Слайд 1
Планирование в эпоху Интернета:
предмет для новой экономической теории
Фриман Алан, (Alan
Freeman), Moscow 12 May 2019
Слайд 2Планирование: почему нужна теория?
Отождествление с советской экономикой — центр
всей западной дезинформации
Страх капиталистов, оно мешает использовать деньги по своему
усмотрению
Плановая экономика обычно высмеивается неоклассическими экономистами, которые утверждают,
- ее неэффективность
- ее диктаторский характер
- эффективность рынка, реализующего настоящую свободу (Хайек - Hayek), потому что он координирует индивидуальные стремления
«Дискуссия о социалистических расчетах» утверждает математическую невозможность планирования.
На самом деле, планирование практически более эффективно,
В принципе оно более демократично и обеспечивает большую свободу
«Разновидности планирования» - может быть диктаторское планирование так же, как может быть диктаторская рыночная система.
Нужна теория планирования, чтобы полностью реализовать потенциал освобождения человечестваю
Слайд 3Миф 1: Рынок работает лучше планирования
К 1982 году советский ВВП
на душу населения в пересчете на ППС составлял 80% от
ВВП в странах Севера и в четыре раза больше, чем ВВП остальных стран Юга.
Он рос относительно стран Севера с 1950 по 1986 год, в то время как на остальном Юге падал
После шоковой терапии он рухнул до уровня Юга
При Путине рост несколько восстановился, но сейчас это (относительное) восстановление достигло максимума
Слайд 4Миф 2: Богатство Севера вызвано отсутствием планирования
На самом деле, планирование
распространено повсюду
В Мэрии Большого Лондона планирование осуществляется согласно законодательству (это
была моя работа)
Все корпорации планируют поминутно
Я внедрял систему планирования «точно в срок» для производства Sony в 1980-х годах.
В настоящее время автоматизированная логистика - это «сила производства»
Современные вычислительные методы находятся в центре этой революции
Планирование - это еще одно название демократического контроля над жизнью.
Реальное возражение неоклассиков - не «планирование само по себе», а демократический контроль над инвестициями.
Слайд 5Миф 3: планирование мешает свободе
Все ненавидят бюрократию - но почему?
НЕ
потому что планирование уменьшает нашу свободу
А потому что бюрократизм дает
бюрократу - власть над другим человеком
Это открывает двери для коррупции, злоупотреблений, привилегий и т. д.
Реальная проблема заключается в том, есть ли у нас правила, то есть закон
Все согласны, что должно быть установлено, по какой стороне дороги ездить.
Возражения вызывают гаишники
Никто не жалуется, что «автомобили с автоматическим управлением» уменьшат нашу свободу
Раз люди так считают, то почему богатые люди нанимают водителей?
Никто не возражает, когда машина берет на себя работу бюрократа
Автоматизация, а не рынок, - вот способ уменьшить бюрократию
Задача современной теории планирования - найти правильное со-отношение человека и машины
Другими словами, демократический контроль над «средствами управления»
Слайд 6Миф 4: планирование слишком сложно
«Дискуссия о социалистических расчетах» предполагает контроль
за точным движением всего
Это не планирование
Планирование переводит общие социальные и
экономические цели в правила, регулирующие социальное поведение
И мобилизует инвестиции там, где нужны большие мощности
Если Лондон решил увеличить роль общественного транспорта. Как этого добиться?
Минимизировать поездки частных машин путем введения платы за въезд
Больше автобусов, больше метро и железнодорожных линий
Дешевые льготные тарифы для пожилых людей и молодежи
30 миллиардов фунтов стерлингов наа «Crossrail» - скоростное железнодорожное сообщение
Ничто из этого не требовало детального контроля каждой поездки
Нужно было социальное согласие
Нужны были веские доказательства
Нужно было много денег
Слайд 7Незапланированный рост Лондона
Изменения в населении 1961-1999
В период с 1983 по
2000 год население Лондона выросло на 700 тысяч человек.
Это больше,
чем проживало Бристоле, пятом по величине городе Великобритании
Жилищный фонд оставался неизменным, не было нового транспорта, очень мало школ и почти никаких больниц.
Тэтчер утверждала, что об этом позаботится «рынок»
Источник: Planning for London’s Growth
Слайд 8Why a transport plan was needed
The market didn’t take care
of it.
The red line shows how many were traveling
The blue
line shows how much was invested
Source: ‘Planning for London’s Growth’, the GLA’s first economic development plan
Слайд 9Почему был нужен план мероприятий по транспорту?
Рынок не позаботился об
этом.
Красная линия показывает количество поездок
Синяя линия показывает, сколько было инвестировано
Источник:
«Планирование роста Лондона», первый план экономического развития Мэрии Большого Лондона
Слайд 10Планирование в современной экономике
Принципиальный сдвиг: к автоматизированной экономике обслуживания
Слайд 11The unstoppable rise of services
Слайд 13Elements of a democratic economy
Invest in social capital
Decent wages, social
care, health, education and culture
Create a workforce that is
healthy, productive, and enjoys life
Creative and science economy as the driver of growth
An infrastructure that supports humans
A harmonious built and natural environment
Clean power
Infrastructure: housing, transport, schools
Democratic control of the means of administration
Automation, automation, automation
A rule-driven system of regulation
Transparent and democratic control of the rules
Harness the internet to empower humans
Слайд 14Элементы демократической экономики
Инвестиции в социальный капитал:
- Достойная заработная плата, социальное
обеспечение, здравоохранение, образование и культура
- Создание здоровой, продуктивной и жизнерадостной
рабочей силы.
- Творческая и научная экономика как драйвер роста
Инфраструктура, поддерживающая людей
- Гармоничная антропогенная и естественная окружающая среда
- Чистая энергия
Инфраструктура: жилье, транспорт, школы
Демократический контроль над средствами управления
Автоматизация, автоматизация, автоматизация
Система регулирования на основе правил
Прозрачный и демократический контроль над правилами
Интернет для расширения власти людей