Слайд 1ПМ 02. «Социальная работа с семьей и детьми»
МДК 02.04.Социальный
патронат различных типов семей и детей.
Социально-педагогический патронаж
детей из неблагополучных
семей
Лекция 3
Выборг
2017
Преподаватель специальных дисциплин Пак С.Н.
Слайд 2Социально-педагогический патронаж семьи и детей
– это обследование семьи с
целью выявления :
социально-психологических,
демографических,
жилищно-коммунальных особенностей
и разработка индивидуально для
каждой семьи
программы социально-педагогической реабилитации.
Слайд 3Социально-педагогический патронаж семьи и детей
Патронаж носит постоянный (или эпизодический)
регулярный (не разовый, но и не пожизненный) характер.
Интенсивность патронажных услуг,
разнообразие их видов и форм определяются степенью функциональной несамостоятельности семьи, ее социальной запущенности и некомпетентности.
Слайд 4Цель патронажа
Цель патронажа состоит в том, чтобы организовать и реализовать
сотрудничество с семьей, поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых
преобразований,
а также возможностей их эффективного использования по коррекции и реструктуризации досуговой деятельности
Слайд 5Основные задачи:
- исправление совершившихся фактов, приведших к социальному неблагополучию
семьи;
социальная реабилитация семьи;
- профилактика социального неблагополучия,
предупреждение возможных кризисов.
Слайд 6Функциями социально-педагогического патронажа семьи выступают:
воспитательная (формирование психолого-педагогической компетенции семьи)
социально-правовая
(заботы государства о семье, детях, в их правовой поддержке и
защите)
социально-реабилитационная (предусматривает воспитательную, образовательную и определенную попечительскую работу с неблагополучными семьями и семьями группы риска).
Слайд 7Специфика патронажа как формы работы с семьей
заключается в том,
что он осуществляется систематизировано, комплексно и в определенные сроки группой
специалистов разного профиля.
При этом к каждому члену семьи применяется индивидуальный подход.
Для помощи конкретной семье привлекаются различные ведомства и учреждения (социальной защиты, здравоохранения, образования и др.).
Слайд 8Многообразие видов патронажа
Многочисленные проблемы семьи требуют использования и сочетания разных
видов патронажа:
социально – психологический – помощь в решении социально-психологических
проблем
(психодиагностика,
психокоррекция,
психотерапия,
семейное и индивидуальное психологическое консультирование);
Слайд 9Многообразие видов патронажа
• социально – педагогический – выявление трудностей в
обучении и воспитании детей и помощь в устранении их причин
(психолого-педагогическая диагностика,
психолого-педагогическая коррекция);
социально-правовой – юридические консультации,
оформление документов, представительство интересов семьи в суде.
Слайд 10Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:
1. Общение с клиентом, умение слушать
и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть
себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
2. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия сотрудничества со специалистом и службой.
3. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
Слайд 11Алгоритм взаимодействия специалиста с семьей:
4. Контроль над выполнением соглашения.
5. Передача
полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
6. Закрепление позитивных навыков выхода
из кризиса.
7. Подведение итогов работы.
8. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалиста социальной службы.
Слайд 12 Этапы социально-педагогического патронажа
Социально-педагогический патронаж детей из неблагополучных семей
состоит из четырех этапов.
-Первый этап - изучение характеристик детей
из неблагополучных семей и особенностей их воспитания.
- Второй этап - разработка адаптационной программы и вопросов взаимодействия с классным руководителем.
-Третий этап - реализация программы "Отношение детей к себе, к окружающему миру, к другим людям".
-Четвертый этап - анализ полученных результатов.
Слайд 13Оказание помощи неблагополучным семьям и их детям
1. Недостаточная психолого-педагогическая грамотность родителей и семьи
Виды социально-педагогической помощи
в
зависимости от характера семьи
Виды социально-педагогической
помощи в зависимости от характера семьи:
1. Наблюдения и консультации учителя, психолога, социального педагога
2. Помощь психотерапевта семье и детям
3. Проведение семинаров и бесед на темы воспитания, просмотр видеоматериалов
4. Вовлечение детей в кружки, студии, секции, центры дневного пребывания
5. Постановка на учет в ОПН, ОВДН, к наркологу, психиатру
Слайд 152.Службы, центры, учреждения, специалисты
Дошкольные образовательные учреждения,
школа, центры,
Дворец молодежи,
Дворец творчества,
спортивная школа и т.д.
Слайд 163.Необходимые документы для оказания помощи :
Направление,
рисунки детей,
характеристика учителя, психолога,
социального педагога .
Слайд 172. Семьи с жестоким отношением к ребенку
Виды социально-педагогической
помощи
1. Наблюдения учителя,
психолога образовательного учреждения, социального педагога, социального работника
2. Консультации для
родителей психолога, социального педагога, социального работника, врача, юриста
3 Психотерапевтическая помощь родителям и детям
4. Привлечение к занятиям детско-родительской группы
5. Постановка на учет в ОПДН, КДН, к психиатру, наркологу щи в зависимости от характера семьи6. Привлечение родителей к работе семинаров, беседам по тематике воспитания в семье
Слайд 18 Семьи с жестоким отношением к ребенку
Слайд 193. Семья алкоголиков (оба родителя пьют)
Виды социально-педагогической
помощи.
1. Наблюдения и консультации
психолога образовательного учреждения (для детей и подростков)
2. Оказание психиатрической
и наркологической помощи семье или ее отдельным членам
3. Дополнительные занятия с ребенком по оказанию
помощи в учении
4. Постановка семьи на учет
Слайд 203. Семья алкоголиков (оба родителя пьют)
5. Вовлечение ребенка в систему
дополнительного образования, кружки, секции
7. Консультация подростка у врача-психиатра, нарколога
8. Консультирование ребенка на ПМПК и определение программы обучения
9. Перевод ребенка в класс компенсирующего обученщи в зависимости от характера семьи
3. Семья алкоголиков (оба родителя пьют)
10. Работа с родителями специалистов
наркологической, психиатрической помощи по их лечению (по необходимости)
11. Возбуждение дела о лишении родительских прав (в случае необходимости)
Слайд 223. Семья алкоголиков (оба родителя пьют)
Слайд 23Необходимые документы для оказания
помощи / продолжение/
заявление - ходатайство на лишение
родительских прав, справка с места жительства родителей и ребенка,
решение
КДН о лишении родительских прав
характеристика уровня усвоения программы обучения,
личное дело ребенка,
состоянии развода
Виды социально-педагогической
помощи:
1. Наблюдения и консультации психолога образовательного учреждения, социального
педагога, учителя
2. Консультативная помощь психолога и психотерапевта
3. Привлечение ребенка в кружки, секции, клубы, студии и т. д.
4. Дополнительная помощь в выполнении домашних заданий, в учебе
5. Постановка ребенка на учет (при необходимости) в зависимости от характера семьи наркологу, психиатру, невропатологу .
состоянии развода
7. Помощь ребенку со стороны его окружения
8. Помощь
ребенку со стороны сверстников (рекомендации учителя)
9. Привлечение родителей к семинарам по вопросам психологии детей, перенесших травму
10. Использование видеоматериалов для работы с родителями (последствия развода)
5. Неполные семьи
Виды социально-педагогической
помощи:
1. Привлечение полной семьи для работы с ребенком и его семей
2. Привлечение ближайших родственников к воспитанию ребенка
3. Наблюдения и консультации психолога, социального педагога
4. Активная деятельность классного руководителя или учителя по вовлечению щи в зависимости от характера семьи ребенка в систему дополнительного образования
5. Неполные семьи
6. Проведение родительского лектория
(в СМИ)
7. Постановка на учет в учреждения и органы социальной защиты
8. Привлечение общественных организаций к воспитанию в семье
Слайд 306. Семьи, в которых наблюдается отчужденность родителей и детей из-за
занятости взрослых
Виды социально-педагогической
помощи
1. Сопровождение ребенка социальным педагогом
2. Наблюдение и
консультации психолога образовательного учреждения
3. Консультативная помощь психолога,
6. Помощь ребенку в умении планировать свое свободное время (социальный педагог, классный руководитель) щи в зависимости от характера семьи
Слайд 31 Семьи, в которых наблюдается отчужденность родителей и детей из-за
занятости взрослых
Слайд 327. Полная семья, один из родителей пьет
Виды социально-педагогической
помощи
1. Наблюдения
и консультации психолога за ребенком
2. Беседа со здоровым родителем
психолога, социального педагога, врача
3. Вовлечение ребенка в систему дополнительного воспитания и образования
4. Дополнительная помощь ребенку в учебе со стороны учителей
5. Привлечение здорового члена семьи и ребенка к щи в зависимости от характера семьи занятиям детско-родительской группы
Слайд 33. Полная семья, один из родителей пьет
6. Работа классного руководителя,
воспитателя, психолога школы с пьющим родителем, беседы о необходимости лечения
от алкогольной зависимости
7. Индивидуальная работа социального педагога с каждым из родителей по изменению отношений в семье
8. При асоциальном поведении ребенка (агрессивность, депрессивность, суицидальность) обследование подростка у детского психиатра
9. При хронической неуспеваемости по школьной программе направление ребенка на психолого-медико-педагогическую комиссию для определения программы обучения и типа образовательного учреждения
Слайд 34. Полная семья, один из родителей пьет
Опекунские семьи:
Виды социально-педагогической
помощи
1. Вовлечение детей и подростков учителем, социальным педагогом
в кружки, секции, студии, клубы
2. Консультации психолога образовательного учреждения для опекунов
3. Индивидуальная работа с ребенком
4. Помощь учителя ребенку в учебе
6. Возбуждение образовательным учреждением ходатайства перед органами опеки и попечительства о лишении опекунов прав на опеку с последующей передачей ребенка (новые опекуны, приемная семья, детский дом, приют и т. д.)
Слайд 3710. Семьи, дети которых занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством.
Брошенные дети
Виды социально-педагогической
помощи
1. Телефон милиции
2. Телефон приюта
3. Телефон отдела по
охране прав детей
4. Телефон розыска детей
5. Телефон больницы для помещения ребенка на обследование
Заявление о нахождении ребенка, телефонный звонок о найденных детях в отдел охраны прав детства ь все необходимые службы в районе, городе.