Слайд 1Письменная речь, чтение и письмо: психологический анализ
Чтение и письмо- близкие,
взаимосвязанные навыки, что определяется их историческим родством, сходством психологической структуры
и психофизиологических механизмов, синхронностью обучения этим навыкам в школе.
Слайд 2ЦЕЛЬ
1. Проследить «родственные отношения» чтения и письма при рассмотрении их
психологического состава
Слайд 4 С точки зрения методики обучения грамоте, обучение чтения первично по
отношению к письму. Ребенок сначала учится узнавать букву и соотносить
ее со звуком, называть, а затем обозначать звук усвоенной буквой
Слайд 5Основные компоненты, составляющие функциональную систему чтения
Мотив к деятельности
Ориентировка в задании
Ознакомление
с условиями
Определение цели
______________________________________
ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ:
- прослеживать текст взглядом, не отвлекаясь на
посторонние воздействия, не «теряя строку»
-постоянно контролировать себя
!!!!! ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ – произвольная регуляция чтения
Слайд 6Специфические для чтения операции (механизм зрительного восприятия)
1. ПЕРЕРАБОТКА зрительной информации.
Зрительное восприятие букв, слогов, слов. Механизм восприятия.
Гностический и глазодвигательный
механизмы чтения тесно связаны.
СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ
движения глаз САККАДЫ;
восприятие изображения
регрессивные движения глаз
антиципирующее движение глаз
Слайд 72. ПЕРЕРАБОТКА ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ (полимодальной) информации.
Зрительное восприятие графем (букв) при чтении
сопровождается их переводом в акустический, речедвигательный аналог – звук.
Процесс
перекодирования при чтении, перевода невербальной информации в вербальную.
СУЩНОСТЬ ПЕРВОГО ЭТАПА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКОМ ЧТЕНИЯ – УСВОЕНИЕ ЗВУКО-БУКВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ.
Слайд 83. ПЕРЕРАБОТКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПЕРЕРАБОТКА СЛУХОРЕЧЕВОЙ ИНФОРМАЦИИ - ПЕРЕВОД ГРАФЕМЫ
В ФОНЕМУ, ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ФОНЕМАТИЧЕСКИМ ВОСПРИЯТИЕМ.
В современной методике обучения грамоте принят
слоговой (позиционный) принцип чтения (МА, МЯ, МИ, ТУ, ТЮ)
Слайд 9ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ СТОРОНЕ РЕЧИ
Основная задача: овладение навыком слогослияния.
При объединении звуков
в слог необходимо:
перейти от изолированного звука к позиционному, т.е. выбрать
верный АЛЛОФОН (вариант звучания);
переработать кинестетическую информацию (отобрать нужные артикулемы, обеспечить плавность их слияния (серийную организацию движений).
По мере овладения ребенком технической стороной чтения происходит последовательное укрупнение оперативных единиц чтения.
Слайд 10
Этапы формирования навыков чтения (по Т.Г.Егорову):
1. Ступень овладения звуко-буквенными отношениями.
Оперативной единицей чтения является буква. Ребёнок демонстрирует побуквенное чтения.
2. Ступень
слогового чтения. Единицей чтения является слог.
3. Ступень становления синтетических приёмов чтения.
Тип чтения – слоговой с элементами синтетического.
4. Ступень синтетического чтения. Ребёнок оперирует целыми словами и группами слов, бегло и правильно прочитывает целые предложения.
ТЕХНИЧЕСКАЯ СТОРОНА СОЗДАЕТ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СМЫСЛОВОЙ СТОРОНЫ ЧТЕНИЯ.
Слайд 11ЧТЕНИЕ ОПЫТНОГО ЧИТАТЕЛЯ – ЭТО…
антиципирующее чтение, которое опирается на предвосхищение
смысла.
СМЫСЛОВАЯ СТОРОНА ЧТЕНИЯ
(В.Г.Горецкий, Т.Г.Егоров, Л.И.Тикунова, Л.С.Цветкова).
Условия понимания текста.
Развитие лексической стороны
речи (овладение прямым и переносным значением слов; сформированность словаря).
Овладение грамматическими представлениями как условие целостного понимания предложения.
Объём оперативной памяти
Избирательность активации (неспецифический компонент).
Слайд 12Психологическая структура письма
Произвольная регуляция (планирование, реализация и контроль актов письма).
Фонемное
распознавание (ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ).
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ состава слова (определение количества и последовательности
звуков).
Сохранение звуков в памяти.
ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ и ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ осуществляются слухо-артикуляторным путём.
5. РОЛЬ АРТИКУЛЯЦИИ в процессе письма.
Слайд 17Это интересно
Самуэль Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей»
Макдональд
Кричли «Дислексия развития»
Зденек Матейчек «Нарушения формирования чтения».
Стандартизованная методика диагностики
дислексии, которую я создал КОРНЕВ, во многом базируется на опыте Матейчека. Зденек Матейчек считал, что разработка оптимальных методов обучения чтению, учитывающих недостатки детей с дислексией, позволила бы вообще избежать дислексии.