Слайд 1
Периоды детства и их значение в формировании здоровья детей
Мультимедийное сопровождение
практического занятия
Специальность – 060103 – Педиатрия
Дисциплина – Основы формирования здоровья
детей
Профессор Т.Б.Хайретдинова
2013
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Башкирский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра пропедевтики детских болезней
Слайд 2
Периоды детского возраста
В соответствии
с Международной Конвенцией защиты прав ребёнка к детям относятся человеческие
индивидуумы в возрасте от рождения до 18 лет.
Подростковый период ограничивается возрастом 10-20 лет (Решение Комитета Экспертов ВОЗ от 1977);
10-15 лет – собственно пубертатный период (интенсивно идут процессы полового созревания);
от 16 до 20 лет – период социального развития.
По правилам ВОЗ в России обязаны считать ребёнком каждый продукт зачатия, который родился с массой тела 500 г и выше (22 неделя беременности).
Слайд 3
В понятие «возрастной период» входит
тот отрезок времени, в пределах которого процессы роста и развития,
а также физиологические особенности организма тождественны, а реакции на раздражители более или менее однозначны.
Возрастной период - это время, требующееся для завершения определенного этапа морфофункционального развития организма и достижения готовности ребенка к той или иной деятельности.
Слайд 4Периоды детского возраста (Гундобин Н.П., 1906)
Слайд 5
Периоды детского возраста
Подготовительный этап – самый отдалённый от зачатия период
(могут быть вскрыты истоки наследственных аномалий, определение и принятие мер
и т.д.). В В процессе планирования зачатия проводятся молекулярные и генетические исследования.
Внутриутробный период (эти 10 лунных месяцев или 40 недель по яркости и критичности происходивших биологических событий, по значимости влияния на последующую физическую, а возможно, и духовную, психологическую структуру личности не могут быть вычеркнуты из медицинской или человеческой биографии ребенка или взрослого).
Внутриутробный этап делится на фазы:
фаза эмбрионального развития;
фаза плацентарного развития.
Внеутробный этап.
Слайд 6 Внеутробный этап делится на периоды:
период новорождённости (неонатальный)-первые 28 дней
жизни ребёнка;
период грудного возраста – с 29 дня до 1
года;
преддошкольный (ранний) период – с 1 года до 3 лет;
дошкольный период – с 4 года до 6 лет;
младший школьный период – от 7 года до 11 лет;
старший школьный период – от 12-го года до 17-18 лет.
Слайд 7
Тератогенные факторы можно разделить на 3
группы:
1) экзогенные;
2) генетические;
3) сочетанные экзогенные с генетическими.
Слайд 8 Экзогенные тератогенные факторы:
ионизирующая радиация
(вызывает гибель клеток или мутации генов);
ряд вирусных инфекций (краснуха, в меньшей
степени грипп, энтеровирусная инфекция, вирусный гепатит, цитомегалия и др.);
фармакологические препараты (цитостатики, стероиды, салицилаты в больших дозах и др.);
некоторые промышленные и сельскохозяйственные ядовитые вещества, хозяйственные яды (пестициды, гербициды и среди них, например, препарат ДДТ);
некоторые пищевые продукты (особенно испорченные, например, картофель, зараженный грибком).
Слайд 9 В последние десятилетия выявилась
весьма существенная тератогенная роль широкого круга пищевых дефицитов у беременной
женщины и особенно недостаточности фолиевой кислоты, цинка, меди и других эссенциальных нутриентов.
Несбалансированное питание женщины уже к моменту зачатия играет роль в таком тератогенезе. При этом опять доказано участие генетических механизмов - многие гены развития начинают экспрессироваться только при наличии определенных нутриентов.
Нормализация питания может предотвращать появление и тех пороков развития плода и новорожденного, которые ранее считались, безусловно, генетически детерминированными.
Сочетания пищевых дефицитов с поступлением токсикантов является вполне закономерным, так как многие токсиканты, особенно тяжелые металлы, занимают метаболические ниши, не заполненные естественными нутриентами.
Генетические тератогенные факторы:
мутантные гены, вызывающие пороки
развития с доминантным или рецессивным типом наследования (например, семейные случаи с расщеплением верхней губы, поли- или синдактилией;
хромосомные аберрации (числовые и структурные).
Если имеют место аберрации, то возникающие пороки развития чаще несовместимы с жизнью (60% спонтанных абортов до 3 мес обусловлены хромосомной аберрацией), и только относительно небольшое число детей (например, с болезнью Дауна и др.), имеющих хромосомные аберрации, жизнеспособны.
Слайд 11
Сочетанные тератогенные факторы складываются
из этих двух групп.
Для формирования тех или иных пороков развития имеют значение сроки воздействия тератогенов на формирующиеся органы и системы плода.
Слайд 12
ЭМБРИОПАТИИ – поражения зародыша
от момента прикрепления его к стенке матки (15 день после
оплодотворения) до формирования плаценты (75 день внутриутробной жизни), проявляющиеся:
- врождёнными пороками развития отдельных органов и систем;
- тератомами (эмбриоцитомами);
- прерыванием беременности.
Слайд 13
ФЕТОПАТИИ – общее
название болезней плода, возникающих с 12 недели внутриутробной жизни до
начала родов.
Проявления фетопатий:
- ЗВУР;
- врождённые пороки развития;
- врождённые болезни.
Фетопатии нередко обуславливают преждевременные роды, асфиксию при рождении, метаболические и другие нарушения адаптации новорождённых к внеутробной жизни и являются наиболее частой причиной неонатальных болезней и смертности.
Слайд 14Некоторые закономерности возникновения функциональных отклонений в состоянии здоровья детей (А.Х.
Милованова)
Возрастные группы Органы,
системы и проявление
Грудной возраст Кровь, аллергические проявления
Ранний возраст Пищеварение
Дошкольники Нервная, дыхательная,
мочевыделительная, опорно-
двигательный аппарат и ЛОР-органы
Школьники Сердечно-сосудистая система, органы
зрения
Слайд 15
В первые дни после
родов, как ни в каком другом периоде жизни, важно интенсивное
и квалифицированное наблюдение медицинского персонала и создание специальных условий, обеспечивающих адаптацию и выживание ребенка.
К состояниям, отражающим адаптацию ребенка к новым условиям, относятся:
- физиологический катар кожи;
- физиологическая желтуха;
- физиологическая потеря массы тела;
- мочекислый инфаркт;
- половой криз.
Слайд 16
Основные физиологические особенности в неонатальном периоде
Транзисторные состояния
Включение малого круга кровообращения,
закрытие каналов кровообращения в 6 участках, частота сердечных сокращений
Появление лёгочного
дыхания, особенности частоты, ритма и типа дыхания
Физиологические особенности системы крови
Заболевания раннего неонатального периода могут быть обусловлены прежде всего расстройствами,
возникшими в более ранние периоды развития, т. е. внутриутробно или в процессе родов.
Легкость инфицирования вызвана незрелостью первой линии защиты организма, обусловленной отсутствием у новорожденных секреторных иммуноглобулинов А, низким содержанием антител, относящихся к классу иммуноглобулинов (особенно по отношению к грамотрицательной флоре).
Слайд 18 В этом периоде выявляются:
- различные аномалии развития;
- фетопатии;
- наследственные заболевания;
- болезни, обусловленные антигенной несовместимостью матери и плода (гемолитическая болезнь новорожденных по Rh- или АВО-несовместимости и др.);
- проявления родовой травмы, перенесенной в родах внутриутробного инфицирования или инфицирования в родах;
- часто возникают гнойно-септические, заболевания, пиодермии, некоторые тяжелые бактериальные и вирусные поражения кишечника и дыхательных путей;
- возникновение так называемого синдрома дыхательных расстройств, имеющего в основе незрелость легочной ткани, сопровождающуюся гипертензией малого круга кровообращения.
Слайд 19Особенности патологических состояний в период грудного возраста
Вариабельность физического развития
Частые воспалительные
заболевания пищеварительной системы носят общий характер, у ребёнка в таком
возрасте отсутствует локальное повреждение кишечника
Рахит – «детская» патология костно-мышечной системы
Экссудативно-катаральный диатез – частое нарушение кожи
Ранний возраст охватывает период от года до трех
лет. Это период формирования всех свойственных человеку психофизических процессов.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития.
Следует учитывать особенности, свойственные детям раннего возраста.
Слайд 21
Особенности периода раннего детства
1. Для физического и нервно-психического развития детей первых
лет жизни характерен быстрый темп, а также скачкообразность и неравномерность развития:
- интенсивно увеличивается рост и вес ребенка;
- усиленно развиваются все функции организма;
- к году ребенок овладевает ходьбой, на 2-ом и 3-ем г. совершенствуются основные движения;
- ребенок делает большие успехи в овладении речью (к году – 10 – 12 слов, к 2 г. – 200 – 300 слов, к 3 г. – до 1500слов в активном словаре).
2. Повышенная психическая и физическая ранимость организма, низкая сопротивляемость заболеваниям. Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
3. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь между
физическим и психическим развитием: крепкий, здоровый ребенок меньше подвержен заболеваниям, более вынослив, бодр и весел, что положительно сказывается на психическом развитии. Незначительные нарушения в состоянии здоровья приводят к ухудшению в самочувствии, что, в свою очередь, вызывает раздражительность, вялость, быстрое утомление, капризы. Все это в результате приводит к замедлению, ухудшению психического развития.
4. В раннем возрасте дети отличаются неустойчивостью эмоционального состояния и незавершенностью формирующихся умений и навыков. Эта особенность требует постоянного упражнения в тех или иных навыках, приучения ребенка посредством многократного повторения к правилам поведения.
Слайд 23
5. Процессы возбуждения преобладают
над процессами торможения. Это проявляется в неумении детей ждать, импульсивности
и непосредственности. Формирующиеся умения и навыки требуют упражнения, иначе они быстро распадаются.
6. Высокая пластичность функций мозга и психики, т.е. всей нервной системы в целом. Условные рефлексы, лежащие в основе поведения ребенка, начинают образовываться с первых дней, они достаточно быстро формируются и становятся привычками, которые могут быть как хорошими, так и вредными (сосать палец, засыпать только при покачивании, бодрствовать на руках у взрослого и т.п.). Сравнительно легко закрепляясь, привычки с трудом поддаются изменению. Перевоспитание – дело сложное и вредное для нервной системы ребенка.
Слайд 24 7. Высокая эмоциональность детей.
Эмоции играют огромную роль в развитии ребенка. Дети искренне и
глубоко переживают как положительные, так и отрицательные эмоции. Следует оберегать ранимую психику малышей от нежелательных слишком сильных (даже положительных) воздействий окружающей среды. Необходимо обеспечить организацию жизнедеятельности детей таким образом, чтобы поддерживать хорошее, уравновешенное настроение детей.
8. Индивидуальный темп развития личности ребенка. Дети раннего возраста требуют особого внимания и индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания.
9. У детей раннего возраста еще очень небольшой жизненный опыт, очень ограниченный круг представлений об окружающем мире, не сформированы умения и навыки. Без целенаправленного и планомерного воздействия со стороны взрослого невозможно полноценное развитие личности ребенка раннего возраста. Ведущая роль взрослого в развитии ребенка раннего возраста является важной особенностью в развитии детей раннего возраста.
Значение раннего детства в жизни человека трудно переоценить. Это время,
когда закладываются основы физического, психического, личностного развития человека.
Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей
Слайд 26
Основные физиологические особенности в преддошкольный
и дошкольный периоды
1. Уменьшение
скорости физического развития.
2. Окончательное становление нервно-психического развития.
3. Происходит
первое физиологическое вытяжение.
4. Развитие интеллекта.
5. Появление тонких координированных движений (рисует, начинает кататься на велосипеде).
6. Иммунная система достигает известной зрелости.
Слайд 27Основные физиологические особенности
в младший школьный возраст (7-11 лет)
1.
Появление половых различий в физическом развитии, мальчики отличаются от девочек
по типу роста, созревания, телосложения.
2. Замена молочных зубов на постоянные.
3. Кора головного мозга сходна с корой взрослого человека.
4. Дальнейшее развитие высшей нервной деятельности, повышаются интеллектуально-волевые качества. Дети приучаются к самостоятельным и коллективным интересам.
Слайд 28
Основные физиологические особенности
в старший школьный возраст (12-18 лет)
1. Называется периодом полового созревания, пубертатным или подростковым периодом.
2. Характеризуется изменением функции эндокринных желёз, увеличением размеров тела, ростовый скачок (в 12 лет девочки вырастают на 8 см год, у мальчиков в 14 лет – на 10 см в год).
3. Повышается мышечная сила, выносливость.
Слайд 29 Ранний неонаталъный период –
от момента перевязки пуповины до окончания 7-х суток жизни (всего
168 ч).
Этот период – самый ответственный для адаптации ребенка к внеутробному существованию.
Наиболее существенными физиологическими изменениями при переходе от внутриутробной жизни к внеутробной являются:
- начало легочного дыхания;
- начало функционирования малого круга кровообращения с перекрытием путей внутриутробной гемодинамики (артериального протока и овального отверстия) и возрастанием кровотока в сосудах легких и головного мозга;
- изменение энергетического обмена и терморегуляции.
В периоде новорожденности все функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, адаптационные механизмы легко нарушаются, что существенно отражается на общем состоянии новорожденного и даже его выживании.
Слайд 30
Поздний фетальный, интранатальный и
ранний неонатальный периоды принято объединять под общим названием перинатальный период
(с 28-й недели внутриутробного развития до 7-го дня жизни).
Это связано с особой важностью и спецификой средств и методов охраны здоровья плода и новорожденного, а также с ведущей ролью взаимоотношений матери, плода и ребенка в обеспечении их нормального развития.
Число детей, умирающих в перинатальном периоде, примерно равно числу смертельных случаев в течение первых 40 лет жизни, поэтому борьба за максимальное сохранение жизни и здоровья детей в перинатальном периоде является залогом снижения общего уровня смертности.
Слайд 31
Поздний неонатальный период продолжается
с 8-го по 28-й день жизни и характеризуется дальнейшей адаптацией
к окружающей среде.
В этот период:
- начинается интенсивная прибавка массы и длины тела;
- развиваются анализаторы и, прежде всего, зрительные;
- начинают формироваться условные рефлексы и координация движений;
- возникновение эмоционального, зрительного и тактильного контакта с матерью.
В возрасте около 3 недель многие дети начинают отвечать на общение улыбкой и мимикой радости. Этот первый эмоциональный радостный контакт многие считают началом собственно психической жизни ребенка.
Слайд 32 После периода новорожденности
наступает грудной возраст, который длится от 29-го дня жизни до
1 года.
Основные процессы адаптации к внеутробной жизни уже завершены, механизм грудного вскармливания достаточно сформирован и происходит очень интенсивное физическое, нервно-психическое, моторное, интеллектуальное развитие ребенка.
Максимальный темп физического развития в постнатальном этапе приходится на 2-4-й месяц жизни.
В течение всего грудного возраста длина тела ребенка увеличивается на 50%, а масса тела – втрое. Такой темп роста обеспечивается высоким обменом веществ с преобладанием анаболических процессов.
Относительная энергетическая потребность детей этого возраста в 3 раза превышает таковую взрослого человека.
Слайд 33 Анатомо-физиологические особенности органов дыхания (узость
дыхательных путей, незрелость ацинусов и др.) у грудных детей часто
способствуют:
- возникновению бронхиолитов и пневмоний, течение которых отличается особой тяжестью;
- заболеваемости капельными и вирусными детскими инфекциями.
Для предупреждения заболеваний имеет значение индивидуальное домашнее воспитание детей этого возраста и разностороннее использование средств и методов закаливания: массаж, гимнастика и водные процедуры. Самым мощным средством закаливания является обучение грудного ребенка плаванию.
В результате постоянного контакта грудного ребенка с взрослыми в виде словесного общения происходит его нервно-психическое развитие.
Нарушения развития, выявляемые при осмотре ребенка, являются наиболее частыми признаками возникновения заболеваний.
Слайд 34 Преддошкольный (старший ясельный) период характеризуется
некоторым снижением темпов физического развития детей, большей степенью зрелости основных
физиологических систем.
Мышечная масса в этот период интенсивно увеличивается.
К концу 2-го года:
- завершается прорезывание молочных зубов;
- идет интенсивное формирование лимфоидной ткани носоглотки (миндалины, аденоиды) с часто возникающей гиперплазией;
- возникает типичный морфологический тип – тип маленького ребенка со свойственной ему картиной пропорций тела, круглым цилиндрическим туловищем и конечностями, округлыми очертаниями лица и неглубоким его рельефом;
- двигательные возможности расширяются крайне стремительно, от ходьбы до бега, лазания и прыжков; двигательная активность – огромная, а контроль за адекватностью движений и поступков – минимальный, отсюда – резко возрастающая опасность травматизации;
- в познании окружающего мира участвуют всевозможные анализаторы, в том числе и рецепторный аппарат полости рта (мелкие предметы берут в рот), поэтому высока частота аспирации инородных тел и случайных отравлений;
- из заболеваний чаще всего наблюдаются острые респираторные вирусные инфекции. Особенностью этого же периода является формирование большей части аллергических болезней, в том числе бронхиальной астмы.
Преддошкольный возраст – это возраст быстрого совершенствования речи.
Слайд 35 Дошкольный период (от
3 до 7 лет) является периодом, когда дети посещают детский
сад.
Для этого этапа характерно:
- первое физиологическое вытяжение;
- замедляется нарастание массы тела;
- отчетливо увеличивается длина конечностей;
- углубляется рельеф лица;
- постепенно выпадают молочные зубы, и начинается рост постоянных зубов;
- происходит дифференцировка строения различных внутренних органов;
- иммунная защита уже достигает известной зрелости;
- интенсивно развивается интеллект;
- значительно усложняется игровая деятельность;
- значительно улучшается память;
- игры приобретают абстрактный характер;
- совершенствуются тонкие координированные движения, что хорошо видно по развитию навыков рисования;
- начинают проявляться половые различия в поведении мальчиков и девочек, активно формируются индивидуальные интересы и увлечения.
Слайд 36 В младшем школьном возрасте (7-11
лет):
- происходит
замена молочных зубов на постоянные;
- начинается четкий половой дизморфизм физического развития;
- имеются различия между мальчиками и девочками как по типу роста и созревания, так и по формированию половоспецифического телосложения.
- быстро развиваются сложнейшие координационные движения мелких мышц, благодаря чему возможно письмо;
- улучшается память, повышается интеллект;
- ребенок теперь гораздо меньшее время проводит на воздухе, часто нарушается режим питания, возрастают нагрузки на нервную систему и психику;
- в результате специальных врачебных осмотров выявляются дети с изменениями зрения, нарушениями осанки, кариесом зубов;
- остается высокой частота инфекционных заболеваний, а также желудочно-кишечных, сердечных и аллергических болезней;
- существенно увеличивается число детей с избыточным питанием (тучностью и ожирением).
Основной причиной смерти детей являются травмы.
Слайд 37 Старший школьный возраст (с
12 до 17-18 лет) иногда называют отрочеством.
Он характеризуется:
- резким изменением функции эндокринных желез; для девочек - это период бурного полового созревания, для юношей - его начало. Возникает препубертатный ростовой скачок со свойственной ему некоторой дисгармоничностью и развитием черт, характерных для пола; это самый трудный период психологического развития, формирования воли, сознательности, гражданственности, нравственности.
- нарушением физического и полового развития;
- неустойчивостью вегетативной регуляции с возникновением иногда тяжело переносимых расстройств сосудистого тонуса;
- расстройством питания (тучность);
- заболеваниями желудочно-кишечного тракта (гастриты, дуодениты, язвенная болезнь).
Слайд 38
ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ ПО ТЕМЕ
Периоды детства, их характеристика.
Тератогенные факторы и
предупреждение их влияния на плод. Подходы к профилактике эмбрио- и
фетопатий.
Структура факторов, имеющих наибольшее значение для формирования здоровья детей преддошкольного и дошкольного возраста. Основные направления и задачи оздоровительных мероприятий.
Структура факторов, имеющих значение для формирования здоровья детей младшего и старшего дошкольного возраста. Основные направления и задачи оздоровительных мероприятий.
Факторы, влияющие на физическое и нервно-психическое развитие детей. Основные задачи оздоровительных мероприятий. Роль семьи, семейного воспитания в профилактике.
Новорождённый ребёнок: организация жизни в период адаптации к внеутробной жизни. Рекомендации по уходу за ребёнком.