Слайд 2План:
1. Цитата.
2. Проблема (тема), поднятая автором, ее актуальность.
3. Смысл высказывания.
4. Теоретическая часть
5. Собственная точка зрения.
6.
Аргументация на теоретическом уровне.
7. Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
8. Вывод.
Слайд 3Также обратите внимание на:
корректность теоретических положений;
грамотность объяснения ключевых понятий
логичность и
связанность рассуждений;
актуальность примеров (они должны быть из разных источников);
раскрытие разных
взглядов и разных позиций относительно рассматриваемого вопроса;
наличие выводов.
Слайд 4Выбираем цитату
Выбирая высказывания для эссе, вы должны быть уверены, что
-владеете основными понятиями той базовой науки, к которой оно относится;
-
чётко понимаете смысл высказывания;
- можете выразить собственное мнение (полностью или частично согласиться с высказыванием или опровергнуть его);
- знаете обществоведческие термины, необходимые для грамотного обоснования личной позиции на теоретическом уровне (при этом используемые термины и понятия должны четко соответствовать теме эссе и не выходить за её пределы);
- сумеете привести примеры из социальной практики, истории, литературы, а также личного жизненного опыта для подтверждения собственного мнения.
Слайд 5Критерий 1 – выявление проблемы
Риск №1: ключевые слова
«Неравенство- такой же
хороший закон природы, как и всякий другой». ( И. Шерр.).
«проблема
неравенства»?
насколько естественно неравенство, является ли оно чем-то присущим человеческому сообществу от природы
Риск №2: неточная формулировка
«Я понимаю, но не могу сформулировать…» - не аргумент и не причина
Отсутствие четкой формулировки может привести к тому, что
- эксперт попросту не найдет проблему высказывания в эссе;
- описав проблему двусмысленно и нечетко можно сбиться на другую проблему в ходе написания эссе
Слайд 6Риск №3: неоправданно усложнение
Сложные смыслы, абстрактные идеи и непонятные слова, усложнение
изначальных высказываний, слишком длинные логические цепочки.
Слайд 7Критерий 2 – теоретическая аргументация
ТЕОРИЯ
ТЕРМИНЫ
демонстрация максимума не МЕНЕЕ 2 напрямую
знаний, и теоретической относящихся к проблеме
аргументации
Если экономика – Маркс демократия и политическое Если прогресс – Тойнби и т.д. лидерство – одна тема, но не
связаны друг с другом
Слайд 8ДУМАЙТЕ, НЕ ЧТО ЕЩЕ ДОБАВИТЬ, А БЕЗ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ОБОЙТИСЬ!
Слайд 9Критерий 3 – аргументы в ЭССЕ по обществознанию
2 аргументы из 2 РАЗНЫХ источников
Слайд 10Фразы-клише - проблема
Данная проблема (темы) является актуальной в условиях… -
…глобализации общественных отношений;
- …формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
-
…обострения глобальных проблем современности;
- …особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- …развития международной интеграции;
- …современной рыночной экономики;
- …развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- …жесткой дифференциации общества;
…открытой социальной структуры современного общества;
- …формирования правового государства;
- …преодоления духовного, нравственного кризиса;
- …диалога культур;
- …необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Слайд 11Фразы-клише -основная мысль автора:
- «Смысл данного высказывания состоит в
том, что…»
- «Автор обращает наше внимание на то, что…»
- « Автор убежден в том, что…»
Слайд 12Фразы -клише - определение собственного мнения:
- «Я согласен с
автором в том, что…»
- «Нельзя не согласиться с автором данного
высказывания…»
«Автор был прав, утверждая, что…»
- «На мой взгляд, автор совершенно четко отразил в своем высказывании картину современной России (современного общества…ситуацию, сложившуюся в обществе…одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что…»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу…, но не могу согласиться с….»
- «А не задумывались ли вы над тем, что…?»
Слайд 13 Фразы-клише - оформление вывода:
«Таким образом, можно сделать вывод…»
- «Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…»
Слайд 14Введение - заключение
Особенности –
Общие высказывания;
Подведение к проблеме, которой посвящено эссе;
Не
нужно долгого вступления – одного-двух абзацев будет вполне достаточно
Слайд 15Основная часть
Особенности –
Тезис- аргумент; тезис- аргумент;
или
2) Факт- вывод; факты- вывод;
3) Тезис – несколько фактов, выводов (одну мысль подтверждаем несколькими иллюстрациями);
4) Тезис - короткая законченная мысль, которую хочет донести автор до читателя эссе
Аргумент - некое доказательство тезиса.
+ тезис можно использовать как перед выводом, так и после, если это позволяет сделать используемый пример.
Слайд 16Важно
Соблюдение законов логики:
зафиксируйте тезисы; — подберите к каждому тезису
несколько аргументов;
выстройте тезисы в логической последовательности: одна мысль должна вытекать
из другой.
перед вами будет уже подробный план, тогда начинаем писать текст