Слайд 1Пещерный храм в Аджанте
Индия
Аджанта – это комплекс пещерных храмов, которые
являются одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства. Он был
создан в эпоху империи Гуптов — последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 году северную и центральную части страны.
Слайд 2Сооружение пещерных храмов длилось около 17-ти веков (последний храм датируется
XIV веком). Все это время в пещерах Махараштры жили монахи.
Но мусульманские набеги и владычество великих моголов способствовали тому, что храмы были заброшены и забыты.
Пещерам Аджанты, спрятанным в дебрях гор, повезло больше, чем любым другим храмам: здесь сохранились уникальные фрески, хотя большую их часть попортила дикая растительность.
Слайд 3По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для
религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны,
резные колонны украшают и входы в пещеры.
Слайд 4История пещерных храмов такова. По западным территориям Индии издревле проходили
торговые пути из Европы в Азию. Равнинная, засушливая местность Махараштры,
с редкими массивами холмистых гор, была обжитой и активной в торговом отношении. Стремившиеся к уединению монахи уходили в базальтовые скалы и селились в живописных холмах близ рек и озер.
Торговые караваны, получавшие в монастырях пищу и отдых, предоставляли средства на строительство храмов. Строители имели также царственных покровителей (из династии Маурьев и Гупта, в потом Раштракута и Чалукта), которые сыграли большую роль в возведении и отделке храмов Аджанты.
Слайд 5Аджанта стала знаменита из-за своих замечательных росписей. Они сохранились до
наших дней только благодаря уединенности и отдаленности храмового комплекса, в
то время как другие древние храмы разрушали религиозные фанатики. Но другим врагом древних росписей стали время и климат. В результате из всех пещер только тринадцать сохранили фрагменты древней живописи.
Слайд 8Росписи Аджанты — своеобразная энциклопедия жизни Индии на протяжении целого
исторического периода — V-VII веков. Большинство росписей Аджанты представляют собой
иллюстрации к буддийским легендам.
Росписи Аджанты создавались на протяжении столетий несколькими поколениями мастеров, поэтому с них нашли свое выражение многие характерные черты, направления и стили изобразительного искусства Древней Индии. Объемы росписей просто поражают: так, только в одном из подземных залов живопись занимает более тысячи квадратных метров, причем расписаны не только стены, но и колонны и потолки. И так было во всех двадцати девяти пещерах.
Слайд 11“То, что вы видите — это впечатляющий пример искусства и
архитектуры, возведенной в прекраснейших скалах мира. Пусть этим горам, которые
хранят такое множество пещерных храмов, будут надолго дарованы мир и спокойствие”.
Индийские мастера как будто стремились перенести в тесный мир подземелий все богатство и разнообразие внешнего мира. Они щедро заполняли стены и потолки пещер изображениями деревьев, животных и людей, стремясь заполнить живописью каждый сантиметр поверхности.
Слайд 20Наиболее интересны скульптурные группы 26-й пещеры. Одна рисует искушение Будды
демоном Марой. На другой — огромная скульптура лежащего Будды с
закрытыми глазами: его уход в нирвану.
Но Будда и в смерти улыбается той же полуулыбкой, которая является отличительной чертой буддийских скульптур.
Слайд 23Сказочно богатый и многообразный мир росписей Аджанты стал известен всему
миру только после 1819 года, когда давно забытые пещерные храмы
Аджанты были вдруг случайно обнаружены. В 1920-х годах живопись в пещерах была тщательно отреставрирована и с тех пор находится под охраной.
Живописное оформление пещерных храмов Аджанты стоит в одном ряду с лучшими памятниками древней индийской культуры и искусства. Являясь вершиной изобразительного искусства периода Гуптов, росписи Аджанты воздействовали и на развитие живописи почти всей средневековой Азии. Они были подлинной школой для многих поколений чужеземных мастеров. Но в первую очередь эти росписи составили прочную основу для развития индийских традиций изобразительного искусства.
Слайд 24После независимости Индии пещерные храмы Аджанты стали национальным достоянием и
археологическими памятниками, охраняемыми ЮНЕСКО. Это не мешает тому, что для
индусов это — святые места. Чтобы войти внутрь любого пещерного храма, надо снять обувь (а если учесть, что в Аджанте их 29, там проще ходить босиком).