Слайд 3Проблема языка в философии
Язык как символическая система – язык как
часть культуры
Язык как ключ к самому понятию культуры: поскольку культура
есть процесс и результат человеческой деятельности, то язык понимается в качестве инструмента о-предмечивания и рас-предмечивания.
Язык как ключевой компонент в контексте проблематики сознания и мышления
Слайд 4Философия и язык в контексте истории дисциплин
Институционализация знаний о языке
(на параллельных направлениях с философией культуры)
Лингвокультурология как тенденция в науках
о культуре и науках о языке
Искусственные языки как предмет изучения
Слайд 5Проблематичность ссылок на «культуру» в трактовках античных традиций.
Проблематичность антропологического изменения
проблемы языка
Не язык как теоретическая проблема, а отдельные аспекты использования
языка (имя, границы именования)
Слайд 6Античные теории языка и стиля (под ред.О.М.Фрейденберг)
ОГИЗ, 1936 г.
Слайд 7Античная языковая теория возникает не столько в процессе рассмотрения каких-либо
частных проблем, а как неотъемлемая часть общефилософских взглядов, как вопрос
о взаимоотношении между вещью, мыслью и словом.
Слайд 8Софисты: противопоставление «природы» и «закона».
По поводу всех содержаний сознания
ставится вопрос: существуют ли они по «природе» или по «закону»,
как человеческие мнения и результат соглашения между людьми.
Слайд 9Законы природы и законы человеческие (фюзис и номос)
Всякое сущее следует
своей природе
Человеческие установления следуют произвольному выбору, который может быть таким,
а может быть иным
Знание и мнение (докса как источник заблуждений)
Слайд 10Досократики – предмет знания - единый субстрат мира
Платон: бытие и
знание о бытии (бытие как истина, истинное бытие – «идея»).
Идея отлична от вещи.
Вещь – знак (слово) – значение
Коммуникативный момент (понимаемость, членораздельность)
Слайд 11Психологические моменты, связанные со значением
Но: для Платона важнее онтологические моменты:
что оказывается обосновывающим – понятие для вещи или вещь для
понятия
Слайд 12Ограниченность языка, описывающего вещи (символизм)
Понятие «божественных имен» («правильных имен»)
Ограниченность человеческого
знания мнением, необходимость истинного знания как условия знать что-либо
Слайд 13Общая тенденция античной философии
Различение бытия (предмета мысли) и сущего
Архе, его
секуляризация. До этого магический смысл имени
Бытие и единое как теоретическая
проблема
Слайд 14Единое как «сфера» (совершенство, благо, Бог) у Парменида
Единое как превышающее
мышление и самопонятное, но не именуемое обычным образом (через суждение)
Бытие
как мерило, как условие возможности (организующее опыт)
Слайд 15Естественное движение философской мысли к идее системы
Платон: диалектика противоположностей, бытие
как отношение, как возможность
Аристотель: единое вместо соотносительного. Субстанции как подлинно
сущее
Слайд 16Следствия для трактовки проблем языка
Платон, сократическая школа: аргументация против мнения
(доксы) в защиту знания. Пример зрения. Пример слогов в слове.
Философский потенциал наук о языке и речи. Вторичность собственно языковых аспектов – наряду с мнемоникой.
Гипотеза подражания
Различие говорения и мышления. Различие имени и понятия. Различие вещи и идеи
Слайд 17Непроизводные (первичные) имена.
Имена и глаголы, не производные друг от друга
Что
различает вещь и свойство, имя (субъект) и предикат
Аристотель: первая сущность
не сказывается ни о каком подлежащем
Слайд 18Альтернативы в толковании природы языка: учение о формальных сторонах языка
и художественной речи (поэтика, риторика)
учение о семантике (Н.Я.Марр), первенстве идеологического
содержания над формой,
Традиция «исторической поэтики», языка и мышления (А.А.Потебня), идея о решающей роли мышления, зависящего от материальной базы и общественных отношений