Разделы презентаций


ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33 Специальность: : 44.02.01 Дошкольное образование, углубленный

Содержание

Беседа по вопросам.Какой раздел языкознания называется грамматикой? Что изучает морфология? Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма? Какие части речи называются самостоятельными и какие служебными? -

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33
 
Специальность: : 44.02.01 Дошкольное образование,
углубленный уровень

подготовки
Курс: 1, группа № 15
 Дисциплина Русский язык
 Дата 11.

03. 19

Тема: Исследование текста с целью освоения основных понятий морфологии: грамматические категории и грамматические значения; выведение алгоритма морфологического разбора. (Практическое занятие № 19)
 
Учебная цель: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор.
Учебные задачи:
1. Научиться определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.
2. Совершенствовать умение производить морфологический разбор.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ № 33 Специальность: : 44.02.01 Дошкольное образование, углубленный уровень подготовки Курс: 1, группа № 15 Дисциплина Русский

Слайд 2Беседа по вопросам.
Какой раздел языкознания называется грамматикой?
Что изучает морфология?


Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая форма?
Какие части

речи называются самостоятельными и какие служебными?
 
-
Беседа по вопросам.Какой раздел языкознания называется грамматикой? Что изучает морфология? Что такое грамматическое значение, грамматическая категория, грамматическая

Слайд 3Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов.
Части речи

– это основные лексико-грамматические классы слов (самостоятельные и служебные части

речи, модальные слова и междометия).
Грамматическими свойствами слов являются грамматические значения, средства выражения грамматических значений, грамматические категории.

Морфология — это раздел грамматики, изучающий грамматические свойства слов. Части речи – это основные лексико-грамматические классы слов (самостоятельные

Слайд 4Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ

и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное (стандартное) выражение, например,

значение падежа имён существительных, времени глагола и т. п.
Грамматическая форма — внешнее языковое выражение грамматического значения в каждом конкретном случае употребления слова. Каждую отдельную грамматическую форму называют словоформой.
Грамматическая категория — это система противопоставленных друг другу рядов грамматических форм с однородными значениями. В русской грамматике выделяются именные морфологические категории рода, одушевлённости/неодушевлённости, числа, падежа, степени сравнения; глагольные категории вида, залога, наклонения, времени и лица.

Грамматическое значение — обобщённое, отвлечённое языковое значение, присущее ряду слов, словоформ и синтаксических конструкций, находящее в языке своё регулярное

Слайд 5Задание 1.
Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в

них использованы-.
Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не

было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.


Задание 1. Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы-.	Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую

Слайд 6Задание 1.
Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в

них использованы-.
Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую оба глаза, не

было видно ничего, кроме блеска ослепительных молний.


Задание 1. Прочитайте предложение и укажите, какие части речи в них использованы-.	Но, увы, сквозь эту пыль, залеплявшую

Слайд 7Задание 2.
Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два

и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п. ед.ч.);

2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение; 3) постоянные признаки: падеж, число.
Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.
Левинсон – нач.ф. Левинсон, собств., одуш.,
людьми – нач.ф. человек,
чувство –
самосохранения –
инстинкт –
Задание 2. Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два и разберите их по плану: 1) начальная

Слайд 8Задание 2.
Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два

и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п. ед.ч.);

2) постоянные признаки: собственное/ нарицательное, одушевленное/неодушевленное, род, склонение; 3) постоянные признаки: падеж, число.
Левинсон глубоко верил в то, что движет людьми не только чувство самосохранения, но и другой не менее важный инстинкт.
Левинсон – нач.ф. Левинсон, собств., одуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.
людьми – нач.ф. человек, нариц., одуш., м.р., 2-е скл., тв.п., мн.ч.
чувство – нач.ф. чувство, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.
самосохранения – нач.ф. самосохранение, нариц., неодуш., ср.р., 2-е скл., род.п., ед.ч.
инстинкт – нач.ф. инстинкт, нариц., неодуш., м.р., 2-е скл., им.п., ед.ч.
Задание 2. Прочитайте текст. Найдите в нем существительные, выпишите два и разберите их по плану: 1) начальная

Слайд 9Задание 3.
Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы.
Алые

паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек, вороной конь, голосистый

соловей, душевный человек, зеленый луг, здоровый ребенок, лесной край, мамин платок, Наташины глаза, отцово ружье, павлиньи перья, проездной билет, сентябрьские узоры, стеклянная витрина, умный ответ, умственная работа, яркие впечатления, яровые посевы.
 
Задание 3. Определите разряд прилагательных по значению, выделите суффиксы. 	Алые паруса, ароматный запах, белорусский напев, близкий человек,

Слайд 10Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета

и отвечает на вопросы какой? чей? (белый пароход; лисий хвост).

Имя прилагательное изменяется по родам, числам и падежам. В предложении оно чаще всего бывает определением и сказуемым.
Прилагательные делятся на качественные, относительные и притяжательные.
1. Есть прилагательные, которые обозначают к а ч е с т в о предмета, то есть такой признак, который может быть у предмета в большей или меньшей степени: сильный - более сильный - очень сильный. Такие прилагательные называют к а ч е с т в е н н ы м и. С помощью качественных прилагательных можно дать общую оценку предмету (красивое лицо, безобразное поведение), охарактеризовать предмет по величине (большое яблоко), по в е с у (тяжёлая сумка), по запаху (душистая груша), по температуре (теплое молоко), по действию (пугливый заяц) и т. п. Качественные прилагательные помогают дать характеристику человеку или другому живому существу: его внешним качествам (худой, загорелый, румяный, юркий) и внутренним свойствам (добрый, мудрый, гордый и: т. д.).
Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? (белый

Слайд 11Задание 4.
В предложениях найдите прилагательные и разберите их по

плану(по одному каждого разряда): 1) начальная форма ( им.п. ед.ч.,

м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.
Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.
громче – нач.ф. громкий,
слышны – нач. ф., слышный,
птичьи – нач.ф. – птичий, притяж,,
березовой – нач.ф.  
Задание 4. В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану(по одному каждого разряда): 1) начальная форма

Слайд 12Задание 4.
В предложениях найдите прилагательные и разберите их по

плану(по одному каждого разряда): 1) начальная форма ( им.п. ед.ч.,

м.р.); 2) постоянные признаки: качественное, относительное, притяжательное; 3) непостоянные признаки:а) у качественных: степень сравнения, краткая/полная форма; б) род, число, падеж.
Все громче птичьи голоса, которые слышны в березовой роще.
громче – нач.ф. громкий, качеств., сравн.ст.
слышны – нач. ф., слышный, качеств., кр.ф., мн.ч.
птичьи – нач.ф. – птичий, притяж,, мн.ч., им.п.
березовой – нач.ф. березовый, относит., ж.р., ед.ч., предл.п.
 
Задание 4. В предложениях найдите прилагательные и разберите их по плану(по одному каждого разряда): 1) начальная форма

Слайд 13Задание 5.
Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану:

1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по

значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.
двое – нач.ф. двое;
три –
второму –
пятьсот –
семьдесят –
Задание 5. Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки:

Слайд 14Задание 5.
Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану:

1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки: простое/составное; разряд по

значению (количественное, неопределенно-количественное, порядковое, собирательное, дробное); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Образец: двое саней и три подводы везли уже по второму разу пятьсот семьдесят килограммов песка.
двое – нач.ф. двое; собир., им.п.
три – нач.ф. три; простое, колич., им.п.
второму – нач.ф. второй; простое, порядк., собир., дат.п., ед.ч., м.р.
пятьсот – нач.ф. пятьсот; сложное, колич., им.п.
семьдесят – нач.ф. семьдесят; сложное, колич., им.п.
 
Задание 5. Перепишите, обозначая числа словами. Разберите числительные по плану: 1) начальная форма (им.п.); 2) постоянные признаки:

Слайд 15Задание 6.
Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану:

1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по

значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.
Задание 6.Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные

Слайд 16Задание 6.
Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану:

1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные признаки: разряд по

значению, лицо (у личных местоимений); 3) непостоянные признаки: падеж, число (если есть), род (если есть).
Я вообразил себе, что вместе со всеми моими товарищами попал в сказочный лес.
я – нач.ф. я; личн., 1-е л.; им.п. ед.ч.
себе – нач.ф. себя; возвр., дат п.
всеми – нач.ф. весь; опред., тв.п., мн.ч.
моими – нач.ф. мой; притяж., тв.п., мн.ч.
Задание 6.Найдите в предложениях местоимения и разберите их по плану: 1) начальная форма (им.п., ед.ч.); 2) постоянные

Слайд 17Задание 7.
Найдите в предложениях глаголы и разберите два из

них по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид,

спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.
Я хотел бы выяснить, как делается стекло.
Задание 7. Найдите в предложениях глаголы и разберите два из них по плану: 1) неопределенная форма; 2)

Слайд 18Задание 7.
Найдите в предложениях глаголы и разберите два из

них по плану: 1) неопределенная форма; 2) постоянные признаки: вид,

спряжение, переходный/непереходный, наклонение; 3) непостоянные признаки: число, время, лицо, род.
Я хотел бы выяснить, как делается стекло.
хотел бы – неопр.ф. хотеть; несов.вид, разноспряг., неперех., условн. накл, ед.ч., м.р.
выяснить – неопр.ф. выяснить; сов.вид, II спр., перех.
делается – неопр.ф. делаться; несов.вид, I спр., неперех., изъявит.накл.,; ед.ч., наст.вр., 3-е лицо.
Задание 7. Найдите в предложениях глаголы и разберите два из них по плану: 1) неопределенная форма; 2)

Слайд 19Морфологический разбор частей речи

Морфологический разбор частей речи

Слайд 20Имя существительное

Подсказка. Если какое-нибудь существительное окажется в предложении вместе с

предлогом, не забудь об этом упомянуть. Это важно!
Морфологический разбор частей

речи

Поставь существительное в начальную форму

Расскажи всё, что можно узнать о существительном по начальной форме

Назови форму, в которой существительное оказалось в предложении

Одуш./ неодуш.

род

Тип скл.

падеж

число

1

2

3

Имя существительноеПодсказка. Если какое-нибудь существительное окажется в предложении вместе с предлогом, не забудь об этом упомянуть. Это

Слайд 21Морфологический разбор частей речи
а) Морфологический разбор существительного
 
Определение

морфологических признаков: постоянные признаки -род (м., ж., ср.), собственное (нарицательное),

одушевлённое (неодушевлённое), склонение (1-е - м., ж. род на -а, -я; 2-е - м. род с нулевым окончанием, ср. род на – о, -е; 3-е - ж. род оканч. на мягкий знак); непостоянные признаки - число, падеж.
Образец:
I. В небе - существительное,
II. Н.ф. - небо, нарицательное, неодушевлённое, ср. род, 2-е склонение; в ед. числе, в предложном падеже;
III. (где?) в небе.

Морфологический разбор частей речиа) Морфологический разбор существительного    Определение морфологических признаков: постоянные признаки -род (м., ж.,

Слайд 22б) Морфологический разбор глагола
Поставь глагол в начальную форму
Расскажи, что можно

узнать о глаголе по начальной форме

Назови форму в которой глагол

оказался в предложении
или

вид

Тип спр.

время

Число и род

Лицо и число

1

2

3

б) Морфологический разбор глаголаПоставь глагол в начальную формуРасскажи, что можно узнать о глаголе по начальной формеНазови форму

Слайд 23б) Морфологический разбор глагола
 
Определение морфологических признаков: постоянные

признаки -вид (совершенный - что сделать?, несовершенный - что делать?),

переходный (способный управлять существительным в вин. падеже без предлога), непереходный, спряжение (I или II), возвратный (невозвратный); непостоянные признаки - время (прошедшее, настоящее, будущее), наклонение (изъявительное, сослагательное (условное), повелительное), лицо, число, род (в прошедшем времени).
Образец:
I. Проплыл - глагол,
II. Н.Ф. - проплыть, совершенный вид, непереходный, изъявительное наклонение, I спряжение, невозвратный; в прошедшем времени, в ед. числе, в м. роде,
III. В предложении – сказуемое.

б) Морфологический разбор глагола    Определение морфологических признаков: постоянные признаки -вид (совершенный - что сделать?, несовершенный

Слайд 24в) Морфологический разбор деепричастия (особая форма глагола)
 
Определение

морфологических признаков: постоянные признаки -вид (совершенный или несовершенный), неизменяемость.
Образец:

Набирая - деепричастие, набирая, несовершенный вид, неизменяемый, в предложении - обстоятельство.

в) Морфологический разбор деепричастия (особая форма глагола)    Определение морфологических признаков: постоянные признаки -вид (совершенный или

Слайд 25г) Морфологический разбор причастия (особая форма глагола)
 
Определение морфологических признаков: постоянные

признаки - вид (совершенный или несовершенный), время, действительное (страдательное); непостоянные

признаки - полная или краткая форма (у страдательных причастий), падеж (у причастий в полной форме), число, род.
Образец:
Проплывающую — причастие, проплывающий, действительное, настоящего времени; в винительном падеже, в ед. числе, в ж. роде, в предложении - определение.

г) Морфологический разбор причастия (особая форма глагола) Определение морфологических признаков: постоянные признаки - вид (совершенный или несовершенный), время,

Слайд 26Имя прилагательное

 
Назови начальную форму прилагательного

Найди существительное, с которым оно

согласуется
Назови форму, в которой прилагательное оказалось в предложении
род
число
падеж
1
2
3

Имя прилагательное  Назови начальную форму прилагательногоНайди существительное, с которым оно согласуетсяНазови форму, в которой прилагательное оказалось в

Слайд 27д) Морфологический разбор прилагательного
 
Определение морфологических признаков: постоянные

признаки - разряд (качественное, относительное, притяжательное); непостоян­ные признаки - степень

сравнения качественных прилагательных (сравнительная, превосходная), в полной или краткой форме (каче­ственное), род, число, падеж.
Образец:
(В) призрачном - прилагательное, прозрачный, качественное; в полной форме, в м. роде, в ед. числе, в предложном падеже; в предло­жении - определение.

д) Морфологический разбор прилагательного    Определение морфологических признаков: постоянные признаки - разряд (качественное, относительное, притяжательное); непостоян­ные

Слайд 28е) Морфологический разбор наречия
 
Определение морфологических признаков: постоянные

признаки - разряд по значению (образа действия, места, времени, причины,

цели, меры и степени); непостоянные признаки - степень сравнения (в наречиях, образованных от качественных прилагательных).
Образец:
Медленно - наречие, неизменяемое, образа действия.

е) Морфологический разбор наречия    Определение морфологических признаков: постоянные признаки - разряд по значению (образа действия,

Слайд 29ж) Морфологический разбор числительного
 
Определение морфологических признаков: постоянные

признаки - простое (составное), количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое;

непостоянные признаки - род (если есть), число (если есть), падеж. 
Образец: 
Первый - числительное, первый, простое, порядковое; в м. роде, в ед. числе, в именительном падеже; в предложении - определение.

ж) Морфологический разбор числительного    Определение морфологических признаков: постоянные признаки - простое (составное), количественное (целое, дробное,

Слайд 30з) Морфологический разбор предлога
 
Образец:
 
С - предлог, простой, непроизводный.

з) Морфологический разбор предлога  Образец: С - предлог, простой, непроизводный.

Слайд 31и) Морфологический разбор союза
 
Образец:
 
И- союз, сочинительный, соединительный.

и) Морфологический разбор союза  Образец: И- союз, сочинительный, соединительный.

Слайд 32Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области
Министерство образования Самарской области
государственное

бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Самарской области
«Кинель – Черкасский сельскохозяйственный

техникум»
 
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской областиМинистерство образования Самарской областигосударственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Самарской области «Кинель

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика