Слайд 1 «Пирография
(выжигание по дереву)
в художественном оформлении
изделий из древесины».
Слайд 2
Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.
Методы, используемые на
занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.
Слайд 3Цель урока
приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном
оформлении изделий из древесины.
Слайд 4Задачи
Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия
из древесины.
Ознакомить с историей выжигания по дереву.
Развивать у учащихся:
Внимание;
Аккуратность;
Исполнительность;
Осмысленное выполнение
поставленной задачи;
Усидчивость;
Творческие способности;
Самостоятельность.
Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
Слайд 5План урока
Организационная часть – 3 мин.
Повторение пройденного материала – 5
мин.
Объяснение нового материала – 7 мин.
Практическая работа:
Ознакомление с ходом работы
– 2 мин.
Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.
Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.
Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
Проветривание.
Слайд 6Оборудование, материалы, инструменты
Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
Изделия из древесины, ранее
подготовленные для выжигания.
Выжигательные аппараты.
Выставка работ учащихся.
Слайд 8
1. Из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Примерные ответы учеников
Слайд 92.Что такое древесина?
Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого
состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных
воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.
Примерные ответы учеников
Слайд 103. Что собой представляет фанера?
Фанера – листовой древесный материал,
склеенные пластины с перекрестным расположением волокон.
Примерные ответы учеников
Слайд 11
4.Какие породы древесины вы знаете?
Хвойные и лиственные.
Примерные ответы учеников
Слайд 125.Какие свойства древесины вы знаете?
Физические.
Цвет – способность вызывать определенные зрительные
ощущения.
Блеск – способность отражать свет.
Плотность – количество массы в единице
объема.
Теплопроводность – способность передавать теплоту.
Электропроводность – способность проводить электроток.
Запах – свойство действовать на обоняние.
Влажность – содержание влаги в массе древесины.
Механические.
Прочность – способность выдерживать нагрузки.
Твердость – способность сопротивляться проникновению более твердых тел.
Упругость – способность восстанавливаться после прекращения действия внешних сил.
Примерные ответы учеников
Слайд 136. Что такое текстура?
Рисунок, получаемый на поверхности древесины после
разрезания древесных волокон
Примерные ответы учеников
Слайд 14
7. Обработка древесины.
Резать, пилить, строгать, шлифовать, расщеплять, гнуть, править, обжигать
Примерные ответы учеников
Слайд 157.Художественное оформление изделий из древесины.
Окрашивание, лакирование, вощение, резьба, обжиг, выжигание.
Примерные
ответы учеников
Слайд 17Существует несколько способов выжигания по дереву:
Пиротипия (горячее печатание клеймами),
пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом
пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.
Слайд 18 Выжигание по дереву известно уже давно. В той
или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре
любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.
Слайд 19 В ХХ веке появились первые электрические приборы для
выжигания.
В России это одно из популярных ремесел,
глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).
Слайд 23Последовательность работы
1.Выбор эскиза.
2.Подбор заготовки.
3.Перенос эскиза на заготовку.
4. Выжигание по разметке.
5.Контроль
и исправление ошибок.
Слайд 24Способы выжигания
Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без
отрыва. Прямые, волнистые линии.
Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек.
Заполнение фона.
Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
Слайд 25включать электровыжигатель только с разрешения учителя;
периодически при выжигании проветривать помещение;
не
оставлять прибор включенным в сеть без присмотра;
оберегать руки и одежду
от прикосновения иглы;
во время перерыва обязательно выключать прибор из сети, а инструмент класть на подставку;
Техника безопасности
Слайд 26Правила работы
Выжигать можно только по сухой древесине.
Для получения тонкой линии
электровыжигатель следует передвигать быстро.
Для получения толстой линии электровыжигатель следует передвигать
медленно.
Начинать выжигание нужно с контурных линий.
Слайд 27Оценивание качества. Подведение итогов.
Характеристика и оценивание по следующим критериям:
количество
выполненной работы;
качество;
аккуратность.
Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если
есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.
Слайд 31
Список литературы
А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение».
В.И.Коваленко. «Дидактический
материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
В.В.Финягин. « Дерево. Изделия
своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.