Слайд 1ПМ.01. Техническое обслуживание и ремонт автотранспорта
МДК 01.02 Автомобильные эксплуатационные материалы
Раздел
1. Топливосмазочные материалы
Тема: Основные сведения о производстве топлив и
смазочных материалах
Урок № 1
Введение. Общие сведения о природном газе, составе нефти нефтепродуктов
Учебник А.А.Геленов, В.Г. Спирин «Автомобильные Эксплуатационные Материалы», стр. 9 – 17
Учебник Н.Б. Кириченко «Автомобильные Эксплуатационные Материалы», стр. 3
Учебное пособие В. Б. Джехиров «Автомобильные Эксплуатационные Материалы», Введение стр. 3
Учебное пособие Ю. П. Макушев «Автомобильные Эксплуатационные Материалы», Введение стр. 4
Слайд 2Общие сведения о природном газе, составе нефти, нефтепродуктов и методах
ее переработки
Слайд 4В 60 годы на Севере и Западной Сибири были найдены
большие залежи нефти и природного газа
Слайд 5В настоящее время бурение новых скважин осуществляют лидеры нефтяного рынка
страны Сургутнефтегаз, Роснефть, Лукойл, Газпром,
Слайд 6Нефть, в качестве сырья широко используется в производстве разных видов
топлив и масел, имеет ряд преимуществ, в относительно простом способе
добычи, переработке и транспортировке
Слайд 7Нефть (от перс. просачиваться) – горючая маслянистая жидкость темного цвета,
плотность ρ= 800 … 900 кг/м3,
теплота сгорания 42…44 МДж/кг
(1кал=4,18 Дж).
За 150 лет (1850 … 2000) из земли было добыто 70·109 т нефти.
Слайд 8Нефть и нефтепродукты состоят из углеводорода 83-87 %,
водорода 12-14
% и серы 3-4%, остальное азот и кислород
Слайд 9Т.е основу, сложной по своей структуре и химическому составу, жидкости
составляют углеводороды - парафиновые, нафтеновые и ароматические
Слайд 10В обычных условиях, углеводороды, где углерод содержит от 1 до
4 атомов – это газы, они обладают высокой детонационной стойкостью
Слайд 11В состав бензина и дизельного топлива входят жидкие углеводороды имеющие
от 5 до 15 свободных атомов углеводорода
Слайд 12Общая формула углеводородов парафинового ряда (алканы) СnH2n + 2.
Они
представлены в нефти большим разнообразием: от газообразных (СН4 – метан,
С2Н6 – этан), жидких (С8Н18 – октан) до высокомолекулярных твердых парафинов включительно (С18Н38 –актодекан), после гексадекана (С16Н34) – твердые вещества
Слайд 13Как получают из нефти необходимые нам нефтепродукты?
Слайд 24Впервые в России в городе Моздоке братьями Дубиниными в 1823
г.
была создана установка для переработки нефти. Основной продукцией установки был
керосин. Установка имела подогреваемый котел с нефтью и
холодильник (емкость с водой) для конденсации паров топлива
Слайд 25Разделить нефть на отдельные фракции (части), виды топлив (бензин, керосин,
газойль, соляр) можно методом прямой перегонки. Нефть нагревают до 4000
С и направляют в разделительную (ректификационную) колонну. Колонна имеет диаметр примерно 2 м и высоту 25 м. В колонне имеются разделительные тарелки с отверстиями в виде цилиндров. На цилиндры установлены колпачки с прорезями для прохода паров топлив
Слайд 27Испаряемость характеризуется скоростью перехода топлива из жидкой фазы в газообразную.
Нефть не имеет постоянной температуры кипения
Слайд 28Самые легкие фракции – пары бензинов – достигают верхних тарелок
и там
конденсируются и отводятся в отдельные емкости, более тяжелые оседают
на
нижних тарелках
Слайд 29Самая тяжелая фракция (мазут) снова нагревается и направляется в
другую колонну,
работающую под разрежением. Давление в колонне снижают до 0,1 атм
для того, чтобы мазут кипел и испарялся при меньшей
температуре и разделялся на легкие, средние и тяжелые масла (веретённый, машинный, цилиндровый
Слайд 30Диапазоны выкипания:
бензин 35 … 200 °С , лигроин 110 …
230 °С , керосин 140 …300 °С , газойль 236
… 330 °С , соляр 286 … 380 °С , масла 320 … 500 °С
Слайд 31Лигроин + керосин = реактивное топливо для самолётов.
Керосин + газойль
= лёгкое дизельное топливо для автомобилей.
Газойль + соляр = дизельное
топливо для тракторов.
Соляр – для тепловозов и судовых двигателей.
Слайд 33Автомобильный транспорт является основным потребителем светлых нефтепродуктов - 65%, получаемых
на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ)
Слайд 34Проблема научной обоснованности применения ГСМ, привела к созданию новой прикладной
науке – химотология
Слайд 35Объем добытой нефти часто приводят в баррелях
1 баррель нефти
= 158,9 л.
Слайд 36В России эксплуатируется более 30 млн единиц мобильных транспортных машин
c двигателями внутреннего сгорания, среди которых около 20
млн автомобилей
Слайд 37В РФ дизеля составляют только 15% автопарка страны
Слайд 38А так же во Франции 30% автопарка страны составляют дизеля
грузоподъемностью от 4 до 12 тонн,
Слайд 39во Франции дизеля грузоподъемностью свыше 12 т составляют только 98%
автопарка страны
Слайд 40На автомобильный транспорт приходится более 50 %
грузовых и пассажирских перевозок
Слайд 41Для привода в движение автомобилей другой техники используют в основном
двигатели внутреннего сгорания. При производстве современных двигателей используют высокопрочные материалы,
полимеры, новейшие технологии, компьютерную технику,
электронное управление процессом сгорания топлива
Слайд 42Несмотря на достижения науки и техники современные двигатели внутреннего сгорания
являются основным источником загрязнения атмосферы, имеют повышенный расход топлива и
смазочных материалов
Слайд 43В связи с сокращением запасов нефти ведется поиск альтернативных
топлив и
новых методов преобразования любого вида энергии в механическую работу (топливные
элементы)
Слайд 44Несовершенство двигателей, низкое качество топлив, смазочных материалов, тяжелые условия эксплуатации,
недостаточный уровень сервиса повышают требования к инженерам и специалистам, работающим
в области конструирования, производства и обслуживания машин
Слайд 45Предполагается обеспечить значительное повышение экономичности
двигателей путем широкого применения микропроцессорной техники,
использования систем смесеобразования с повышенным до 200 МПа давлением впрыска
топлива, улучшение качества топлива
Слайд 46Современный инженер должен знать новейшие технологии получения высококачественных топлив, смазочных
материалов и технических жидкостей, их физико-химические, эксплуатационные и экологические свойства,
требования к ним, передовой опыт, нормативные документы, классификацию, способы экономии, правила хранения, технику безопасности
Слайд 47Специалист должен приобрести навыки экспресс-анализа, уметь определить вид эксплуатационного материала,
его токсичность, взрывоопасность, сопоставлять отечественную и зарубежную маркировку, определять расход
топлива при работе двигателя