Слайд 1Планирование и контроль в физическом воспитании
План лекции:
Планирование в физическом воспитании
Педагогический контроль в физическом воспитании
Слайд 2
– это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность
целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов
учебно-воспитательного процесса с конкретным контингентом занимающихся.
Планирование физического воспитания
Слайд 3Виды планирования
Перспективное планирование – это планирование на длительный срок, обычно
на несколько лет. В образовательных учреждениях на год.
Текущее (этапное) планирование
охватывает периоды средней продолжительности (месяц, четверть, семестр, мезоцикл).
Оперативное (краткосрочное) планирование осуществляется на ближайшее время (микроциклы и отдельные занятия).
Слайд 4Требования к планированию в физическом воспитании
Целевая направленность педагогического процесса,
Всесторонность
планирования задач педагогического процесса,
Учет закономерностей физического воспитания,
Конкретность планирования
Слайд 5Требования к планированию в физическом воспитании
1. Целевая направленность педагогического процесса
Содержание педагогического процесса (средства, методы и формы организации), должно обеспечивать
достижение поставленной цели.
Намеченная цель должна быть реальной. Поэтому необходимо трезво оценить возможности для ее достижения.
Основой для разработки целевых установок служат программно-нормативные положения (разрядные нормы и требования спортивной классификации, требования государственных программ по физическому воспитанию для различных контингентов населения).
Слайд 6Требования к планированию в физическом воспитании
2. Всесторонность планирования задач
педагогического процесса. В плане рекомендуется предусматривать образовательные, оздоровительные и общевоспитательные
задачи и намечать соответствующие им средства, методы и формы организации занятий.
3. Учет закономерностей физического воспитания. Необходимо учитывать объективные закономерности формирования двигательных умений и навыков, развития двигательных способностей и усвоения знаний.
Слайд 7Требования к планированию в физическом воспитании
4. Конкретность планирования.
Требование
состоит в строгом соответствии намечаемых задач, средств и методов физического
воспитания подготовленности занимающихся и условиям занятий (учебно-материальная база, климатические условия и пр.).
Слайд 8Методическая последовательность планирования
1. Собираются исходные сведения о контингенте занимающихся,
для которого предстоит составить план (о состоянии здоровья, уровне физической
и спортивно-технической подготовленности и др.).
Сведения получают посредством собеседования, анкетирования, контрольных испытаний (тестирования), использования данных врачебно-физкультурного обследования.
Слайд 9Методическая последовательность планирования
2. Определяются и конкретизируются цели и задачи
учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контингенту занимающихся и конкретным условиям
ведения занятий.
3. Устанавливаются нормативы и требования, которые рекомендуется выполнить занимающимся на соответствующих этапах.
Слайд 10Методическая последовательность планирования
4. Определяются разделы программы занятий и расчет
учебного времени на прохождение, теоретического и практического содержания программы.
5. Устанавливается
последовательность прохождения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечаемые нагрузки по объему и интенсивности.
Слайд 11Методическая последовательность планирования
6. Определяется общая организация работы по реализации
плана. Подбираются методы и формы занятий для решения поставленных педагогических
задач.
7. В заключение приступают к сводному оформлению плана. При этом просматриваются и согласуются все его пункты, разделы, параметры нагрузок и т.д.
Слайд 12Основные документы планирования в физическом воспитании
учебный план,
учебная программа,
план-график учебного процесса,
рабочий
(тематический) план,
расписание занятий,
планы-конспекты занятий.
Слайд 13Типы документов планирования по функциональному назначению
Документы, определяющие основную направленность и
содержание учебного процесса (учебный план и учебная программа. Эти документы
являются государственными и обязательными для выполнения.
Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и расписание занятий)
Документы методического характера, в которых преимущественно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).
Слайд 14Основные документы планирования в физическом воспитании
Учебный план представляет собой основной
(исходный) документ, на основе которого осуществляется вся многогранная работа по
физическому воспитанию в государственных учебных заведениях всех уровней.
Учебным планом устанавливаются: а) общая продолжительность занятий по ФК; спортивной специализации в ДЮСШ и других спортивных школах; б) разделы (виды) программного материала с указанием часов на их прохождение по годам обучения.
Слайд 15Основные документы планирования в физическом воспитании
Учебная программа – это документ
планирования учебной работы, в котором определяются:
а) целевые установки и
общие задачи педагогического процесса: в общеобразовательной школе – курса физического воспитания, в ДЮСШ – спортивной тренировки по избранному виду спорта;
Слайд 16Основные документы планирования в физическом воспитании
б) объем знаний, умений и
навыков, которыми следует овладеть занимающимся в планируемый срок занятий, и
перечень основных физических упражнений и других средств, обеспечивающих решение поставленных задач;
в) уровень теоретической, общефизической и спортивной подготовленности, выраженный в зачетных требованиях и учебных нормативах (тестовых показателях), который рекомендуется достигнуть занимающиеся на каждом году и по окончании обучения в образовательном учреждении.
Слайд 17Основные документы планирования в физическом воспитании
Программа по физическому воспитанию состоит
в основном из 4 разделов:
1) уроки физической культуры;
2)
физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня;
3) физическая культура во внеурочное время;
4) физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.
Слайд 18Основные документы планирования в физическом воспитании
План-график учебного процесса определяет последовательность
прохождения материала теоретического и практического разделов учебной программы по месяцам
и неделям на протяжении одного года (учебного – в общеобразовательной школе и годичного цикла спортивной тренировки в ДЮСШ).
В плане-графике также указывается количество часов на каждый раздел и распределение времени по неделям в течение года.
Слайд 19Основные документы планирования в физическом воспитании
Рабочий (тематический) план представляет собой
последовательное изложение содержания каждого урока учебной четверти (семестра). В рабочем
плане в более конкретизированном виде, чем в плане-графике, представлены используемые средства и отражена методика обучения двигательным действиям и развития двигательных способностей.
Слайд 20Основные документы планирования в физическом воспитании
В содержание рабочего плана входят:
1) конкретные учебно-воспитательные задачи уроков (общие и частные);
2) теоретические
сведения по физическому воспитанию;
3) основные средства (физические упражнения), способы их применения и величины нагрузок (с указанием их объема и интенсивности на каждый урок);
4) контрольные упражнения (тесты) для определения успешности освоения программного материала и уровня физической подготовленности учащихся.
Слайд 21Основные документы планирования в физическом воспитании
Расписание занятий рекомендуется выдерживать стабильным
и предусматривать примерно равные промежутки времени между занятиями по физическому
воспитанию.
Слайд 22Основные документы планирования в физическом воспитании
План-конспект урока (занятия) разрабатывается на
каждое конкретное занятие на основе рабочего плана и представляет собой
полный детализированный сценарий предстоящего урока. В нем указываются номер занятия по рабочему плану, основные и частные задачи урока, подбираются необходимые средства для их решения с указанием параметров нагрузки (количество повторений, интенсивность, продолжительность) и отдыха по всем упражнениям, разрабатываются организационно-методические указания.
Слайд 23
Педагогический контроль – это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных
показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.
Слайд 24Виды педагогического контроля
Предварительный,
Оперативный,
Текущий,
Этапный,
Итоговый.
Слайд 25
проводится обычно в начале учебного года. Он предназначен для
изучения состава занимающихся (состояние здоровья, физическая подготовленность, спортивная квалификация) и
определения готовности учащихся к предстоящим занятиям. Данные такого контроля позволяют уточнить учебные задачи, средства и методы их решения.
Предварительный контроль
Слайд 26
предназначен для определения срочного тренировочного эффекта в рамках одного
учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.
Контроль за оперативным состоянием занимающихся осуществляется по таким показателям, как дыхание, работоспособность, самочувствие, ЧСС и т.п. Данные оперативного контроля позволяют оперативно регулировать динамику нагрузки на занятии.
Оперативный контроль
Слайд 27
проводится для определения реакции организма занимающихся
на нагрузку после занятия. С его помощью определяют время восстановления
работоспособности занимающихся после разных (по величине, направленности) физических нагрузок. Данные текущего состояния занимающихся служат основой для планирования содержания ближайших занятий и величины физических нагрузок в них.
Текущий контроль
Слайд 28
Этапный контроль
служит для получения информации
о кумулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной
четверти или семестра. С его помощью определяют правильность выбора и применения различных средств, методов, дозирования физических нагрузок занимающихся.
Слайд 29
Итоговый контроль
Проводится в конце учебного
года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени
решения поставленных задач, выявления положительных и отрицательных сторон процесса ФВ.
Данные итогового контроля являются основой для последующего планирования учебно-воспитательного процесса