовую пенсию по старости возникает
при достижении определенного возраста и при наличии не менее 5
лет страхового стажа. Общеустановленный пенсионный возраст – 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Для определенных категорий граждан пенсионный возраст снижается. Это такие категории, как:
проработавшие в особых условиях труда определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 10 лет в зависимости от условий труда и продолжительности специального стажа);
проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях определенное время (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет в зависимости от продолжительности «северного» стажа);
выполняющие определенную деятельность в течение установленного срока (например, медицинские, педагогические работники) (пенсионный возраст не установлен, пенсия назначается независимо от возраста при условии выработанного необходимого стажа). До 2002 года такие пенсии назывались пенсиями за выслугу лет;
многодетные матери, родители и опекуны детей-инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 5 лет);
некоторые категории инвалидов (снижение пенсионного возраста на срок до 15 лет).
Слайд 38В России уже сегодня на 128 работающих официально приходится 100
пенсионеров. По официальным прогнозам, численность населения рабочего возраста за ближайшие
20 лет сократится на 11 млн. человек. Это означает, что ежегодно трудовые ресурсы будут сокращаться на 300-400 тысяч человек. Таким образом, можно проследить тенденцию, когда люди пенсионного возраста все больше будут превалировать над работающей частью населения.
Слайд 39Глава Минфина РФ Алексей Кудрин говорил, что в России необходимо
будет в течение пяти лет принять решение об изменении пенсионного
возраста россиян. По его словам, реформа будет поэтапной, увеличение пенсионного возраста на пять лет будет идти в течение 5-10 лет.
Слайд 40Трудовая пенсия по инвалидности
Право на трудовую пенсию по инвалидности возникает
в случае установления инвалидности I, II или III группы и
при наличии хотя бы одного дня страхового стажа. Если установлена инвалидность без ограничения способности к трудовой деятельности, права на пенсию по инвалидности не возникает. Если стажа нет совсем (например, ребенок-инвалид), права на трудовую пенсию нет, в этом случае назначается государственная социальная пенсия.
Слайд 41Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Право на трудовую пенсию по
случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие
на его иждивении.
Источники финансирования трудовых пенсий определяются Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Слайд 42Составные части трудовой пенсии гражданина РФ
Трудовая пенсия по старости состоит
из двух частей – страховой и накопительной.
Трудовая пенсия по инвалидности
и по случаю потери кормильца – из страховой части.
Слайд 43Страховая часть
В состав страховой части трудовой пенсии с 01.01.2010 входит
фиксированный базовый размер страховой части, ранее называвшийся базовой частью трудовой
пенсии.
Принцип установления фиксированного базового размера – такой же, как и базовой части трудовой пенсии.
Он устанавливается в определенном, общем для всех, размере, и увеличивается при достижении возраста 80 лет, установлении I группы инвалидности, наличии иждивенцев или при наличии определенного стажа работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях.
В настоящее время (с 01.04.2010) фиксированный базовый размер страховой части равен 2723,41 рублям.
Слайд 44Доля страховой части, превышающая фиксированный базовый размер, зависит от суммы
страховых взносов, уплаченных на финансирование этой части.
За работающих
граждан взносы уплачивает их работодатель.
Самозанятые граждане (предприниматели, адвокаты, нотариусы и т.д.) уплачивают взносы самостоятельно.
Уплачиваемые взносы отражаются на лицевом счете гражданина в Пенсионном фонде РФ. Когда ему назначается пенсия, то страховая часть рассчитывается на основании данных его счета.
С 2011 года тариф страховых взносов составляет 28% от фонда оплаты труда.
Слайд 45Взносы включаются в состав расчетного пенсионного капитала, который ежегодно индексируется
с коэффициентами, утверждаемыми Правительством России.
При назначении пенсии сумма расчетного
пенсионного капитала делится на ожидаемый период выплаты пенсии и таким образом определяется страховая часть (методика приведена только для пенсии по старости, для пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца она несколько отличается).
Ожидаемый период выплаты пенсии в 2002 году был установлен в размере 12 лет (144 месяца). После этого он ежегодно увеличивается (например, в 2010 году он составляет 16 лет или 192 месяца) до 2013 года. В 2013 году ожидаемый период выплаты достигнет 19 лет (228 месяцев) и больше увеличиваться не будет.
Слайд 46Накопительная часть
Финансируется из страховых взносов на накопительную часть, которые гражданин
накопил в течение своей трудовой деятельности.
Размер накопительной части трудовой пенсии
(НЧТП) зависит от суммы страховых взносов, уплаченных в ПФР на финансирование накопительной части. Эти взносы отражаются в специальной части лицевого счета гражданина и инвестируются в порядке, установленном законодательством. При приобретении гражданином пенсионных оснований накопительная часть его пенсии рассчитывается делением содержимого специальной части пенсионного счета на ожидаемый период выплаты пенсии. Этот период установлен в том же размере, что и для страховой части пенсии.
Слайд 47Размер страховых взносов на накопительную часть пенсии для граждан 1967
года рождения и моложе составляет 6% от их зарплаты. Для
граждан 1966 года рождения и старше такие взносы с 2005 года не уплачиваются. В 2002-2004 годах взносы уплачивались за мужчин 1953 года рождения и моложе и за женщин 1957 года рождения и моложе. За это время у них накопилась некоторая сумма на специальной части счета, из которой им также будет назначаться накопительная часть трудовой пенсии.
Принципиальное отличие страховой части от накопительной состоит в том, что расчетный пенсионный капитал (по которому определяется страховая часть) индексируется в размерах, определяемых Постановлениями Правительства. Накопительная же часть инвестируется и может значительно увеличиваться в зависимости от результатов работы организации, которая осуществляет инвестирование.
Накопительная часть пенсии – единственная часть, на размер которой гражданин может влиять непосредственно.
Слайд 49Государственная программа софинансирования пенсии
Программа государственного софинансирования вступила в юридическую силу
1 января 2009 года. Эта программа сделала возможным увеличение за
счет государственных средств накопительной части трудовой пенсии граждан . Государство будет оплачивать одну его часть, а другую часть будет платить сам гражданин. Господдержка в софинансировании стала доступной 1 октября 2008 года. Для получения права господдержки в формировании за счет государственных средств пенсионных накоплений, гражданин потребуется заявление в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Заявление на господдержку в софинансировании может приниматься по месту жительства в местном управлении Пенсионного фонда. Также заявление можно передать через трансфер-агента (организация, имеющая соглашение о взаимном удостоверении подписей с Пенсионным фондом Российской Федерации, это может быть Негосударственный Пенсионный Фонд) или с помощью настоящего работодателя. Если гражданин, достигший пенсионного возраста, находится за пределами Российской Федерации необходимо написать заявление, заверить его у нотариуса или должностного представителя консульского учреждения РФ и послать его почтой.
Слайд 50Сумма взносов для участия в программе софинансирования
Определен минимальный добровольный взнос
гражданина в накопительную часть пенсии для возможности участия в государственной
программе софинансирования – 2000 рублей в год. В рамках этой программы, при условии, что ваши взносы за год составят не более 12000 рублей, государство удвоит сумму на вашем накопительном пенсионном счету.
Итак, ежемесячно вкладывая 2000 рублей, вы еще 2000 рублей получаете от государства. Вы вкладываете 12000 рублей за год – государство вам добавляет 12000 на ваш счет. Вы можете в любое время увеличить ваши ежемесячные взносы, однако сумма оговоренная в программе софинансирования все равно не превысит 12000 рублей в год.
Программа государственного софинансирования рассчитана на 10 лет с первого дня взноса. Гражданин имеет право в любое время прекратить или возобновить выплаты по Программе государственного софинансирования.
Если гражданин достиг пенсионного возраста, однако продолжает работать и пока не предоставляет заявление о выплате пенсионных накоплений, Программой государственного софинансирования предусмотрены особые условия .
Работающие граждане пенсионного возраста не получающие пенсию получат от государства в накопительную часть пенсии сумму в 4 раза превышающую их личный взнос (максимум 48000 рублей). В результате участия в программе софинансирования граждане этой категории получат 60000 рублей (с учетом их собственных взносов) на свой накопительный пенсионный счет. Программой государственного софинансирования предусмотрено , что все взносы в накопительную часть трудовой пенсии, должны включаться в общий состав средств пенсионных накоплений гражданина.
Последующее использование взносов гражданина осуществляется только в соответствии с установленным законодательством, а также принимая условия формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений граждан РФСумма взносов для участия в программе софинансирования
Слайд 51Преимущества государственной программы софинансирования
Государственное софинансирование за счет дополнительных страховых взносов
обеспечивает 100% увеличение средств гражданина
Ежегодно начисляемый инвестиционный доход способствует увеличению
пенсионных накоплений
Не существует возрастных ограничений для участия в программе
Возможность самостоятельного определения суммы взносов и срока участия в программе
Осуществляя личные взносы в накопительную часть вашей трудовой пенсии вы имеете право на ежегодный социальный налоговый вычет
Слайд 52Федеральный закон № 56-ФЗ подразумевает возможность непосредственного участия работодателя в
Программе софинансирования и соответствующей уплаты пенсионных взносов в пользу работников
предприятия. Участие в программе предоставляет работодателю налоговые льготы в сумме до 12000 рублей на каждого, участвующего в программе, работника и не облагаются НДФЛ. Помимо этого работодатель освобождается от налога на прибыль и от единого социального налога.
Слайд 53Почти 6 миллионов россиян присоединились к программе государственного софинансирования пенсии
за три года ее реализации, сообщила пресс-служба Пенсионного фонда РФ
(ПФР).
МОСКВА, 4 окт - РИА Новости.
Слайд 54По данным ПФР, за первый год существования программы ее участники
внесли в фонд своей будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. В
2010 году платежи участников составили 3,6 миллиарда рублей.
За 9 месяцев 2011 года сумма взносов составила 2,2 миллиарда рублей, что на 389 миллионов рублей больше, чем за аналогичный период 2010 года
Слайд 55Вступить в программу государственного софинансирования пенсий можно до 1 октября
2013 года. Рассчитана она на 10 лет с момента перечисления
гражданином первого взноса.
Слайд 56Предположим, вы вступили в государственную программу софинансирования пенсионных накоплений, как
только она начала действовать. Если каждый год вы будете пополнять
счёт на 12 тысяч рублей и ещё 12 тысяч рублей вам будет добавлять государство, то за 10 лет набежит сумма в 240 тысяч рублей. Если эти деньги будут размещены на рублёвом счёте в банке под 10% годовых (на самом деле ставки по вкладам могут быть и выше, но, допустим, среднегодовой показатель за указанный период будет именно таким), то через 10 лет на вашем счету скопится 420748 рублей.
Слайд 57Эта сумма будет поделена на так называемый ожидаемый период выплаты
пенсий (определён законом и равен 19 годам, то есть 228
месяцам). Получится, что ежемесячная прибавка к вашей основной пенсии составит 1845 рублей.
Дальше самое интересное. Давайте посчитаем, какая сумма ежемесячных процентов будет начисляться на накопленные на вашем счету 420748 рублей при ставке вклада 10% годовых (в месяц — 0,83%). Получается 3506 рублей. То есть почти в два раза больше, чем вам собирается платить государство!Копим сами
Слайд 58Теперь давайте предположим, что вы не вступили в программу государственного
софинансирования пенсий и самостоятельно откладываете на свой счёт 12 тысяч
рублей в год без доплат государства. Соответственно, за 10 лет накопленная сумма составит 120 тысяч рублей в год. А с учётом того, что она будет размещена на рублёвом депозите под те же 10% годовых, к обозначенному сроку на счёте накопится 210396 рублей.
Ежемесячные проценты с этой суммы при ставке вклада в 10% годовых составят 1746 рублей, то есть всего на 99 рублей меньше той суммы, которую вам будут выплачивать, если вы станете участником программы софинансирования пенсионных накоплений.
Слайд 59Помимо того что ежемесячно гражданин в виде процентов будет получать
сумму, практически равную той, которую собирается выплачивать ему государство, весь
вклад, в данном случае 210396 рублей, будет всегда находиться в его распоряжении, то есть в любой момент владелец вклада сможет забрать эти деньги со счёта и переложить в другой банк, под более высокий процент. Или просто потратить. Следовательно, копить на пенсию самому выгоднее, нежели вступать в программу, которая, если говорить прямо, просто нас обманывает.
Кстати, в случае внезапной смерти владельца вклада все средства перейдут по наследству его близким родственникам или людям, указанным в завещании. Что же касается программы государственного софинансирования, то, если гражданин хотя бы раз получит прибавку к пенсии, в случае его смерти вся сумма в 420 тысяч рублей останется в распоряжении государства. Родственникам деньги отдадут только в том случае, если человек скончался, не дожив до пенсии.
Слайд 60Одна из крупнейших международных компаний по управлению активами — Allianz
Global Investors AG подготовила обзор "Индексы устойчивости пенсионных систем разных
стран", составив на основе комплекса факторов рейтинг государств, пенсионная система которых наиболее нуждается в реформировании. Россия в этом рейтинге присутствует впервые и сразу же заняла 18-е место — сразу за США. Всего в рейтинг включены 44 страны. Таким образом, эксперты признали российскую пенсионную систему более совершенной, чем во многих развитых странах, включая Германию, Италию, Францию и Япони.
Слайд 61Лидеры и аутсайдеры в рейтинге устойчивости пенсионной системы
Лидеры
1 Австралия
2 Швеция
3 Дания
4 Новая Зеландия
5 Нидерланды
6 Норвегия
7 Гонконг
8 Финляндия
9 Швейцария
10 Канада
...18 Россия
Слайд 62Аутсайдеры
35 Словакия
36 Италия
37 Румыния
38 Турция
39 Испания
40 Япония
41 Таиланд
42 Китай
43 Индия
44 Греция
Источник: Allianz Global Investors
Слайд 63Для определения индексов устойчивости пенсионных систем авторы исследования использовали широкий
набор факторов, при этом учитывались как их текущее состояние, так
и динамика (например, текущая и будущая демографическая ситуация, состояние госбюджета, ключевые характеристики пенсионной системы и ее прогнозируемое будущее состояние с учетом проводимых реформ).
Слайд 64Важным преимуществом российской пенсионной системы является незначительное количество пенсионеров в
сравнении с другими странами.
причина этого кроется скорее в невысокой
продолжительности жизни.
преимуществом является тот факт, что пенсия формируется как из страховой части (распределительная система), так и из накопительного компонента, а также у нынешних работников есть возможность формировать негосударственную пенсию.
Слайд 65При этом в исследовании подчеркивается, что накопительная система еще не
до конца сформирована, что несет в себе дополнительный риск. К
негативным факторам авторы исследования относят низкий пенсионный возраст в сравнении с другими странами. В России возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 60 лет, для женщин — 55 лет. При этом, например в США, Германии и Испании, на пенсию выходят в 65 лет, что существенно сокращает объем выплат.
Слайд 66Минздрав, ранее обещавший до конца этого года представить концепцию развития
пенсионной системы до 2050 года (ее ведомство обсуждает с 2010
года), вчера сообщил: формируется рабочая группа с участием международных экспертов, окончательным сроком представления концепции в Минздраве теперь видят лишь конец 2012 года. Решения, которые должен был оформить документ — по снижению дефицита Пенсионного фонда, повышению пенсионного возраста, досрочным пенсиям, судьбе накопительного компонента пенсионной системы,— будут уже обнародованы после выборов. Пенсионный кодекс, который оформит схему будущей пенсионной реформы, появится к 2014 году
Слайд 67Дефицит пенсионной системы, который в 2011 году оценивается Минздравом в
875 млрд руб., ее несбалансированность, проблемы досрочных пенсий (ее получают
34% от числа пенсионеров, или 10,5 млн человек, 70% из которых продолжают работать), неясный статус обязательного накопительного компонента пенсии заставили Минздрав заявить в июне этого года о радикальной пенсионной реформе (см. интервью от 9 июня), в том числе пересмотре, а точнее, возврате формулы образца 2001 года, по которой начисляется пенсия (в формулу опять предлагается вернуть учет стажа). Начало сроков реформы Минздрав обозначил — 2014 год, однако без концепции реформа невозможна. Пока же с 2012 по 2013 год действуют и "временные" страховые тарифы в ПФР в 22% (сейчас 26%).