Слайд 2Ситуационный анализ –
это комплексное изучение производственно-коммерческой деятельности компании и ее
внешней среды по состоянию на конкретный момент времени.
Такой анализ
дает оценку изменений на рынке, описывает результаты хозяйственной деятельности и способствует формулировке обоснованных, объективных выводов и рекомендации для разработки стратегии фирмы.
Слайд 3Задача ситуационного анализа
Слайд 4Ситуационный анализ складывается:
• из анализа сильных и слабых сторон в
их взаимодействии с угрозами и возможностями внешней среды (SWOT-анализ);
• анализа
стратегической позиции, занимаемой компанией;
• анализа сегментов рынка;
• анализа конкуренции;
• позиционного анализа.
Слайд 6Этап 1.
Подготовка к ситуационному анализу
1. понимание целей и задач
СА
2. подготовка нужного информационного обеспечения
3. создание рабочей группы, которая способна
обеспечить организационное сопровождение СА
Слайд 7Этап 2. Анализ информации
1. поиск возможных аналогов
2. экспертиза для отсева
недостоверной или недостаточно содержательной информации
3. подготовка справочно-аналитического обзора об анализируемой
ситуации:
- решения, которые принимались ранее в анализируемой ситуации и идентичные ей;
- механизмы их осуществления;
- осуществление контроля за ходом выполнения решений;
- сопровождение процесса их реализации;
- результаты оценки степени эффективности принятых решений.
Слайд 8Этап 3. Анализ ситуации
определяются основные факторы, влияющие на развитие ситуации
проведение анализа профильных ключевых проблем ситуации, включая оценку существующих рисков
и опасностей, и также перспектив в развитии ситуации
оценка устойчивости ситуации к вероятностным изменениям внутренней и внешней среды,
оценка показателей, которые характеризуют динамику развития ситуации
!!! Результатом этапа является более ясное представление о проблемах, которые необходимо решать предприятию из-за сложившейся управленческой ситуации
Слайд 9Этап 4. Разработка сценариев возможного развития ситуации
формируется список самых вероятных
сценариев развития в анализируемой ситуации
на основании основных факторов, которые влияют
на развитие ситуации, составляются сценарии
завершается оценкой ожидаемой устойчивости ситуации при реализации разработанных альтернативных сценариев ее развития
Слайд 11Этап 6. Обработка данных и оценка результатов экспертизы
Во время проведения
коллективной экспертизы обязательной является обработка результатов коллективного мнения экспертов при:
структуризации
информации;
систематизации и отсеве информации;
формировании оценочной системы;
разработке экспертных прогнозов развития;
разработке возможных сценариев развития ситуации;
разработке альтернативных вариантов тактических и стратегических решений;
сравнительной оценке возможных вариантов управленческих решений.
Степень согласованности оценок экспертов позволяет судить о надежности результата экспертизы, а также содержательно интерпретировать основные точки зрения экспертов при расхождениях между ними.
Слайд 12Этап 7. Подготовка аналитических материалов по результатам ситуационного анализа
Слайд 13Виды ситуаций:
1. Конкретные (реальное событие) и базовые (обобщенное описание совокупности
подобных конкретных ситуаций)
2. Стандартные, критические и экстремальные
Слайд 14Принципы ситуационного управления и ситуационного анализа
1. Принцип компетентности руководства.
2.
Принцип отсутствия прецедентов. Ни одна управленческая ситуация, какой бы стандартной
она ни казалась, не может быть абсолютно похожей ни на одну ситуацию, которая имела место в прошлом.
3. Принцип взаимосвязи ситуационных переменных. Все факторы ситуации составляют единое целое, некую систему и поэтому так или иначе влияют друг на друга.
4. Принцип двойственного влияния факторов. Ситуационные факторы обладают разными, порой даже противоречивыми характеристиками.
5. Принцип непрерывности изменений. Изменения в организации и ее внешнем окружении, так или иначе, происходят постоянно.
6. Принцип необратимости изменений. Всякое изменение ставит организацию на новую (более высокую или более низкую) ступень развития.
Слайд 15Принципы ситуационного управления и ситуационного анализа
7. Принцип быстрой реакции. Постоянное
изменение ситуационных переменных требует непрерывной выработки управленческих решений, направленных на
адаптацию организации к этим изменениям.
8. Принцип наличия предпосылок к изменениям.
9. Принцип приоритетности человеческого фактора. Принимая решение, руководитель прежде всего должен учитывать его влияние на трудовой коллектив.
10. Принцип оптимального соотношения результатов и затрат. Критерием оптимальности в данном случае является наибольшее приближение организации к поставленным целям.
11. Принцип априорного решения. Хороший руководитель должен уметь не только правильно оценивать ситуацию и своевременно реагировать на ее изменение, но и предвидеть возможные изменения этой ситуации.
Слайд 17Анализ стратегической позиции компании
Под анализом стратегической позиции компании понимается выявление
СХЗ, их взаимосвязи.
СХЗ - стратегическая зона хозяйствования, это сегмент окружения
компании, на которое она имеет выход или планирует такой выход получить
Стратегическая зона определяется потребностями рынка, технологией, типом клиента и географическим районом. Перспективы развития СЗХ оцениваются с точки зрения роста рынка, нормы рентабельности, нестабильности и ключевых факторов успеха.
Слайд 18Анализ стратегической позиции компании
Определяющими показателями развития СХЗ являются:
• фаза развития
(фаза жизненного цикла);
• размеры рынка;
• покупательская способность (платежеспособный спрос);
• существующие
барьеры входа;
• привычки покупателей;
• состав конкурентов;
• вид и интенсивность конкуренции;
• основные каналы сбыта;
• государственное регулирование;
• показатели развития внешнего (экономического, социально политического, технологического) окружения.
Слайд 19Анализ сегментов рынка
Примеры критериев:
1. Сегментация потребителей по выгодам, получаемым от
использования товара, или удовлетворению потребностей.
2. Сегментация потребителей по образу жизни.
3.
Половозрастная сегментация.
4. Географическая сегментация.
5. Сегментация по потребительским ситуациям (таким, как праздник, обед, командировка и пр.).
6. Сегментация потребителей на основе правил выбора (рациональный, эмоциональный, по привычке).
7. Сегментация по приверженности торговой марке.
8. Сегментация потребителей по чувствительности к цене и др.
Слайд 20Анализ конкуренции
Факторы, определяющие конкурентные позиции компании:
• текущие конкуренты;
• опасность появления
новых конкурентов;
• опасность появления товаров-заменителей;
• способность потребителя идти на сделки;
•
способность поставщика идти на сделки.
Слайд 22Инструменты позиционирования включают:
1) структуризацию рынка (основывается на анализе действительных способов
поведения покупателей, их восприятий и предпочтений);
2) построение профиля (применяется для
сравнения позиций двух объектов - компаний, торговых марок и пр.);
3) позиционирование, основанное на сходстве (различиях) торговых марок;
4) позиционирование с выявлением идеальных торговых марок;
5) позиционирование, основанное на сравнении субъективных и объективных оценок;
6) позиционирование по рыночным сегментам;
7) позиционирование на основе полезных свойств товаров;
8) позиционирование с учетом динамики рынка.