Слайд 1Тема 16. МИРОВОЙ ОПЫТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Литература:
Бусыгина И.М. Регионы Германии. М.,
2000.
Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М., 1998.
Кинг
П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.
Туровский Ф. Политическая регионалистика. М. ВШЭ. 2004.
Слайд 2Существует ряд близких понятий — "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориальная
организация". Все они означают примерно одно и то же, описывая
формальную политико-административную структуру государства, или другими словами — его деление на формальные регионы.
Слайд 3Под АТД понимается собственно политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность
административных единиц.
АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда
государство делят на такие единицы, и как результат этого процесса — сложившееся АТД.
Слайд 4Родственные понятия "административно-территориальное устройство (АТУ)" и "административно-территориальная организация (АТО)" в
современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты.
Они обычно подразумевают не
только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным делением и даже региональной политикой вообще.
Главным структурным элементом АТД является административно-территориальная единица (ATE). Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная единица является синонимом формального региона.
Слайд 5АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная
структура формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой
несколько накладывающихся друг на друга структур различного происхождения. Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.
Слайд 6Исходя из этого, а также из существующей практики административно-территориального деления,
можно выделить следующие группы факторов, определяющих формирование его системы.
1. Этнокультурные
факторы.
2. Исторические факторы.
3. Демографические (социально-географические) факторы.
4. Природно-географические факторы.
Слайд 71. Этнокультурные факторы.
В многонациональных государствах использование этнических границ для выделения
административно-территориальных единиц является распространенным принципом. регионы с этнокультурной спецификой формируются
вне зависимости от желаний и воли государственных лидеров и представляют собой территориальные образования, обладающие собственной идентичностью и представляющиеся очевидными ячейками региональной структуры.
Слайд 82. Исторические факторы.
Распространена ситуация, когда сетка АТД того или иного
государства сложилась в общих чертах много веков назад и сохраняется
в виде определенной национальной традиции. Как правило, это — государства с достаточно древней историей, в которых образовались устойчивые территориальные структуры.
Слайд 93. Демографические (социально-географические) факторы.
Система АТД в значительной степени соответствует сложившимся
в данном государстве системам расселения. Административно-территориальные единицы часто складываются по
принципу узловых районов, формируясь вокруг крупных центров и представляя собой зоны их тяготения. Такие ATE представляют собой компактные и хорошо выраженные системы "центр — периферия" (факторы также можно называть центро-периферийными).
Слайд 104. Природно-географические факторы.
Природные барьеры также оказывают заметное влияние на системы
АТД. Природно-географическая обособленность территории служит важным фактором, который влечет за
собой формирование отдельных ATE. Например, в островных государствах распространены ситуации соответствия сетки АТД конфигурации островов и островных групп
Слайд 11 Формат административно-территориального деления
Первой проблемой формата АТД является решение вопроса
о единообразии его формата.
Наиболее распространенные и простые варианты связаны с
единообразным, однородным форматом АТД. В таком случае просто говорят, что данное государство делится на определенное число ATE, которые имеют одинаковое название и идентичный статус.
Слайд 12Варианты структур АТД
1. Автономные регионы.
Их главной характеристикой является повышенный политический
статус, что означает более высокий уровень самоуправления (или просто наличие
самоуправления при его отсутствии в других регионах).
В мировой практике такие регионы чаще всего выделяются по этнокультурным признакам. Национальная идентичность является наиболее мощным фактором, который стимулирует автономизацию регионов, являющихся ареалами компактного проживания этнических групп
Слайд 132. Регионы с особым порядком управления.
Особый статус в системе АТД
могут иметь и регионы, которые не располагают политической автономией и
находятся в необычной в сравнении с остальными регионами геополитической ситуации. Нередко эти регионы отличаются как раз урезанной автономией и живут в условиях более жесткого централизованного контроля.
Возможны ситуации, когда территория не входит в основной формат системы АТД и представляет собой какую-либо специфическую удаленную периферию с особым порядком управления.
Слайд 143. Регионы с пониженным политическим статусом в составе федераций.
Возможна ситуация,
когда какие-либо регионы, находясь в составе федеративного государства, не обладают
признаками субъектов федерации или обладают только частью этих признаков. Это позволяет говорить об их пониженном статусе в системе АТД. Пониженный статус обычно определяется демографическими факторами — небольшими размерами и числом жителей данной территории, нередко — географической удаленностью. Сам факт существования такого региона определяется, как правило, историческими причинами: регион сформировался, но по своим параметрам не соответствует уровню системообразующих ATE.
Слайд 154. Столичные округа.
В большинстве государств столицы представляют собой особые административно-территориальные
единицы.
Столичный округ может иметь статус, аналогичный статусу других регионов
страны, или особый статус, который является предметом специального правового регулирования. Особый статус подчеркивает роль столицы в административно-территориальном устройстве.
Слайд 165. Экстерриториальные единицы АТД.
Здесь речь идет о ситуации, когда главным
основанием для выделения административной единицы является не территория, а этническая
группа. Такую единицу было бы некорректным называть административно-территориальной, так как она обладает признаками экстерриториальности.
Слайд 176. Заморские территории.
После распада колониальной системы в совершенно особом положении
находятся бывшие колонии, которые ныне принято называть владениями. Фактически эти
территории являются особой частью национальных систем АТД, причем с очень разным статусом
Слайд 187. Оккупированные и "воображаемые" регионы.
Отдельные территории могут находиться под контролем
и юрисдикцией определенного государства, не входя при этом в состав
международно признанной территории данного государства. Фактически речь идет об оккупации одним государством территории другого государства (используется также термин "аннексия").
Слайд 198. Неконтролируемые и слабо контролируемые регионы.
В данном случае речь идет
о регионах, на территории которых государство оказывается не в состоянии
осуществлять свою юрисдикцию. Это значит, что фактически территорию контролирует или другое государство, или местные политические движения. Соответственно она де-факто находится за рамками национальной юрисдикции
Слайд 20Топонимика административно-территориальных единиц
Рассматривая топонимы, связанные с системой АТД, следует различать
наименования и названия ATE.
Под наименованиями ATE подразумеваются принятые в данном
государстве синонимы понятия "формальный регион".
Условно в качестве общего понятия для ATE в разных странах можно использовать понятие "провинция", считая остальные наименования производными от него.
Слайд 21Существует целый ряд концепций названий ATE. Эти концепции обычно свидетельствуют
о тех факторах, которые сыграли главную роль в формировании данной
ATE:
исторические;
этнические;
природные;
"центральные".
Слайд 22Исторические названия очень характерны для европейских государств, где исторические факторы
сыграли главную роль в формировании систем АТД. Как результат многие
названия регионов повторяют названия средневековых феодальных государственных образований.
Слайд 23Этнические названия распространены в тех многонациональных странах, где этнические факторы
существенно повлияли на систему АТД. Некоторые этнические названия одновременно могут
быть признаны и историческими.
В случае с этническими названиями ATE используется понятие "титульный этнос". Под титульным этносом понимается та этническая группа, которая дала название данной ATE.
Слайд 24Природные (физико-географические) названия более характерны для стран, у которых нет
устойчивого исторического деления, или которые включают в свой состав крупные
природные объекты, например острова.
"Центральная" концепция названия АТЕ часто используется по своеобразному "остаточному принципу". Когда нет более ярких индикаторов, связанных с культурой, историей и природой, регион получает название по своему административному центру. Обычно это соответствует тем ситуациям, когда главенствующую роль в формировании сетки АТД играли демографические факторы, и регион развивался по модели узлового района.