Разделы презентаций


Тема 16. МИРОВОЙ ОПЫТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Содержание

Существует ряд близких понятий — "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориальная организация". Все они означают примерно одно и то же, описывая формальную политико-административную структуру государства, или другими словами — его деление на

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Тема 16. МИРОВОЙ ОПЫТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
Литература:
Бусыгина И.М. Регионы Германии. М.,

2000.
Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая практика. М., 1998.
Кинг

П. Классифицирование федераций // Полис. 2000. № 5.
Туровский Ф. Политическая регионалистика. М. ВШЭ. 2004.

Тема 16. МИРОВОЙ ОПЫТ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Литература:Бусыгина И.М. Регионы Германии. М., 2000.Каменская Г.В. Федерализм: мифология и политическая

Слайд 2Существует ряд близких понятий — "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориальная

организация". Все они означают примерно одно и то же, описывая

формальную политико-административную структуру государства, или другими словами — его деление на формальные регионы.
Существует ряд близких понятий —

Слайд 3Под АТД понимается собственно политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность

административных единиц.
АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда

государство делят на такие единицы, и как результат этого процесса — сложившееся АТД.
Под АТД понимается собственно политико-административная карта государства, представляющая собой совокупность административных единиц. АТД может пониматься и как

Слайд 4Родственные понятия "административно-территориальное устройство (АТУ)" и "административно-территориальная организация (АТО)" в

современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты.
Они обычно подразумевают не

только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным делением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-территориальная единица (ATE). Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная единица является синонимом формального региона.

Родственные понятия

Слайд 5АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная

структура формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой

несколько накладывающихся друг на друга структур различного происхождения. Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура формируется в результате сложных эволюционных процессов

Слайд 6Исходя из этого, а также из существующей практики административно-территориального деления,

можно выделить следующие группы факторов, определяющих формирование его системы.
1. Этнокультурные

факторы.
2. Исторические факторы.
3. Демографические (социально-географические) факторы.
4. Природно-географические факторы.


Исходя из этого, а также из существующей практики административно-территориального деления, можно выделить следующие группы факторов, определяющих формирование

Слайд 71. Этнокультурные факторы.
В многонациональных государствах использование этнических границ для выделения

административно-территориальных единиц является распространенным принципом. регионы с этнокультурной спецификой формируются

вне зависимости от желаний и воли государственных лидеров и представляют собой территориальные образования, обладающие собственной идентичностью и представляющиеся очевидными ячейками региональной структуры.
1. Этнокультурные факторы.В многонациональных государствах использование этнических границ для выделения административно-территориальных единиц является распространенным принципом. регионы с

Слайд 82. Исторические факторы.
Распространена ситуация, когда сетка АТД того или иного

государства сложилась в общих чертах много веков назад и сохраняется

в виде определенной национальной традиции. Как правило, это — государства с достаточно древней историей, в которых образовались устойчивые территориальные структуры.

2. Исторические факторы.Распространена ситуация, когда сетка АТД того или иного государства сложилась в общих чертах много веков

Слайд 93. Демографические (социально-географические) факторы.
Система АТД в значительной степени соответствует сложившимся

в данном государстве системам расселения. Административно-территориальные единицы часто складываются по

принципу узловых районов, формируясь вокруг крупных центров и представляя собой зоны их тяготения. Такие ATE представляют собой компактные и хорошо выраженные системы "центр — периферия" (факторы также можно называть центро-периферийными).
3. Демографические (социально-географические) факторы.Система АТД в значительной степени соответствует сложившимся в данном государстве системам расселения. Административно-территориальные единицы

Слайд 104. Природно-географические факторы.
Природные барьеры также оказывают заметное влияние на системы

АТД. Природно-географическая обособленность территории служит важным фактором, который влечет за

собой формирование отдельных ATE. Например, в островных государствах распространены ситуации соответствия сетки АТД конфигурации островов и островных групп
4. Природно-географические факторы.Природные барьеры также оказывают заметное влияние на системы АТД. Природно-географическая обособленность территории служит важным фактором,

Слайд 11 Формат административно-территориального деления
Первой проблемой формата АТД является решение вопроса

о единообразии его формата.
Наиболее распространенные и простые варианты связаны с

единообразным, однородным форматом АТД. В таком случае просто говорят, что данное государство делится на определенное число ATE, которые имеют одинаковое название и идентичный статус.

Формат административно-территориального деленияПервой проблемой формата АТД является решение вопроса о единообразии его формата.Наиболее распространенные и простые

Слайд 12Варианты структур АТД
1. Автономные регионы.
Их главной характеристикой является повышенный политический

статус, что означает более высокий уровень самоуправления (или просто наличие

самоуправления при его отсутствии в других регионах).
В мировой практике такие регионы чаще всего выделяются по этнокультурным признакам. Национальная идентичность является наиболее мощным фактором, который стимулирует автономизацию регионов, являющихся ареалами компактного проживания этнических групп

Варианты структур АТД1. Автономные регионы.Их главной характеристикой является повышенный политический статус, что означает более высокий уровень самоуправления

Слайд 132. Регионы с особым порядком управления.

Особый статус в системе АТД

могут иметь и регионы, которые не располагают политической автономией и

находятся в необычной в сравнении с остальными регионами геополитической ситуации. Нередко эти регионы отличаются как раз урезанной автономией и живут в условиях более жесткого централизованного контроля.
Возможны ситуации, когда территория не входит в основной формат системы АТД и представляет собой какую-либо специфическую удаленную периферию с особым порядком управления.

2. Регионы с особым порядком управления.Особый статус в системе АТД могут иметь и регионы, которые не располагают

Слайд 143. Регионы с пониженным политическим статусом в составе федераций.

Возможна ситуация,

когда какие-либо регионы, находясь в составе федеративного государства, не обладают

признаками субъектов федерации или обладают только частью этих признаков. Это позволяет говорить об их пониженном статусе в системе АТД. Пониженный статус обычно определяется демографическими факторами — небольшими размерами и числом жителей данной территории, нередко — географической удаленностью. Сам факт существования такого региона определяется, как правило, историческими причинами: регион сформировался, но по своим параметрам не соответствует уровню системообразующих ATE.

3. Регионы с пониженным политическим статусом в составе федераций.Возможна ситуация, когда какие-либо регионы, находясь в составе федеративного

Слайд 154. Столичные округа.

В большинстве государств столицы представляют собой особые административно-территориальные

единицы.
Столичный округ может иметь статус, аналогичный статусу других регионов

страны, или особый статус, который является предметом специального правового регулирования. Особый статус подчеркивает роль столицы в административно-территориальном устройстве.
4. Столичные округа.В большинстве государств столицы представляют собой особые административно-территориальные единицы. Столичный округ может иметь статус, аналогичный

Слайд 165. Экстерриториальные единицы АТД.

Здесь речь идет о ситуации, когда главным

основанием для выделения административной единицы является не территория, а этническая

группа. Такую единицу было бы некорректным называть административно-территориальной, так как она обладает признаками экстерриториальности.
5. Экстерриториальные единицы АТД.Здесь речь идет о ситуации, когда главным основанием для выделения административной единицы является не

Слайд 176. Заморские территории.

После распада колониальной системы в совершенно особом положении

находятся бывшие колонии, которые ныне принято называть владениями. Фактически эти

территории являются особой частью национальных систем АТД, причем с очень разным статусом
6. Заморские территории.После распада колониальной системы в совершенно особом положении находятся бывшие колонии, которые ныне принято называть

Слайд 187. Оккупированные и "воображаемые" регионы.
Отдельные территории могут находиться под контролем

и юрисдикцией определенного государства, не входя при этом в состав

международно признанной территории данного государства. Фактически речь идет об оккупации одним государством территории другого государства (используется также термин "аннексия").
7. Оккупированные и

Слайд 198. Неконтролируемые и слабо контролируемые регионы.
В данном случае речь идет

о регионах, на территории которых государство оказывается не в состоянии

осуществлять свою юрисдикцию. Это значит, что фактически территорию контролирует или другое государство, или местные политические движения. Соответственно она де-факто находится за рамками национальной юрисдикции
8. Неконтролируемые и слабо контролируемые регионы.В данном случае речь идет о регионах, на территории которых государство оказывается

Слайд 20Топонимика административно-территориальных единиц
Рассматривая топонимы, связанные с системой АТД, следует различать

наименования и названия ATE.
Под наименованиями ATE подразумеваются принятые в данном

государстве синонимы понятия "формальный регион".
Условно в качестве общего понятия для ATE в разных странах можно использовать понятие "провинция", считая остальные наименования производными от него.

Топонимика административно-территориальных единицРассматривая топонимы, связанные с системой АТД, следует различать наименования и названия ATE.Под наименованиями ATE подразумеваются

Слайд 21Существует целый ряд концепций названий ATE. Эти концепции обычно свидетельствуют

о тех факторах, которые сыграли главную роль в формировании данной

ATE:
исторические;
этнические;
природные;
"центральные".

Существует целый ряд концепций названий ATE. Эти концепции обычно свидетельствуют о тех факторах, которые сыграли главную роль

Слайд 22Исторические названия очень характерны для европейских государств, где исторические факторы

сыграли главную роль в формировании систем АТД. Как результат многие

названия регионов повторяют названия средневековых феодальных государственных образований.

Исторические названия очень характерны для европейских государств, где исторические факторы сыграли главную роль в формировании систем АТД.

Слайд 23Этнические названия распространены в тех многонациональных странах, где этнические факторы

существенно повлияли на систему АТД. Некоторые этнические названия одновременно могут

быть признаны и историческими.
В случае с этническими названиями ATE используется понятие "титульный этнос". Под титульным этносом понимается та этническая группа, которая дала название данной ATE.

Этнические названия распространены в тех многонациональных странах, где этнические факторы существенно повлияли на систему АТД. Некоторые этнические

Слайд 24Природные (физико-географические) названия более характерны для стран, у которых нет

устойчивого исторического деления, или которые включают в свой состав крупные

природные объекты, например острова.
"Центральная" концепция названия АТЕ часто используется по своеобразному "остаточному принципу". Когда нет более ярких индикаторов, связанных с культурой, историей и природой, регион получает название по своему административному центру. Обычно это соответствует тем ситуациям, когда главенствующую роль в формировании сетки АТД играли демографические факторы, и регион развивался по модели узлового района.

Природные (физико-географические) названия более характерны для стран, у которых нет устойчивого исторического деления, или которые включают в

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика