Слайд 1Значение игры
Развитие личности ребенка;
Развитие интеллекта ребенка.
Слайд 2Развитие личности ребенка в игре
1. Развитие мотивационно-потребностной сферы
А) В игре
формируется представление о социальных отношениях, существующих в мире взрослых. Ориентировка
в роли взрослого и сопоставление собственных действий с образцом обуславливает осознание ребенком себя как маленького, «не взрослого». Формируется потребность «быть взрослым» и реально осуществлять функции взрослого.
Мотив «быть как взрослый» инициирует развитие большой группы мотивов, ориентирующих ребенка на обучение в школе, регламентирующих просоциальное, моральное поведение.
Слайд 3Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Б) формируется внутренняя позиция школьника
как сочетание познавательного (стремления узнать новую информацию) и социального (стремления
приобщиться к социально значимой и позитивно социально оцениваемой деятельности – учебной деятельности) мотивов
Слайд 4Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
В) развивается относительно устойчивое, внеситуативное
соподчинение мотивов, являющееся этапом (А.Н. Леонтьев) и критериев (Л.И. Божович)
формирования личности в дошкольном детстве.
«возникновение у ребенка к концу дошкольного детства относительно устойчивой иерархической структуры мотивов превращает его из существа ситуативно подчиняющегося непосредственно воздействующим на него раздражителям и сиюминутным побуждения, в существо, обладающее известным внутренним единством и организованностью, способное руководствоваться устойчивыми желаниями и стремлениями, связанными и усвоенными им социальными нормами жизни» (Л.И. Божович).
Слайд 5Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Г) формируются «мотивирующие представления», определяющие
игровое поведение и деятельность ребенка изнутри, позволяющие ему действовать вопреки
препятствиям и затруднениям, т.е. проявлять волевое действие
С формированием соподчинения мотивов, согласно С.Л. Рубинштейну, связано развитие в игре произвольности поведения.
Слайд 6Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
2. Развивается произвольно-волевая регуляция поведения
Поведение,
из побуждаемого спонтанными впечатлениями и действиями («полевое» поведение) превращается в
волевое поведение, что означает переход от внешней к внутренней регуляции поведения.
В игре происходит постепенный переход от контроля за поведением других детей к самоконтролю; внешний контроль сворачивается, интериоризируется и переходит во внутреннюю саморегуляцию поведения, которая первоначально осуществляется в воображаемой ситуации, а в последствии становится внутренним правилом.
Слайд 7Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Направления развития волевой сферы в
игре
самопринуждение сменяется осознанным подчинением игровым правилам;
развивается волевое действие, регулирующее
ролевое поведение;
развиваются волевые проявления в реальных отношениях, реализующихся в игре;
развиваются волевые стремления, направленные на преодоление непосредственных желаний.
Слайд 8Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Волевые качества личности: сила воли,
выдержка, самообладание, целеустремленность, инициативность, самостоятельность, решительность, последовательность действий (А.Г. Маклаков
«Общая психология»).
Слайд 9Произвольная и волевая регуляция деятельности и поведения
Произвольная регуляция – это
способность управлять своими психическими процессами и деятельностью. Основным механизмом овладения
человеком произвольной регуляцией является использование психологических орудий (знаков).
Волевая регуляция – это высшая форма произвольной регуляции, актуализируется в ситуации слабой побудительной силы мотивов. Человек включает цель деятельности (и стоящий за ней мотив) в систему иных значимых для него ценностей, что определяет переосмысление исходного мотива и появление у него дополнительной побудительной силы.
Слайд 10Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Условие развития произвольности в игре
Развитие
произвольности в игровой деятельности осуществляется лишь тогда, когда ребенок как
«субъект становится произвольным по отношению к собственной игре» (Т.П. Новикова).
«Развитый субъект игровой деятельности обеспечивает способность к управлению собственной игрой и использованию ее в разных реальных ситуациях» [(Т.П. Новикова).
Соответственно, создание условий для становления ребенка как субъекта игровой деятельности определит развитие зачатков произвольности поведения и иных новообразований дошкольного детства.
Слайд 11Влияние роли и коллектива сверстников на формирование произвольной регуляции поведения
В
игре, под влиянием принятой эмоционально привлекательной роли и коллектива сверстников,
реализующего внешний контроль поведения ребенка усиливается его внутренний контроль, трансформируется мотивация деятельности и увеличивается время произвольной регуляции поведения.
Слайд 12Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
3. Развивается эмоциональная сфера
А) развивается
осознание своих эмоций, понимание причин личных переживаний и эмоционального состояния
других людей на основе складывающейся системы эталонов восприятия экспрессивного поведения;
Б) развивается первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности;
В) ребенок научается выражать и применять сообразно ситуации эмоционально-экспрессивные средства общения;
Слайд 13Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Г) развивается эмоциональное предвосхищение своих
и чужих поступков, результата деятельности как механизм регуляции поведения;
Д)
формируется механизм «эмоциональной коррекции» поведения, заключающийся в эмоциональной оценке личностного смысла происходящих событий. В случае несоответствия смысла мотиву деятельности происходит изменение общей направленности деятельности личности.
Слайд 14Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
Е) закладываются высшие чувства: моральные
(справедливости, долга, ответственности, патриотизма), интеллектуальные (уверенности, удовлетворения), эстетические (чувство красоты,
восхищения прекрасным, трагического, комического), праксические (связаны с переживанием отношения к выполняемой деятельности - увлеченность, удовлетворенность деятельностью, радость от успеха).
Слайд 15Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
4. В игре формируется социально-психологическая
готовность к совместной деятельности, под которой подразумевается «определенный уровень развития
личности, который предполагает сформированность ценностно-ориентационных и коммуникативных качеств, обеспечивающих оптимальное функционирование личности в условиях совместной деятельности» (Е.П. Ильин).
Слайд 16Развитие личности ребенка в игре (продолжение)
5. Нравственное развитие;
6. Развитие самосознания
(самооценка, уровень притязаний, половая идентификация);
7. Развивается субъектность
Субъектность - специфическая базовая
характеристика личности, «ядро» личности, центром которого является связанная система личностных смыслов.
Субъектность проявляется в активности, инициативности, самостоятельности, сознательности, креативности.
Слайд 17Развитие интеллекта ребенка в игре
Формируется знаково-символическая функция сознания
Позволяет ребенку производить
перенос действий с одних объектов на другие, «ребенок приобретает возможность
совершать игровые действия не только под влиянием непосредственно воспринимаемой ситуации, но и соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам» (Н.Ф. Ефремова)
Слайд 18Развитие интеллекта ребенка в игре (продолжение)
2. Развиваются психические процессы (внимание,
речь, дивергентное мышление, творческое воображение).
3. Формируется воображаемый план действий.
4. Преодоление
познавательного «эгоцентризма» (эгоцентрической позиции).
5. Формируются умственные действия.
Слайд 19
© Новосёлова С.Л. О новой классификации детских игр. // Дошкольное
воспитание. 1997. № 3. – С. 86. или сайт
«Игра. Школа С.Л.Новоселовой»