Слайд 1Плавание как средство развития физической подготовленности дошкольников
Выпускная квалификационная работа
Рязанова
Дениса Александровича
Научный руководитель: к.п.н., доцент
Анфилатова Ольга Викторовна
Слайд 2Методологические положения
Объект исследования – процесс обучения плаванию детей дошкольного
возраста
Предметом исследования является экспериментальная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
как средства улучшения показателей физической подготовленности детей 6–7 лет
Гипотеза. Предполагается, что применение экспериментальной методики обучения плаванию, основанной на применении игр в воде будет способствовать улучшению показателей физической подготовленности детей 6–7 лет
Слайд 3
Положения, выносимые на защиту:
1. Экспериментальное содержание методики обучения плаванию дошкольников
2.
Результаты, полученные в ходе эксперимента
Слайд 4Цель исследования
улучшение показателей физической подготовленности дошкольников
Задачи исследования:
Проанализировать литературные источники
по проблеме исследования
Разработать содержание экспериментальной методики обучения плаванию детей дошкольного
возраста
Проверить экспериментальную методику обучения плаванию на практике
Слайд 5Методы исследования
Для решения поставленных задач в
работе были использованы следующие методы исследования:
Анализ литературных
источников
Педагогический эксперимент
Педагогическое тестирование
Математико-статистические методы обработки результатов
Слайд 6Организация исследования
Исследования проводились в бассейне ВятГГУ г. Кирова
с сентября 2006 года по декабрь 2008 года
На первом этапе осуществлялся анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Определялись цели, задачи и методы исследований
На втором этапе проводился педагогический эксперимент. Были сформированы две группы: первая – контрольная, вторая – экспериментальная. Всего в исследовании приняло участие 18 детей в возрасте 6–7 лет
В ЭГ занятия по плаванию проводились 2 раза в неделю (Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкадан Е. Н. , 2006) В КГ занятия по плаванию были без игрового компонента (Соколова Н. Г., 2007)
На третьем этапе исследование завершилось статистической обработкой полученных данных и их интерпретацией
Слайд 7
Экспериментальная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
Игровой метод – обязательное
методическое требование физического воспитания
Широкое применение игрового метода на занятиях плаванием
является обязательным требованием физического воспитания Для этого метода характерны:
– эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
– вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;
– умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
– комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе (Карпенко Е. Н., Коротнова Т. П., Кошкодан Е. Н., 2006)
Слайд 10Распределение времени между разделами обучения:
1. Упражнения по ознакомлению со свойствами
воды – 10,2%
2. Упражнения, обучающие погружению и всплытию – 3,3%
3.
Упражнения для выработки навыков лежания – 9,5%
4. Упражнения для выработки навыков скольжения – 25,7%
5. Упражнения, обучающие дыханию – 13,6%
6. Упражнения, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения – 31,4%
7. Упражнения на овладение простейшими прыжками – 6,3%
Слайд 11Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение
Как видно из таблицы
1 различие в показателях физической подготовленности детей в начале эксперимента
не существенны и недостоверно (Р>0,05), что говорит о незначительных различиях в показателях ЭГ и КГ, что позволяет начать эксперимент
Слайд 12Таблица 1
Сравнительные результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста
в начале
эксперимента (декабрь 2007) n=9
Слайд 13Таблица 2
Сравнительные результаты тестирования физической подготовленности детей дошкольного возраста
в конце
эксперимента (май 2008) n=9
Слайд 14В ходе итогового тестирования физической подготовленности (таблица 2) можно видеть достоверность
в показателях (Р < 0,05):
прыжок в длину с места;
метание
набивного мешочка как правой, так и левой рукой;
Проба Ромберга на правой ноге;
сила кисти правой и левой руки.
В таких показателях как наклон вперед из положения сидя и проба Ромберга на левой ноге достоверных результатов получить не удалось (Р > 0,05)
Слайд 15Таблица 3
Сравнительные результаты тестирования по определению освоения плавательных движений детей
дошкольного возраста
в конце эксперимента (май 2008) n=9
Слайд 16ВЫВОДЫ
1. Анализ литературных источников показал, что многие авторы сходятся
во мнении, что в исследуемом возрасте, 6-7 лет, показатели физического
развития и физической подготовленности находятся под большим влиянием правильно построенного процесса физического воспитания.
Многие из них рекомендуют для улучшения показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников использовать занятия плаванием, т. к. оно укрепляет все мышцы тела, способствует профилактике сколиоза и плоскостопия, а также носит закаливающий эффект, что немаловажно для детей детских садов.
2. Было разработано экспериментальное содержание методики обучения по плаванию, которое состояло из игр на воде: игры по ознакомлению со свойствами воды; игры, обучающие погружению и всплытию; игры, способствующие выработке навыка лежания на воде; игры, способствующие выработке навыка скольжения; игры, обучающие дыханию; игры, вырабатывающие и закрепляющие плавательные движения; игры, по овладению простейшими прыжками. При использовании экспериментальной методики улучшается качество обучения, сокращаются сроки обучения, улучшается эмоциональный настрой занимающихся.
Слайд 173. Результаты педагогического эксперимента:
- различие результативности в показателях физической
подготовленности детей первоначального тестирования не существенны и недостоверны (Р>0,05), что
говорит о незначительных различиях в показателях ЭГ и КГ на начало эксперимента;
- в ходе итогового тестирования физической подготовленности детей можно видеть достоверность в показателях ЭГ (Р < 0,05):
- прыжок в длину с места;
- метание набивного мешочка как правой, так и левой рукой;
- проба Ромберга на правой ноге;
- сила кисти правой и левой руки.
В таких показателях как наклон вперед из положения сидя и проба Ромберга на левой ноге детей в ЭГ достоверных результатов получить не удалось (Р > 0,05).
- В КГ показатели физической подготовленности имеют положительную тенденцию, не существенны и недостоверны (Р>0,05).