Слайд 1Перцептивная сторона общения
Слайд 2Перцептивная сторона общения
означает процесс восприятия друг друга партнерами по
общению и установления на этой почве взаимопонимания.
Слайд 3Социальная перцепция
это восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. При
оценке самого себя и других людей оценивается социальный статус, роль
и влияние в обществе.
Слайд 4Межличностная перцепция
это процесс воспитания, познания и понимания людьми друг друга.
Перцептивные навыки проявляются в умении понимать настроение партнера по его
вербальному (словесному) и невербальному поведению.
Слайд 9Эффект ореола
это тенденция переносить благоприятное впечатление об одном качестве
человека на все его другие качества.
Люди склонны систематически переоценивать
различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному для них параметру. Если же мы имеем дело с человеком, которого в чем-то превосходим, тотчас оцениваем его.
Еще одна ошибка, связанная с эффектом ореола, заключается в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно, мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным.
Следующая ошибка - проявление фактора «отношение к нам». Те люди, которые нас любят и хорошо к нам относятся, кажутся нам лучше тех, кто относится к нам плохо.
Слайд 10Эффект или явление стереотипизации в межличностном восприятии – склонность к формированию
устойчивого образа при оценке людей, которым пользуются как клише или
оценка людей по их принадлежности к какой-либо категории (пол, возраст, цвет кожи и т. д.).
Стереотип обычно возникает на основе достаточно скудного опыта, при стремлении делать выводы на базе ограниченной информации, при ригидности мышления. Стереотипизация приводит к возникновению предубеждения и может нанести серьезный ущерб не только общению людей, но и их взаимоотношениям. Однако, в случае, когда стереотип не несет в себе оценочной нагрузки и когда у человека не происходит сдвига в восприятии в сторону эмоционального принятия или неприятия, стереотипизация оказывает положительное влияние на процесс межличностного общения, выражающиеся в значительном упрощении и ускорении процесса познания другого человека.
Слайд 11Эффект «первичности» (или «порядка») состоит в том, что при противоречивых после
первой встречи данных об этом человеке, информация, которая была получена
раньше, воспринимается как более значимая и оказывает большее влияние на общее впечатление о человеке. Эффект срабатывает в случае восприятия незнакомого человека.
Эффект новизны заключается в том, что последняя, то есть более новая информация, оказывается более значимой, действует в ситуациях восприятия знакомого человека.
Слайд 12Эффект края заключается в том, что крайние объекты восприятия запоминаются лучше,
чем те, которые находятся в середине.
Эффект первого впечатления – стойкая оценка
человека или черт его характера по первому впечатлению, когда последующие мнения о человеке, противоречащие созданному образу, не соответствуют действительности.
Эффект проекции – когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки.
Слайд 13Эффект средней ошибки – это тенденция смягчать оценки наиболее ярких особенностей
другого человека в сторону среднего.
Эффект Барнума – восприятие людьми описания или
общих оценок своей личности как истинные, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.
Эффект бумеранга состоит в том, что информация, преподносимая аудитории или отдельным лицам, вызывает результат, обратный ожидаемому. Наблюдается в случаях, когда:
1) коммуникатор (субъект, передающий информацию), вызывает неприязнь у реципиентов, получающих эту информацию;
2) информация не соответствует действительности;
3) отсутствует доверие к источнику информации.