Слайд 1Презентация
«Синергетика и творчество»
Подготовила
учитель начальных классов
КУ «Луганская специализированная
школа
I-III ст. №5»
Сидоренко И.Н.
Слайд 2«Нельзя чему-либо научить
человека, можно только помочь
ему выявить это
внутри себя.»
Галилео Галилей
Слайд 3
Синергетика - современная теория самоорганизации в неживых и живых системах,
главная особенность которых - нелинейность и открытость. Синергетика - это
мостик между пониманием живой и неживой природы.
Главная идея синергетики - это идея о принципиальной возможности спонтанного возникновения порядка и организации из беспорядка и хаоса в результате процесса самоорганизации.
Слайд 4 Синергетика (синергия - гр. synergeia - сотрудничество, содружество) -
междисциплинарное направление научных исследований, в рамках которого изучаются процессы самоорганизации
и самодезорганизации, процессы перехода от хаоса к порядку и обратно в открытых нелинейных средах самой различной природы. Синергетика - название не случайное, а является визитной карточкой, неким символом, объединяющим основные черты заявленного взгляда на мир.
Если дать краткую характеристику синергетики, как новой научной парадигме, то это три ключевые идеи:
1) самоорганизация,
2) открытые системы,
3) нелинейность.
Вокруг этих идей возникают концептуально-образующие понятия: "хаос" и "сложность".
Слайд 5Синергетика изучает сложные системы, их эволюцию и самоорганизацию, то есть
основы мироздания. Благодаря синергетике была сформулирована современная после дарвиновская парадигма
эволюции. Синергетика не претендует на конкретно-детальные описания структур явлений и точные предсказания всех событий в мире. Но благодаря синергетической методологии мы научились более точно разбираться, что возможно, а что не возможно в природе и вообще - в мире.
Самое ценное, что уже сейчас синергетика дает практические рекомендации и общие ориентиры для научного поиска, для прогнозирования и моделирования процессов в сложных социальных системах.
Значение синергетики состоит главным образом в стремлении найти ответы на самые глобальные вопросы устройства мира.
Слайд 6 Имеется множество наглядно-образных представлений бифуркации в мифах и сказках.
Например, размышление сказочного героя на развилке дороги как выбор судьбы.
Бифуркация
- (от лат. bifurcus - раздвоенный) - раздвоение, разделение, разветвление.
Имеется множество наглядно-образных представлений бифуркации в мифах и сказках. Например, размышление сказочного героя на развилке дороги как выбор судьбы.
Слайд 7Синергетика открывает необычные стороны мира - его нестабильность. "Кризисы -
это не временное состояние, а путь внутренней жизни" (Л.С.Выготский, психолог).
Образ огня - это типичный образ быстроразвивающегося процесса вообще.
Огонь - архетипический символ самовозобновляющегося и саморегулирующегося начала в природе.
Слайд 8Познание мира как целостного становится одновременно интеллектуальной и жизненной необходимостью
управления в современном мире. "Думай глобально, а действуй локально!" -
вот лозунг сегодняшнего дня.
Слайд 9Сложность внедрения синергетического подхода в педагогику
Новизна термина.
Сложность процесса самоорганизации.
Трудности систематизации
накопленных знаний.
Разобщенность терминологии в разных науках.
Традиционное педагогическое мышление.
Слайд 10Модель образования как синергетическая система:
сложная система
(педагог и учащиеся, их взаимосвязь
и взаимообусловленность)
открытая система
(обмен информационными, материальными и человеческими ресурсами с
социальной средой)
неравновесная система
(открытость системы приводит к появлению новаций, увеличению степени внутреннего многообразия; способна к эволюционным изменениям)
нелинейная система
(имеет свою специфику, относительную обособленность и единство, открыта не только настоящему, но и будущему обществу)
Слайд 11 Методология синергетики поможет принципиально изменить трактовку процесса образования:
«Процедура обучения, способ связи обучаемого и обучающего, ученика и учителя
– это не перекладывание знаний из одной головы в другую, не вещание, просвещение и преподнесение готовых истин. Это нелинейная ситуация открытого диалога, прямой и обратной связи… Это-ситуация пробуждения собственных сил обучающегося, инициирование его на один из собственных путей развития».
Слайд 12Учитель может рассматриваться как:
сложная система, т.е. многообразная и целостная личность
открытая
система, т.е. способной к восприятию нового, к взаимодействию с другими
системами (личностями)
нелинейная система, т. е. обладать неоднозначной, собственной, исключительной реакцией на изменения образовательного пространства, быть способной к новациям, творчеству.
Слайд 13Ученик может рассматриваться как:
сложная система, т.е. обладающая многообразием способностей, возможностей,
черт характера и т.д.
открытая система, т.е. восприимчивая к разного рода
изменениям отношений в образовательном пространства, нуждающаяся для своего существования в другом, разном, новом.
нелинейная система, т.е. обладающая непредсказуемой реакцией на воздействия со стороны других субъектов образовательного пространства и в то же время способная своими изменениями стимулировать изменения отношений между этими субъектами.
Слайд 14Что даёт педагогическая синергетика?
Сотворчество.
Саморазвитие.
Позицию «открытости».
Слайд 15 Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства с одной стороны, обеспечивает
их единство и общность, с другой - способствует проявлению и
развитию их индивидуальности.
Слайд 16 Методология синергетики – это единство воспитания и образования на основе
синергетического подхода. Синергетический подход - новая основа процессов воспитания и
образования, она связана с увеличением меры свободы, самоопределения личности в культуре.
Чем выше потребность в самоопределении, тем востребованней становится образование. Благодаря чему произойдет не только освоение личностью культурных образцов, но и возможности выбрать своё отношение к ним, что поможет личности не только жить настоящим, но и думать о будущем, предвидеть последствия своих поступков, нести за них ответственность.
Слайд 17 Стержень образования XXI века - ответственная личность, способная к самообразованию
и саморазвитию, которая умеет критически мыслить, стремящаяся к гармоничной жизни
и умеющая её созидать.
Слайд 18 Условия развития личности:
семья
родители
учитель
школа, класс
Слайд 19 Проект «Психолого-педагогическое проектирование социального развития личности»
Цель:
помочь каждому проявиться как личность и гармонично включиться в общественную
жизнь класса, школы, государства.
Слайд 20Синергетика – энергия совместного
действия.
Целостный взгляд на мир.
Познание мира – жизненная
необходимость.
Слайд 21Личность – система:
открытая
динамичная
функциональная
творческая
гармоничная
Слайд 22Способы реализации формирования личности как субъекта деятельности:
самоопределяющаяся личность – центр
образовательного процесса;
ребёнок – субъект обучения и воспитания, который в образовательном
процессе занимает активно – творческую позицию;
ученик осваивает необходимые средства и способы для самовыражения и самореализации, которые позволяют ему найти индивидуальную стратегию самоопределения в жизни, при этом актуализируются принципы активности, диалогичности, самостоятельности, инициативы и творчества;
обучающий и обучающийся взаимодействуют как открытые, саморегулирующиеся системы, стремящиеся к развитию субъектности и субъективности.
Слайд 23Синергетика ориентирована на многовариантность, что означает:
создание в образовательной среде условий
выбора и предоставление каждому субъекту возможностей индивидуального маршрута;
движение к успеху
на основе стимулирования самостоятельности выбора и принятия ответственного решения;
обеспечение развития альтернативного и самостоятельного пути.
Слайд 24Задача учителя в данной работе помочь детям:
пробудить интерес к тому,
что происходит внутри данного ребёнка;
научить отслеживать, описывать и адекватно понимать
возникающие внутри ребенка состояния;
описывать и обсуждать возникающие впечатления, мысли, чувства и переживания;
учиться соотносить внутреннее с внешне проявленным и по внешнему понимать внутреннее;
осваивать гармоничные и конструктивные способы проявления возникающих внутренних состояний;
пробуждать интерес к тому, что чувствуют и как мыслят другие люди, учить детей ставить себя на место другого, понимать и чувствовать внутренний мир другого человека;
учить видеть мир глазами другого человека;
обращать внимание на то, что есть много разных способов выражения любви.
Слайд 25При проведении часа общения учитель помогает детям:
осознать свою ценность;
терпимее, гибче
и внимательнее относиться к другим;
уметь анализировать и обсуждать возникшую ситуацию;
исследовательски
относиться к жизни;
учиться осмысленно понимать происходящее вокруг и, задавая уточняющие вопросы, стремиться понять суть;
говорить другим о том, что ты хочешь, чувствуешь и думаешь, избегая при этом лжи и тайн, учась открытости в отношениях друг с другом, ценя правду;
помочь ребёнку осознать и научиться следовать своим внутренним целям и желаниям, и понять, что общение - это большая ценность, проявленная в способности поддерживать взаимоотношения друг с другом;
уметь работать в команде, но в то же время быть свободной и самостоятельной личностью, способной брать ответственность за свои поступки и принимать решения.