Слайд 1Первые дни ребенка в детском саду
Слайд 2Возраст ребенка 2-2,5 лет характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с
матерью и страхом новизны. Поэтому адаптация к дошкольному учреждению проходит
очень болезненно.
Надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация - это привыкание человека к новым обстоятельствам и новой обстановке,
в конкретном случае - это привыкание малыша к детскому саду
Слайд 3Различают четыре степени тяжести адаптации:
Легкая адаптация: к 20-му дню пребывания
в детском учреждении нормализуется сон, ребенок нормально ест, не отказывается
от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт. Заболеваемость не более одного раза сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес без изменений.
Адаптация средней тяжести: поведенческие реакции восстанавливаются через 1-2 месяца пребывания в детском учреждении. Нервно-психическое развитие несколько замедляется (замедление активности). Заболеваемость до двух раз сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменился или несколько снизился.
Тяжелая адаптация: характеризуется значительной длительностью (от двух до шести месяцев) и тяжестью всех проявлений.
Сверхтяжелая адаптация: около полгода и более. Встает вопрос: стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, он «несадовский» ребенок.
Слайд 4Три фазы адаптационного процесса
Острая фаза или период дезадаптации.
Она сопровождается разнообразными
колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к
снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц).
Подострая фаза или собственно адаптация.
Характеризуется адекватным поведением ребенка, то есть сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится три-пять месяцев).
Фаза компенсации или период адаптированности.
Характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития, начинают вести себя спокойнее.
Слайд 5Адаптационный период у детей может сопровождаться различными негативными сдвигами
В физиологическом
и психологическом плане:
повышение температуры и давления;
уменьшение веса, временная
остановка роста;
снижение иммунитета, увеличение количества простудных заболеваний;
увеличение нервозности;
ухудшение сна;
падение уровня речевой активности, сокращение словарного запаса;
временно останавливается умственное развитие, может произойти своеобразный возврат в более ранний возраст.
В поведенческом плане: упрямство, грубость, дерзость, неуважительное отношение к взрослым, лживость, лень (своеобразный протест, желание обратить на себя внимание).
Слайд 6Выделяют два основных критерия успешной адаптации:
- внутренний комфорт -
эмоциональная удовлетворенность,
- внешняя адекватность поведения - способность легко и
точно выполнять требования среды.
Цель работы педагогов и специалистов в процессе адаптации детей к дошкольному учреждению: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи.
Не стоит рассматривать адаптацию как односторонний процесс, то есть привыкание малыша к детскому саду.
Целесообразнее учитывать 3 стороны:
родители,
-воспитатели,
- дети, так как адаптируется каждая из этих сторон.
Слайд 7Успешность реализации модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в
дошкольное учреждение также подразумевает последовательность ее этапов
Первый этап - это
прогноз адаптации.
Второй этап - взаимодействие педагога-психолога, воспитателей групп раннего возраста и родителей детей.
Третий этап - начало посещения ребенком дошкольного учреждения в соответствии с алгоритмом постепенного вхождения в детский сад.
Четвертый этап - проведение занятий по адаптации с детским коллективом.
Такое вхождение в детский сад дает положительный эффект: дети легче привыкают к новой обстановке, меньше болеют, возникает контакт с родителями и педагогами, уменьшается число конфликтов и взаимных претензий между ними.
Слайд 8Прогноз адаптации - помогает определить степень тяжести адаптации малыша и
сориентировать взрослых на ожидаемый результат.
Определяются такие параметры, определяющие успешность адаптации,
как:
общий эмоциональный фон малыша,
взаимоотношения с незнакомым взрослым,
уровень развития предметной деятельности.
Выявляются умения и навыки ребенка, облегчающие адаптационный период, через анкетирование родителей.
Слайд 9Алгоритм постепенного вхождения в дошкольное учреждение
Для малыша менее болезненное расставание
с мамой - это постепенная разлука.
Учитывая особенности этого периода:
страх новизны,
обостренную чувствительность к разлуке с мамой,
страх перед замкнутым помещением, был составлен алгоритм, по которому дети шаг за шагом привыкают оставаться на весь день без родителей.
1-й шаг - приход ребенка вместе с родителями только на прогулку;
2-й шаг - ребенок остается на 2-3 часа во время прогулки либо во время свободной игровой деятельности;
3-й шаг - ребенок остается с завтрака до обеда;
4-й шаг - ребенок остается и на сон, но сразу после сна его забирают родители;
5-й шаг - ребенок остается на целый день.
Слайд 10Игровая деятельность
Основной вид деятельности малыша в этом возрасте - предметная
игра. Основываясь на это знание, нужно выстраивать воспитательную стратегию и
находить формы взаимодействия с ребенком.
Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют разнообразно и сосредоточенно действовать с предметами. Попадая в детский сад, они быстро откликаются на предложение воспитателя поиграть. Для них это - привычное дело.
Слайд 11Таким образом, организация деятельности по адаптации в раннем возрасте предполагает,
что:
Воспитывающие взрослые, психолог, воспитатели, родители, должны являться непосредственными активными участниками
- заряжать детей своими положительными эмоциями, вызывать желание принять участие в игре, задавать образцы выполнения действий.
Наполняемость адаптационной группы не должна превышать 10-12 детей.
Нежелательно прерывать и пропускать без уважительных
причин ни одного из этапов модели организации адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное учреждение.