Разделы презентаций


Инструменты русского народного оркестра

Содержание

Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка) пневматические язычковые (баян, гармошка) духовые (рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган) ударные (ложки, бубен, трещотки).

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Инструменты русского народного оркестра

Инструменты русского  народного оркестра

Слайд 2Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления:

струнные (домра, гусли, балалайка)
пневматические язычковые (баян, гармошка)
духовые

(рожки, жалейка, свирель, кувиклы, варган)
ударные (ложки, бубен, трещотки).
Русские народные инструменты можно классифицировать под общепринятую систему деления: струнные (домра, гусли, балалайка) пневматические язычковые (баян,

Слайд 3Струнные
Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует

несколько версий происхождения версий этого слова. По одной из них

славянское слово “гусли” выражает совокупность струн. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.
Струнные   Гусли – народный музыкальный инструмент. Существует несколько версий происхождения версий этого слова. По одной

Слайд 4Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали

с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри Добрыня Никитич и

Соловей Будимирович и новгородский гость Садко.
С музыкальной культурой духовенства связаны гусли – псалтырь (шлемовидные). Была распространена среди скоморохов, в XVII веке после указа Алексея Михайловича “Об исправлении нравов и уничтожений суеверий” почти исчезают.
Древнерусские гусли по преданиям имели горизонтальное положение, их обычно сравнивали с лежачей арфой. На гуслях играли богатыри

Слайд 6В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов

усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество струн стола постоянным

12-13. В 1914г. Н.Фомин сконструировал так называемые “клавишные” гусли. Они снабжены одноактавной клавиатурой фортепианного образца. Одной рукой набирают любой аккорд, а другой проводят по струнам плектором из твердой кожи.
В начале XX века музыканты – конструкторы Смоленский и Привалов усовершенствовали гусли. Инструмент приобрел треугольную форму, количество

Слайд 7Клавишные гусли

Клавишные гусли

Слайд 8Домра


Термин “домбра” тюркского

происхождения. Предком домры явился египетский инструмент “пандура”, проникший к нам через Персию, торговавшей с Закавказьем. В Европе она получила название “лютня”.
Домра

Слайд 9Лютня

Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В

древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха. Само слово “скоморох”

происходит от арабского “maskhora” - смех, насмешка. После гонений (1648) на скоморохов инструменты погрузили и свезли за Москву-реку и там сожгли.

Лютня  Именно она стала родоначальницей мандолины, гитары, виолы. В древних записях домра фигурирует как атрибут скомороха.

Слайд 10Балалайка
Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен

Петра Великого.
В 1715 г., при праздновании устроенной

по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов упоминается и балалайка.
Балалайка  Впервые название “балалайка” встречается в письменных памятниках времен Петра Великого.  В 1715 г., при

Слайд 11 Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось

в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский оркестр, первое выступление

которого состоялось в 1897 году в зале Дворянского собрания. С этих пор народные инструменты стали распространяться с необычайной быстротой по всей России.
Андреев сконструировал целое семейство балалаек, выступление которых состоялось в 1888г. в Петербурге. Затем сформировал Великорусский

Слайд 12Гармонь и баян

Гармонь    и   баян

Слайд 13 Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением

обязан мастеру Стерлигову и назван в честь сказителя Бояна.

Баян – это разновидность хроматических гармоник, своим появлением обязан мастеру Стерлигову и назван в честь

Слайд 14Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом

кнопок на правой и левой руке (однорядки).
Саратовские имеют в

конструкции колокольчики. Вятские кустари добавили ряд кнопок.
Все перечисленные инструменты назывались – тальянки. Они на разжим и сжим издавали разные звуки.

Существует несколько разновидностей гармоник. Тульские гармошки были с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

Слайд 15В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их

в том, что в левой клавиатуре нет готовых аккордов. Это

расширяет музыкальные исполнительские возможности инструмента.

В настоящее время широкое распространение получили “выборные” баяны. Особенность их в том, что в левой клавиатуре нет

Слайд 16Духовые
Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с

пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют рожок из березы,

клена и можжевельника. Звук у рожка сильный, но мягкий, диапазон немного больше октавы.
Духовые  Рожок представляет собой конической формы прямую трубу с пятью отверстиями сверху и одну снизу. Изготовляют

Слайд 17Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII

века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина, Гасри. Впервые рожок

подробно исследован Н.Приваловым.

В конце XIX в. Были успешные выступления хора рожечников под управлением Н.Кондратьева из Владимирской области. В настоящее время рожки вводятся в состав оркестра русских народных инструментов.


Первые письменные свидетельства о рожке появляются во II половине XVIII века в описаниях музыкальных инструментов Тучкова, Штелина,

Слайд 18Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку

с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная и двойная.

Жалейка – духовой тростевой инструмент, представляет собой короткую деревянную трубку с 3-7 боковыми отверстиями. Жалейка бывает одинарная

Слайд 19Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от

10 до 20 см, на нижний конец надет раструб из

бересты или из коровьего рога.

Одинарная жалейка представляет собой небольшую трубочку из ивы длиной от 10 до 20 см, на нижний конец

Слайд 20Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают

название инструмента с “желями” или “жалениями” - поминальным обрядом.
Двойная

жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек, вставленных в один общий раструб.
Тембр жалейки печальный пронзительный и жалостливый. Поэтому некоторые исследователи связывают название инструмента с “желями” или “жалениями” -

Слайд 21Свирель
свирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных

между собой деревянных трубок разной длины. По преданию, на свирели

играл сын славянской богини любви Лады – Лель. Он делал себе весной свирель из прутиков березы.
Свирельсвирель похожа на продольную флейту, состоящий из двух не скрепленных между собой деревянных трубок разной длины. По

Слайд 22Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот

инструмент на Смоленщине. В первые годы ХХ века В.Андреев ввел

в свой оркестр свирели, снабженные клапанной механикой.

Н.И.Привалов закрепил название “свирель” за парной флейтой, так называли этот инструмент на Смоленщине. В первые годы ХХ

Слайд 23Игра на свирели

Игра на свирели

Слайд 24Репродукция М.Врубеля “Пан”
Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”,

на котором играл бог лесов Пан. Известна она в народе

как кувиклы, которая представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним.
Репродукция М.Врубеля “Пан”  Здесь четко показан инструмент “флейта Пана”, на котором играл бог лесов Пан. Известна

Слайд 25Кувиклы

Кувиклы

Слайд 26Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл

обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра, но разной длины

(от 100 до 160 мм). Верхние концы инструмента располагаются на одной линии.
Изготовляется из камыша, бамбука, дном служит узел ствола. Комплект кувикл обычно состоят из 3-5 трубок одинакового диаметра,

Слайд 27Варган
Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент)

древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в глубь веков. Полагают,

что родоначальником варгана был лук. Достаточно было согнуть лук и смертоносное оружие превращалось в музыкальный инструмент.
Варган  Варган – (от лат. “organism – музыкальный инструмент) древнейший музыкальный инструмент. История варгана уходит в

Слайд 28 Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов

ХХ века. Во времена сталинизма варган был запрещен как вредный

пережиток прошлого, в частности из-за связи с шаманизмом.
Традиции игры на варгане существовали вплоть до 30 годов ХХ века. Во времена сталинизма варган был

Слайд 29 Варган был распространен и в Европе, но к

концу ХХ века искусство варганной игры потеряло свою актуальность. Это

было вызвано тем, что в 1821 г. немецкий мастер Ф.Бушман из нескольких маленьких варганов, настроенных на разную высоту звучания, сконструировал губную гармошку. Ну а когда губную гармошку снабдили мехами, миру предстал аккордеон и баян.

В конце ХХ века интерес к варганной музыке стал расти, с возрождением этнических культур. Первый варганный фестиваль состоялся в 1984 г. в США.

Варган был распространен и в Европе, но к концу ХХ века искусство варганной игры потеряло

Слайд 30УДАРНЫЕ
Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки,

к рукоятке которой привязывали бубенчики В игровой комплект ложек могут

входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большой величины. От того, что размеры разные, возникает впечатление чередования звуков по высоте.

УДАРНЫЕ  Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики В игровой

Слайд 31 Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в

игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются

между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной “наковальней” по которой бьют третьей ложкой. Бьют скользящим ударом с одной чашки на другую. Получается все время многозвучный ажурный Ритмический рисунок.
Существует множество приемов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две

Слайд 32 Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча,

с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча

парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной.

Слайд 33Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они

применялись в ратном деле и у скоморохов. В прежние времена

бубном называли ударные инструменты, на которых натянута кожа.
Бубен известен восточным славянам с древнейших времен. Особенно широко они применялись в ратном деле и у скоморохов.

Слайд 34Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных

свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента нет. При археологических

раскопках в Новгороде в 1992 году были найдены две дощечки, которые, по предположению В. И. Поведкина, входили в комплект древних новгородских трещоток в ХII веке.
Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Письменных свидетельств упоминания в древней Руси этого инструмента

Слайд 35 Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек

длиной 16 – 18 см, сделанных обычно из дуба, соединенных

между собой веревкой, продетой в отверстия в верхней части дощечек..
Для того, чтобы дощечки вплотную прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной 2 см.
Трещотку берут за концы в обе руки, плавным движением платины ударяются друг о друга издавая сухой щелкающий звук. Широкое применение получили в оркестрах русских народных инструментах.
Состоят трещотки из набора 18-20 - тонких дощечек длиной 16 – 18 см, сделанных обычно

Слайд 36Составьте кроссворд

Составьте кроссворд

Слайд 37СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 38 Презентация представлена учителем музыки МБОУ № 12 г.о. Химки Московской

области Михайловой Г.В.

Презентация представлена  учителем музыки  МБОУ № 12 г.о.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика