Слайд 1Перцептивная стороная общения
Слайд 3Основные компоненты социальной перцепции
Слайд 4Основные механизмы познания другого человека в общении
Слайд 5Идентификация
Простой эмпирический факт – для понимания человека следует «примерить на
себя»
Слайд 6
Чтобы понять человека – нужно этого ХОТЕТЬ
Механизм такого восприятия и
понимания - ЭМПАТИЯ
Слайд 7Эмпатия
Способность к постижению эмоционального состояния другого человека через сопереживание.
(
Не через осмысление проблемы, а через непосредственное прочувствование)
Слайд 8Рефлексия
( от лат. reflexio) – обращение назад
Знание того как
партнер понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отношений друг с
другом
Слайд 9Лицо - главный источник психологической информации.
Семь основных выражений лица:
Счастье
Удивление
Страх
Страдание
Гнев
Отвращение (или презрение)
Интерес
Восприятие эмоционального состояния человека по лицу происходит
МОМЕНТАЛЬНО
Слайд 10Тело не лжет!
«Тяжелая» походка – в состоянии гнева
Самая большая длина
шага - в состоянии гордости
Руки «висят» – в состоянии страдания
«Летит»,
более частые и легкие шаги – в состоянии и счастья.
Чтобы понять человека – нужно этого ХОТЕТЬ
Слайд 11
Знаки внешности, формирующие «эффект ореола»
Слайд 14Ошибки первого впечатления
«эффект ореола»
Слайд 15Способы воздействия партнеров друг на друга
Слайд 16Казуальная атрибуция
(приписывание причин поведения)
Необходимость возникает в тех случаях, когда
возникают неожиданные преграды на пути совместной деятельности.
Чем больше затруднений при
взаимодействии – тем активнее казуальная атрибуция
Слайд 17Установки — эффективный способ оценки мира.
Слайд 18Как усилить установки?
Рассел Фазио и Марко Занной
если установки являются
следствием опыта, вероятность того, что они сохранятся надолго и будут
направлять поведение, значительно возрастает
Слайд 19Установки и действия
Участникам его, студентам университета, предлагалось задание, за выполнение
которого можно было получить вознаграждение (лотерейные билеты на сумму до
$30 долларов), или задание, не сулившее никакого вознаграждения. Участники должны были выбрать одно из них лично для себя и другое — для некоего предполагаемого испытуемого. Хотя только 1 из 20 участников открыто сказал то, что наиболее нравственный поступок — «взять себе оплачиваемую работу», однако 80% поступили именно так. В проведенном затем эксперименте (в нем основное внимание исследователей было сосредоточено именно на моральном лицемерии) участникам предлагалось, при желании, решить вопрос распределения заданий с помощью монетки, бросив ее так, чтобы никто, кроме них, этого не видел. Даже среди тех, кто согласился бросить жребий, количество решивших проблему выбора в свою пользу составило 90%! Может быть, причина в том, что они как-то «хитрили», подбрасывая монетку? Даже после того как экспериментаторы решили сделать на обеих сторонах монет наклейки, обозначавшие разные варианты, 24 участникам из 28, бросавших монеты, «выпало» выгодное задание.
Слайд 20
При каких условиях установки прогнозируют поведение?
Палата представителей Конгресса США: сначала
ее члены при тайном голосовании подавляющим большинством голосов приняли закон
о повышении собственного жалованья,
а затем, буквально через несколько минут, при поименном голосовании столь же решительно отклонили его
Боязнь критики не позволила большинству конгрессменов проголосовать так, как того требовало их истинное отношение к обсуждаемому законопроекту.
Слайд 21
Наши установки прогнозируют наше поведение, если:
другие влияния минимальны;
установка специфична
для данного поведения;
установка усилена, т. е. если что-то напомнило
нам о ней или если она была приобретена таким образом, который гарантирует ее силу.
Слайд 22Исполнение ролей
(Zimbardo, 1971; Haney & Zimbardo, 1998).
Зимбардо интересовало,
является ли тюремная жестокость следствием дьявольских наклонностей преступников и злонамеренных
охранников или сами по себе роли охранника и заключенного как таковые способны озлобить даже не склонных к насилию людей. Виноваты ли люди в том, что тюрьма — это место, в котором царствует жестокость? Или люди жестоки потому, что находятся в тюрьме?
Первый день прошел весело: все были поглощены игрой, однако затем наступило отрезвление: не только охранники и заключенные, но даже сами экспериментаторы оказались заложниками ситуации. Охранники начали унижать заключенных, а некоторые придумали жестокие и оскорбительные порядки.
Заключенные отреагировали на это по-разному: кто — бунтом, а кто — апатией.
По словам Зимбардо, возникла «все разраставшаяся пропасть между реальностью и иллюзией, между исполнением роли и самоидентичностью... Тюрьма, которую мы создали, поглощала нас и превращала в порождения ее собственной реальности» (Zimbardo, 1972). Эксперимент, который должен был продлиться 2 недели, был прерван Зимбардо уже через 6 дней, ибо он почувствовал угрозу социальной патологии.
Слайд 23Бросив монетку, Зимбардо назначил некоторых добровольцев на роль охранников. Он
выдал им униформу, дубинки, свистки и сказал, что они должны
требовать исполнения всех правил. Остальных участников эксперимента, «заключенных», облачили в унижающую человеческое достоинство одежду и заперли в камеры.
Первый день прошел весело: все были поглощены игрой, однако затем наступило отрезвление: не только охранники и заключенные, но даже сами экспериментаторы оказались заложниками ситуации. Охранники начали унижать заключенных, а некоторые придумали жестокие и оскорбительные порядки. Заключенные отреагировали на это по-разному: кто — бунтом, а кто — апатией. В
Возникла «все разраставшаяся пропасть между реальностью и иллюзией, между исполнением роли и самоидентичностью... Тюрьма, которую мы создали, поглощала нас и превращала в порождения ее собственной реальности» (Zimbardo, 1972).
Эксперимент, который должен был продлиться 2 недели, был прерван Зимбардо уже через 6 дней, ибо он почувствовал угрозу социальной патологии.
Слайд 24
Высказанное становится убеждением
Преподаватели и профессора факультетов, в чьи обязанности входит
написание якобы объективных рекомендаций для аспирантуры, наиболее щедры на комплименты
в тех случаях, когда знают, что рекомендуемые ими студенты воспользуются своим правом ознакомиться с ними (Ceci & Peters, 1984).
Слайд 25Феномен «нога-в-дверях»
Если вы хотите, чтобы человек оказал вам большую услугу,
эффективной может быть следующая стратегия: сначала попросите его о небольшом
одолжении.
Слайд 26
Я баллотируюсь в Конгресс! Возьмите мой значок!
— И несколько наклеек
на машину.
— А вот плакаты! Развесьте в саду! — А
что, если я не захочу голосовать за Вас?!
— Не захотите?! И это после всего, что Вы для меня сделали?)
Слайд 27Мы любим людей не столько за то добро, которое они
сделали нам, сколько за то добро, которое мы сделали им.
Лев Толстой, Война и мир, 1867-1869
Нас формируют те поступки, которые мы совершаем; практикуясь в самоконтроле, мы приобретаем способность контролировать себя; совершая поступки, требующие мужества, мы становимся мужественными. Аристотель
Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает. Роберт Музиль, Малая проза, 1930
С помощью мелких уступок можно манипулировать самовосприятием человека, превращать граждан в «слуг общества», случайных прохожих — в «клиентов», заключенных — в «помощников». Роберт Чалдини, Психология влияния, 1988>