Слайд 1Знаете ли вы, что Транссибирская железнодорожная магистраль – самая длинная
железная дорога в мире. Великий Сибирский Путь, соединяющий Москву с
Владивостоком, в длину составляет 9298 километров, пересекает 8 часовых поясов, проходит через 87 городов и населенных пунктов и пересекает 16 рек, включая Волгу.
Наша станция Мариановка находится на Западно-Сибирском участке дороги.
А нашему символу, ВОДОНАПОРНОЙ БАШНЕ, нынче 120 лет!
2016
ВОДОНАПОРНОЙ БАШНЕ – 120 ЛЕТ
Слайд 3Почему это сооружение стало символом Марьяновского района?
Слайд 4Ответы найдем в краеведческом музее
Слайд 5Это архитектурное сооружение –
ВОДОНАПО́РНАЯ БАШНЯ.
В прошлом - основным предназначением
этих сооружений являлось обеспечение постоянным и бесперебойным водоснабжением железнодорожных станций.
Слайд 6Общий вид станции Мариановка.
Фотография сделана в год строительства башни,
в 1896 г.
На новых станциях Транссибирской магистрали вдоль станционных путей
помимо платформы и вокзала располагались обязательные железнодорожные сооружения: сарай для хранения путейского инструмента, почтовое и багажное отделение, дровяной сарай для отопления вокзала, и ВОДОНАПОРНАЯ БАШНЯ, которая со значением возвышалась над станцией, словно колокольня.
Слайд 7Прототипами водонапорных башен послужили конструкции деревянных церковных башен и колоколен
русского Севера, сохранившиеся до наших дней.
Слайд 8В конструкции сооружения есть так же архитектурные элементы средневековых крепостных
башен
Слайд 9С крепостями водонапорную башню роднят - Машикули́ - навесные бойницы,
которые располагались в верхней части крепостных стен и башен, предназначенные
для обстрела штурмующего стены противника. В нашей башне – бойницы «ложные» архитектурные элементы.
Слайд 11Здание башни имеет шесть граней.
Кровля башни имеет шатровое покрытие.
Слайд 12Высокие окна первого яруса завершаются каменными наличниками. Высоту окну придаёт
особая форма решётки и округлости рамы.
Слайд 13На всём протяжении железной дороги водонапорные башни, не смотря на
сходство конструкций, отличались внешним разнообразием и служили украшением населенных пунктов
Слайд 14Как устроена водонапорная башня?
Слайд 15Водонапорная башня чаще всего состоит из двух ярусов (опорная конструкция,
или ствол, и резервуар для воды цилиндрической формы).
Трех-, четырех- и
пятиярусные башни встречаются реже.
Слайд 16Уровни помещения соединяются между собой железной винтовой лестницей
Слайд 17Необходимо отметить, что через время, верхняя часть марьяновской башни была
достроена. Башня стала выше, увеличился объём бака. Появились дополнительные оконца
Верхний
ярус –бревенчатый.
Слайд 19Мощный кирпичный уступ второго яруса был опорой для водоёмного бака
Слайд 20В крыше есть отверстие для печной трубы. В центре бака
через сквозное цилиндрическое отверстие (как в самоваре) проходил дымоход от
круглой металлической печи, которая стояла на первом этаже.
Слайд 21Именно эта чугунная печь стояла в башне, и не давала
в зимнее время замерзнуть воде в огромном баке
Дымовые каналы, схема
Слайд 22В музее можно увидеть часть чугунного днища от бака для
воды. Он собран методом «клёпки»
Слайд 23Объём воды в баке определялся поплавками по линейке, на которой
отмечена шкала.
Как видим, бак вмещал 155 кубических метров воды.
Водонапорные
башни оснащались специальными контролирующими устройствами и особой измерительной системой. Благодаря этому можно четко отслеживать количество воды в резервуаре.
Слайд 24Знаете ли вы о том, как тесно связан железнодорожный транспорт
с водой?
Для паровоза нужна вода. Причём воды ему нужно
гораздо больше по весу, чем топлива.
С собой паровоз возит запас воды и топлива в тендере. Тендер – это специальный вагон
Слайд 25Снабжение паровозов водой происходило при помощи гидравлических кранов, стоящих между
путями. Гидравлический кран представлял собой чугунную колонну, поворачивающуюся поперёк пути,
из которой по специальной трубе в тендер паровоза подавалась вода.
Слайд 26Водозаправочные колонки строились сразу на нескольких путях станции – чтобы
не отцеплять паровоз от поезда. Сверху, для безопасности движения, колонка
освещалась фонарем.
Слайд 27Машинисту требовалось остановить поезд так, чтобы гидроколонка оказалась ровно против
заливной горловины тендера.
Слайд 28В Марьяновке нет ни озера ни речки!
Откуда же и как
поступала вода в башню?
Значит, принцип работы башни заключается в
том, что вода поступает в резервуар, предназначенный для ее хранения
Слайд 29.
Для закачки воды в резервуар использовалась насосная станция. Из скважин
погружными насосами вода перекачивалась на очистные сооружения (баки), где вода
проходила химическую обработку. Очищенная вода собиралась в резервуары чистой воды, откуда перекачивалась по водоводу насосами в башню
Источником водоснабжения станции Мариановка были подземные воды. Забор подземных вод осуществлялась скважинами.
Слайд 31Прошло время и на месте деревянного павильона, остался кирпичный бассейн
для запасов воды, а когда-то в здании Музея находилась насосная
станция.
Слайд 32Несмотря на внешнюю простоту сооружения, водонапорная башня является не только
архитектурным памятником железнодорожного строительства, но и имеет историческое значение..
Слайд 33 В конце XIX нач.ХХ вв. она стала свидетелем заселения
нашей местности. Сколько переселенцев прибыли в Сибирь через станцию!
События Гражданской
войны не минули станцию Мариановку. В мае-июне 1918 г здесь прошли ожесточенные бои.
Во время боёв с белочехами башня стала наблюдательным пунктом, там же располагалась пулемётная точка.
За 120 лет Башня многое что видела!
Слайд 34За годы Великой Отечественной войны через станцию прошли тысячи военных
эшелонов. В Сибирь были эвакуированы сотни заводов и предприятий
Важнейшей
задачей башни в эти годы стало обеспечение паровозов и пассажиров постоянным и бесперебойным водоснабжением.
Слайд 35Идут годы , наступил век XXI.
Вокруг башни меняется
облик Марьяновки… Не стало деревянного здания вокзала
Слайд 36Мимо башни, уже не гудят паровозы, а проносятся современные
пассажирские и грузовые составы.
Слайд 37Водонапорная башня стала памятником и символом района,
как напоминание о
тех событиях, которые происходили на
марьяновской земле на протяжении 120
лет. Это наша с вами ИСТОРИЯ