Слайд 1С а к и
Племена эпохи раннего железа на территории Казахстана
Слайд 2Источники информации
о саках
Вещественные источники
Письменные
источники
Слайд 4Саки
Расселение:
С середины I тыс. до н. э. кочевые племена казахских
степей известны под этнонимом «саки». По свидетельству археологических и письменных
источников, саки расселялись на всей территории Казахстана в VII-IV вв. до н. э.:
В южных районах и Семиречье – массагеты и даи;
На северо-востоке – аримасты:
В юго-восточном Приуралье – аргипеи;
В центральных районах – исседоны;
На западе Казахстана – сарматы.
Слайд 5В письменных источниках саки встречаются с разными названиями:
Герадот называет их
«азиатскими скифами»;
По свидетельству древнеперсидских источников этноним «саки» означает «могучие мужи»;
Иранские
источники называют саков «туры на быстрых конях»;
Греческий писатель II в. до н. э. писал о саках: «из всех стрелков в мире самыми искусными, не пускающие стрел наудачу».
Хозяйство:
Основной вид хозяйства – скотоводство. В основном было развито коневодство и овцеводство, в меньшей степени – верблюдоводство и крупный рогатый скот.
Земледелие. Выращивали просо, ячмень, пшеницу.
Ремесло (достигло высокого уровня).
Высоко развита металлургия, гончарное дело, ювелирное дело и резьба по дереву и кости.
Слайд 6Общественный строй:
Сакское время – это время высшего развития военной демократии
как4 типа общественного устройства, основные черты которого сложились ещё в
эпоху бронзы. Происходит формирование государства.
В VII-IV в. до н. э. сакские племена объединяются в племенные союзы:
Во главе племенного союза стоит – царь. Его избирают военным советом вождей племён.
Государственные дела обсуждаются на народном собрании.
Племенами управляют племенные вожди.
Сакское общество было равноправным.
Слайд 7В сакском обществе выделялись три группы населения со своими традиционными
цветами:
Воины – красный (из сословия воинов выходили цари и вожди)
Жрецы
– белый
Общинники – желтый и синий.
Существовало рабство.
Культура:
Религия (культ вождя и царя, культ природы, культ предков и культ огня)
Саки говорили на восточно-иранском языке.
Большое влияние на развитие культуры саков оказала культура Ахеменидского ирана.
Яркий представитель сакской духовной культуры является мыслитель Анахарсис (VI в. до н. э.)
Искусство:
Звериный стиль (изображение зверей и мифологических чудищ в движении).
Слайд 9На протяжении своей истории саки вели многочисленные войны. В VI
в. до н. э. против них выступил царь ахеминидов Кир.
Его армия была разгромлена войсками саков во главе с царицей массагетов Томирис. В 519–518 гг. до н. э. против саков-тиграхаудов воевал персидский царь Дарий I. В этой войне совершил подвиг сакский пастух Ширак. На стороне персов саки принимали участие в греко-персидских войнах: в войне с мидийским царем Крезом, в 490 г. до н. э. в Марафонской битве, в 480 г. до н. э. в битве при Фермопилах и в Египте. В 330–327 гг. до н. э. поход против саков предпринял Александр Македонский. По его приказу на Сырдарье был построен опорный пункт — город Александрия Эсхата, разрушенный впоследствии саками. С такими странами как Хорезм, Бактрия, Ассирия, Индия, Китай саки поддерживали мирные торговые отношения.
Слайд 10Хозяйство саков
Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и
оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом
количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием.
Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами Средней Азии, Ираном и другими государствами.
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.
Слайд 11Культура и быт саков
Саки поклонялись силам природы — солнцу, ветру,
грому и пр. По их представлениям боги перевоплощались в различных
животных и птиц. Например, кабан связывался с громом, конь с солнцем и огнем. А у саков Семиречья существовали «храмы огня», где совершались обряды, связанные с культом огня. С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Казахстана, Сибири, Поволжья возник в искусстве «звериный стиль» — изображение зверей и мифологических чудовищ в движении. Ими украшали ювелирные изделия, оружие, одежду, конскую сбрую, бронзовые котлы и жертвенники. Примером могут служить одежда и головной убор «Золотого человека» из Иссыкского кургана (1969–1970 гг.), выполненные в «зверином стиле». Саки принадлежали к европеоидной расе, говорили на восточно-иранском языке, на развитие их культуры оказала большое влияние культура ахеменидского Ирана. рким представителем сакской духовной культуры является мыслитель и философ Анахарсис, живший в VI в. до н. э.
Слайд 12Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского
времени особое место занимает прикладное искусство.
Главным компонентом в искусстве саков
был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ –VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие.
Творчество древних художников находилось в живом и многообразном взаимодействии с конкретными образами животного мира. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже – сайги, волка и зайца. Разнообразным было и художественное воплащение звериных образов. Они исполнялись в круглой скульптуре, в силуэтном и линейном рисунках. Материалом для изготовления данных изделии служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи.
Слайд 13Памятники сакской культуры
Раскопки сакских курганов больше знакомят нас с образцами
«Звериного стиля» древних кочевников Казахстана. Известны пряжки с изображением голов
горного барана и грифона из могильника Уйгаран (VII – VI вв. до н.э.) в низовьях Сырдарии, бронзовые пластины в виде сдвоенных головок лошадей, золотые обкладки ножен, меча с изображением головы барана и двух лежащих фантастических чудовищ из могильника Тагискен (VI в. до н.э.), а также другие выдающиеся находки: фигурки горных козлов, золотые бляшки из фольги в виде тигроподобных животных из курганов Тасмалы (VII – VI вв. до н.э.) в Павлодарской области, бронзовая пряжка со сценой нападения тигра на верблюда и ременная накладка в виде фантастического животного и двух орлов, бляха из рога в виде свернувшегося кабана из могильника Карамурун – погребения IV – III вв. до н.э.
Наиболее известный памятник эпохи саков – курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV – III веком до нашей эры.
Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича. Кочевали саки в крытых повозках (кибитках), которые служили для них жилищем, повозки защищали их от дождя, снега и ветра (войлочная).
Слайд 15
ПАМЯТНИКИ УЙСУНСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ОСНОВНОМ СОСРЕДОТОЧЕНЫ В ЖЕТЫСУ И ОТНОСЯТСЯ
К ПЕРИОДУ III в. до н.э. – IV в. н.э.
На востоке граница проходила
по северо-западу Китая, в местности Бесбалык
на западе: по рекам Шу, Талас
столица: г. ЧИГУЧЕН (ЧИГУ)
«город Красная долина» на
берегу Иссык-Куля
После саков земли Жетысу были населены племенами
уйсунов.
Слайд 16ИСТОЧНИКИ:
название УСУНЬ (УЙСУН) встречается в китайских записях, начиная со II
в. до н.э
«Широкоскулые, светловолосые и голубоглазые»
ИСТОЧНИКИ ОБ УЙСУНАХ
Они описываются как :
Судя по черепам, найденным в Жетысу, уйсуны в антропологическом отношении являлись европеоидами. Но в их облике отмечаются малые примеси монголоидных черт
Слайд 17Сыма цянь об уйсунах
СЫМА ЦЯНЬ записал легенду о происхождении уйсунов
:
«Правитель усуней именуется гуньмо.»
«Усуньский большой гуньмо
живет в городе Чигу,
кибиток
120 000, душ 630 000, войска 188 800.»
Слайд 18Из источников можно узнать о взаимоотношениях уйсунов с соседями:
«Прежде они
были под зависимостью гуннов, В последствии усилились… . Усуни граничили
на востоке с гуннами, на северо-западе – с Кангюем, на западе – с Даванией, на юге – с разными владениями»
Упорные войны с канглами (кангюями) и гуннами за пастбища, торговые пути
Широкие дипломатические и родственные связи с Китаем
Слайд 19Расселение усуней
160г. до н.э. – земли саков- тиграхаудов заняли
усуни, пришедшие
из Центральной Азии во II в. до н.э.
расселение
Территория:
район Семиречья
Границы:
от р.Чу
на западе до
Тянь-Шаня на востоке;
от о.Балхаш на севере
до о.Иссык-куль на юге
Столица:
Чигучен
(город
Красной
долины)
Слайд 20Общественное устройство уйсунов
Правителю уйсунов – гуньмо, подчинялись вожди племен –
беки и мелкие родоправители
Уйсунское общество:
Уйсуны имели государственное устройство.
Китайские обозначения
«Усунго», «Синго» означают кочевое государство
Предводители племен и родов
знать
воины
жрецы
скотоводы и земледельцы
Слайд 21В уйсунском обществе существовало неравенство
богатые уйсуны имели 4-5 тыс. голов
лошадей
труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, их число пополнялось пленными
одежда
знатных людей была сшита из шелка, тонкой шерсти
размеры курганов зависели от социального статуса
наличие частной собственности не только на скот, но и на землю и воду
тамги из золота, меди (у знати, правителей и военачальников), из глины – у общинников
Слайд 22ОБЩЕСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО
Основная источниковая база для изучения уйсунской эпохи - китайские
источники. Название «усунь» встречается в китайских записях, начиная с II
в. д.н.э.
В древних китайских источниках указывается, что «усуньцы не занимаются ни земледелием, ни садоводством, а со скотом перекочевывают с места на место, смотря по приволью в траве и воде». Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.
Китайский историк Сыма Цянь записал легенду о происхождении уйсунов.
Уйсуны первоначально были зависимы от гуннов.
Китайский историк Сыма Цянь пишет, что правитель государства усуней именуется гуньмо.
Уйсуны граничили на востоке с гуннами, а на северо - западе с Кангюем, на западе - с Даванией.
Государство уйсуней состояло из трех частей: восточная, западная и центральная.
Слайд 23По сведениям китайского историка
Сыма-Цяня:
Численность населения – 630 тысяч человек;
Количество
дворов – 120;
Количество воинов:
- в военное время –
180 тысяч;
- в мирное время – 30 тысяч.
Слайд 24хозяйство
Земледелие
Скотоводство
металлургия
ремесло
гончарное дело
Слайд 25Гуньмо – глава государства
Беки- родовая знать
дружинники
жрецы
Скотоводы и земледельцы
Общественное
устройство
Слайд 26Социальное неравенство
Частная собственность на скот и землю;
Имели печати:
- золотые, медные – военачальники, беки;
- каменные,
глиняные – менее знатные люди.
Археологические памятники – курганы на три группы:
- большие – d – до 80м , h – до 15м;
- средние - d – до 15 м , h – до 4 м;
- маленькие - d – до 10 м , h – до 1 м;
Слайд 27Хозяйство уйсуней
Скотоводство в жизни уйсунов играло главную роль.
Зимовали в Мойынкуме
и Прибалхашье.
Лето проводили на предгорьях Тянь-Шаня.
Расстояние между зимовками и летовками
были от 20 до 100 километров.
Больше держали лошадей, овец, верблюд, меньше - крупнорогатый скот.
Уйсуны строили дома также и из саманного кирпича.
Кочевые уйсуни жили в юртах.
В письменных источниках описывается что уйсуны «не занимаются ни земледелием, ни садоводством».
Однако археологические источники свидетельствуют обратное: часть уйсунов занималась земледелием.
Слайд 28Уйсуны занимались ювелирным искусством.
Для ювелирного искусства уйсунов был характерен полихромный
стиль.
Среди них широко распространялась традиция инкрустировать драгоценными камнями металлические изделия.
Образцы
этого искусства найдены при археологических раскопках захоронения Актас.
Каргалинская диадема
Найденная в Каргалинском ущелье диадема (женское головное украшение) принадлежала племени Усуней.
Датировка - I в. до н.э. - II в. н.э.
Диадема состоит из золотой пластинки длиной 35 см и шириной 4,7 см.
Главная идея диадемы - изображение модели вселенной. Крылатые кони, изображенные на каргалинской диадеме, символизировали солнце.
Каргалинская диадема является ярким примером инкрустации.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УЙСУНЕЙ