Слайд 2Пищевая промышленность
Пищевая промышленность – отрасль промышленности, объединяющая совокупность однородных пищевых
и перерабатывающих предприятий, перерабатывающая, как правило, сырье сельскохозяйственного происхождения.
На пищевую
промышленность и производство напитков приходится 6% мирового ВВП. Эта отрасль все в большей степени становится сферой международной интеграции.
Слайд 3Значение пищевой промышленности
Входит в состав АПК и обеспечивает заготовку, переработку
сельскохозяйственного сырья и реализацию конечного продукта
Пищевая промышленность призвана удовлетворять основные
потребности населения в важнейших продуктах питания в разнообразном ассортименте продукции
По числу занятых и по объему валовой продукции отрасль относится к числу важнейших отраслей хозяйства
Состояние этой отрасли хорошо отражает уровень жизни в разных странах мира, степень развития агропромышленного комплекса
Продукция отрасли – важный экспортный товар
Слайд 4Особенности отрасли
Массовость и повсеместность использования
Низкая транспортабельность сельскохозяйственного сырья, что объясняется
ухудшением его качества при длительных перевозках и хранении
Повсеместность размещения, что
резко выделяет пищевую промышленность среди других отраслей
Пищевая промышленность органически входит в состав любого районного территориально-производственного комплекса
Продовольственные товары имеют быструю окупаемость затрат на их изготовление
Слайд 5Особенности отрасли
Одна из наиболее динамичных и быстроизменяющихся отраслей в мире.
Производство направлено непосредственно на потребителя, что делает ее наиболее восприимчивой
к малейшим колебаниям рынка. Ассортимент продукции постоянно обновляется, отвечая изменяющимся вкусам потребителей.
Необходимость расфасовки в мелкую тару, соответствующую физическим свойствам продукта
Сезонность производства в ряде отраслей , которая отчасти сглаживается благодаря возможности перерабатывать несколько видов сырья
Слайд 6Размещение
Наличие потребителей продукции пищевой промышленности и разнообразие
сырья обусловливают повсеместное распространение предприятий этой отрасли
В зависимости
от степени влияния сырьевого и потребительского факторов пищевая промышленность делится на три группы:
- отрасли, ориентированные на источники сырья, - сахарная, маслодельная, молочная, масложировая и др.;
- отрасли, тяготеющие к местам потребления готовой продукции, - хлебопекарная, пивоваренная, кондитерская, макаронная, молочная и др.;
- отрасли, одновременно ориентированные на сырье и на потребителя, - мясная, мукомольная, табачная и др.
Слайд 7Проблемы
Важная проблема – устранение региональных диспропорций между производством отдельных сельскохозяйственных
продуктов и мощностями по их переработке.
Необходимость децентрализации размещения ряда отраслей,
максимального приближения их предприятий к сырьевым базам
Создание складских хозяйств и перерабатывающих предприятий непосредственно в сельской местности
Экологические, социальные и экономические проблемы, обусловленные изготовлением алкогольных напитков и табачной продукции
Слайд 8Продовольственная проблема
Производство продуктов питания имеет прямую связь с одной из
глобальных проблем человечества – продовольственной проблемой
Современная ситуация в мире характеризуется,
с одной стороны, наличием сотен миллионов голодающих в развивающихся странах, а с другой, избыточным производством продуктов питания в развитых странах, где проживает всего 1/5 жителей планеты
Слайд 9Взаимосвязь с другими отраслями
Слайд 10Отрасли пищевой промышленности
Консервная промышленность
Молочная промышленность
Мясная промышленность
Масложировая промышленность
Макаронная промышленность
Кондитерская промышленность
Винодельческая промышленность
Пивоваренная
и безалкогольных
напитков промышленность
Рыбная промышленность
Соляная промышленность
Сахарная промышленность
Табачная промышленность
Плодоовощная промышленность
Маслосыродельная промышленность
Хлебопекарная
промышленность
Слайд 11Мясная промышленность
Производство мяса на душу населения в среднем в мире
составляет 36 кг, но различия по странам очень велики: от
365 кг в год в Дании до 4,6 кг в Индии (за счет мусульманского населения, ибо индусы мясо не употребляют).
В структуре мирового производства мяса всех видов свинина занимает первое место — 39,1 %, на втором месте мясо птицы — 29,3 %, далее идут говядина — 25,0 %, баранина — 4,8 %, другие виды мяса — 1,8 %.
Слайд 12Тенденции мясной промышленности
Увеличение потребления диетических видов мяса (в первую очередь
птицы). Это отразилось на структуре производства мяса в мире (показатели
в мире составили по свинине 15 кг, по птице — 9 кг).
Азия становится главным регионом получения мяса.
Сокращается доля Восточной Европы.
Ведущим экспортером остается Западная Европа: до 47% поставок мяса в мире (наиболее крупные — Нидерланды, Франция и Дания). Северная Америка — вторая по значению в торговле мясом (20% мирового экспорта), а Океания (12%) - третья.
Слайд 13Рыбная промышленность
Основной тенденция - рост в Азии и Южной Америке:
на эти два региона приходится почти 3/4 добываемых в мире
морепродуктов.
Примечательно, что государства, имеющие выход в Тихий океан, дают более 70% продукции отрасли. Среди 10 ведущих государств по добыче рыбы и морепродуктов в мире 9 расположены в Тихоокеанском бассейне. Среди них нет ни одной западноевропейской страны, хотя они ведут активный лов в этом отдаленном океане.
Беспрецедентным стало лидерство КНР в этой отрасли, давшей более 1/5 ее продукции в мире.
Слайд 14Пищевая промышленность играет одну из важнейших ролей в экономике Республики
Казахстан. По данным Комитета по статистике РК за 2014 год,
доля данной отрасли в общем объеме промышленного производства Республики составляет 6,0%, в обрабатывающей промышленности - 18,1%.
Пищевая промышленность в Казахстане
Слайд 15Основную долю в структуре производства пищевых продуктов занимают молочная промышленность
(19,6%), мукомольная и крахмальная промышленность (19,1%), хлебобулочная промышленность (15,7%) и
мясная промышленность (13,8%).
Слайд 16Анализируя данные Комитета по статистике РК за 2014 год, мы
видим, что объемы производства по некоторым продуктовым позициям, выпускаемым в
РК, пока полностью не удовлетворяют спрос на продукцию внутри страны. Таким образом, существующий внутренний спрос страны компенсируется за счет импортной продукции, что, в долгосрочной перспективе, негативно скажется на экономике страны в целом.
Слайд 175 крупнейших пищевых компаний мира!!!!)
Слайд 18Coca-Cola один из самых дорогих брендов в мире. В общей
сложности продажи компании составили $47 млрд в прошлом финансовом году,
половина пришлась на флагманскую газировку. Концерн – крупнейший мировой производитель и поставщик концентратов, сиропов и безалкогольных напитков.
Слайд 19Французская молочная фирма очень хорошо прижилась в Россия, для нее
этот рынок даже крупнее родного. Группе принадлежит 57,7% компании «Юнимилк». Groupe Danone
– крупнейший в мире продавец молочной продукции: она составила больше половины от общего объема продаж компании в 2013 году. Danone также один из крупнейших в мире продавцов детского питания и бутилированной воды. Danone знаменита тем, что активно занимается внедрением зеленых технологий и предпринимает много усилий для снижения нагрузки производства на окружающую среду.
Слайд 20Mars выпускает, помимо одноименного батончика, M&Ms, Milky Way, Snickers и
Twix. Также компания владеет торговыми марками Uncle Ben's и Wrigley,
Whiskas и Pedigree. У компании несколько фабрик в России. Mars – единственный среди продовольственных гигантов находится в частной собственности. Доли распределены между тремя внуками Фрэнка Марса. Закрытость компании от прессы не позволяет точно представить степень участия членов семьи Марс в управлении бизнесом, однако известно, что Джон и Форрест Марсы формально ушли в отставку и передали управление действующему CEO Полу Майклзу. У экологов множество претензий к деятельности компании.
Слайд 21Nestle крупнейшая пищевая корпорация в мире. Компания производит растворимый кофе,
минеральную воду, шоколад, мороженое, бульоны, молочные продукты, детское питание, корм
для домашних животных, фармацевтическую продукцию и косметику. Более 2000 товарных знаков на 461 фабрике в 83 странах мира. У Nestle около 250 тысяч акционеров. Около 40% принадлежит швейцарским инвесторам.
Слайд 22Помимо известных лимонадных брендов, PepsiCo владеет рядом продуктовых торговых марок.
Компания является одним из крупнейших рекламодателей в мире. Advertising Age
оценил расходы корпорации в этой области за 2012 год в $2,5 млрд. PepsiCo сильно уступает Nestle по объемам выручки, зато слово из пяти букв, так же как и Соса-Cola, является одним из самых дорогих брендов в мире. После ряда приобретений российское отделение корпорации стало крупнейшим продуктовым производителем в нашей стране.