Слайд 1Песочная терапия
Нгуен Тху Тхао
Студентка 7 группы 2 курса
Слайд 2О методе
Песочная терапия - метода воздействия на психику и поведение
ребенка посредством визуализации его внутреннего мира. Метод представляет собой несложные
произвольные манипуляции с очищенным и мелким песком, различными фигурками, небольшими предметами.
Создавая и разрушая иллюзорные и непрочные песочные миры, ребенок задействует свое глубинное внутреннее «Я».
Негативные чувства и эмоции выходят наружу вместе с узорами и башенками из песка (подсознательные страхи, обиды, гнев и раздражительность.)
Слайд 3Эффективность и результаты
• Снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность.
• Диагностировать
нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы, а также
причины необычного или странного поведения ребенка или подростка.
• Помогать ребенку более гармонично развиваться.
• Наиболее успешным признано использование песочной терапии в логопедии, в комплексном развитии дошкольников, в занятиях, направленных на укрепление памяти, внимания, развитие речи и интеллектуальных способностей ребенка, в диагностике психологических проблем дошкольного, школьного и подросткового возрастов,
• Способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме);
• Помогать в реабилитации и обучении детей с ОВЗ.
Слайд 4Программы игр
Взрослые для начала объясняют, что голубой бортик сбоку
– это небо, песок – земля, а синее покрытие дна
песочницы – вода.
В начале любого занятия ребенок должен сам выбрать себе миниатюрные фигурки, предметы, «клады» и т. д. Чем разнообразнее будет ваша коллекция, тем больше выбора будет у ребенка.
Попросите его обосновать выбор. Это будет первое задание. Психологи считают, что выбранные предметы символизируют психологическое состояние маленького человечка или подростка на текущий момент жизни.
Уточняйте, что и зачем он создает или рушит в своем песчаном мире – это поможет наладить контакт и откроет немало интересного о мировоззрении, переживаниях и стрессовых факторах.
Бережное отношение к песку и фигуркам – третье задание, которое нужно привить ребенку с самого начала. Он не должен их разбрасывать, терять.
После окончания лечебного сеанса нужно будет вернуть фигурки на их места, расставить в первоначальном порядке.
Слайд 5• Для детей с нарушениями речи и задержкой речевого развития больше
подходят игры фонематического направления – тигры («р-р-р»), петушок («ку-ка-ре-ку») и
т. д. Ребенок должен строить мир с фигурками, в названии которых есть проблемные звуки и постоянно практиковать их.
• Для детей-аутистов и ребят с трудностями в общении подойдут семейные игры и проекционные. Проекция на себя необходима и ребятам, которые стали жертвами насилия, пережили серьезную утрату, тяжелый стресс. На этапе лечения от проекционных заданий постепенно переходят к коррекционным, чтобы выявить глубинные страхи и проблемы.
• Детям с задержкой психического развития пойдут на пользу обучающие и развивающие игры. Эта же категория заданий подходит для всех дошкольников и школьников начальных классов.
Слайд 7Расшифровка знаков
замки или дома из песка, заборы и валы с
толстыми стенами –> недостаточно защищенности, неуверенность, боязнь и потребность в
защите;
хаотичный мир, беспорядок в символах и знаках –> хаос и смятение внутри самого ребенка;
отсутствие человеческих фигур при возможности их выбора –> желание отгородиться от людей, обида на них, страх и боль;
круги, нарисованные на песке –> желание перемен, нехватка любви и заботы;
спирали –> нехватка общения, усталость, ночные кошмары;
острые углы и рваные линии –> внутренний конфликт, ревность, гнев.
Слайд 8Отзывы родителей
От песчаной терапии уже через пару недель становится заметна
польза – у ребенка улучшается сон и аппетит, реже случаются
вспышки гнева или истерики. Систематические занятия с песком хотя бы дважды в неделю способствуют повышению успеваемости в школе.