Слайд 1По классификации А.А. Тертычного
Вспоминаем и обобщаем…
ВИДЫ И ЖАНРЫ
ЖУРНАЛИСТИКИ
Слайд 2ЗАДАНИЕ (часть 1)
На следующих слайдах вам будет представлена общая характеристика
журналистских жанров.
Ваша задача внимательно с ними познакомиться и переработать
данную информацию в не сплошной текст (кластер, таблица, схема и т.д.).
Результат прислать в беседу «Телестудия (Юнкоры «КНАУМ») до 10 апреля 2020 года.
Слайд 3Жанр журналистики
Жанр - это вид художественных произведений, характеризующийся теми или
иными сюжетными и стилистическими признаками.
Жанр журналистики – это форма представления
материала в журналистском тексте. В каждом жанре есть свои специфические структурно-семантические признаки.
От определения жанра зависит то, как предстоит раскрыть тему и какие средства для это использовать.
Слайд 4Виды журналистики
Информационная публицистика:
Главные принципы – объективность, достоверность, точность. Жанры отвечают
на вопросы: «Что? Где? Когда?». Мы даем только информацию. Не
делаем оценок и не стараемся как-то осмыслить данное событие. Мы просто о нем рассказываем.
Аналитическая публицистика:
Автор старается дать оценку тем или иным событиям, с чем-то их сравнить и сделать определенные выводы. Аналитические жанры связаны с повесткой дня, актуальными событиями, но они ставят перед собой цель понять, почему произошло какое-то событие или явление, а иногда и спрогнозировать, что произойдет дальше. Аналитическое произведение гораздо глубже и основательнее, чем информационное.
Художественная публицистика:
Тексты отличаются тем, что в них есть больше средств выразительности. Художественно-публицистические жанры находятся на границе журналистики и литературы. Мы уже не стремимся дать только информацию. Мы можем облечь ее в какую-то красивую форму.
Слайд 5Информационные жанры
Заметка
Репортаж
Интервью
Информационная корреспонденция
Информационный отчет
Блиц-интервью
Некролог
Слайд 6Заметка
Подразумевает краткое сообщение, которое содержит изложение факта или постановку конкретного
вопроса.
Не дает ответа на вопрос и не оценивает данное
событие.
Объем: ~ 2000 знаков.
Описывается только событие без выводов и оценок. Не важно, что думает сам автор.
БОНУС: как написать заметку
https://cloud.mail.ru/public/PXL2/EpoXYeHwQ
Слайд 7Виды заметки (основные):
Информационная заметка — стандартный вид данного жанра, в
котором излагаются только факты и сведения о событии. Часто
используется в событийном поджанре.
Хроникальная заметка — используется для описания различных историй. В определенной последовательности дается хронология всех событий. К примеру, в поджанре мини-история такой вид часто может использоваться автором.
Расширенная заметка — здесь подается достаточно больше информации, чем в остальных видах. К примеру, если это событийный поджанр, то тут будет достаточно больше фактов и информации по данной новости. Если говорить о других поджанрах, то тут дополнительно может быть какое-то небольшое интервью или мини-вывод.
Слайд 9РЕПОРТАЖ
Репортаж – это рассказ о событии с непосредствен- ным наблюдением
журналиста за происходящим.
Отличается документальностью, актуальностью, оперативностью,
наглядностью и достоверностью.
Читатель будет видеть это событие глазами автора.
Основные жанровые признаки репортажа:
Повествование от лица очевидца;
Время течет от начала к концу события;
Всегда происходит действие;
Яркие детали (что создавало атмосферу мероприятия);
Фото с места событий;
Признак зигзагообразности (создание эффекта присутствия).
Слайд 10ВАЖНО!
Критерий качества репортажа — это когда читатель говорит, что прочитав,
он видел все своими глазами. И создалось такое ощущение,
будто он сам там побывал.
Время течет от начала к концу события. То есть начало и конец репортажа совпадают с началом и концом мероприятия.
Это не значит, что вы должны описывать каждую минуту. Например, , вы делаете репортаж с концерта и записываете абсолютно каждый номер: «выступал такой-то артист, за ним такой-то и так далее».
Нет, так делать нельзя!
Когда вы читаете репортаж, то сначала идет повествование. Потом нам рассказывают яркую сцену. Описывают какую-то интересную деталь или вставляют важные цитаты. Затем идет повествование и далее опять повторяются интересные моменты.
Автор рассказывает нам о событии и дает понять, что происходит. А потом интересными деталями переносит нас прямо на место действия. Именно так журналист создает эффект присутствия.
Слайд 11ПРИМЕР
БОНУС:
https://cloud.mail.ru/public/5KaV/34EPW1XUQ
Слайд 12ИНТЕРВЬЮ
Интервью – это беседа с одним или
несколькими лицами, раскрывающая
мнение респондентов о конкретном событии.
В самом материале всегда заложен информационный повод, то есть из-за чего разговаривают именно с этим человеком.
Сбор данных по новостям. В этом жанре всегда заложен информационный повод. Тут важна динамичность и короткие вопросы. Например, что, где и когда происходит.
Когда ведете интервью, ваша задача — продемонстрировать партнера.
Слайд 13Классификация
1. Аналитическое — выявляет важную социальную проблему с последующим анализом
фактов. Тут важно мнение эксперта по данным вопросам.
Например, «почему?», «каким образом?», «что это значит?» и так далее.
2. Блиц интервью — очень короткое интервью (2 — 3 минуты), которое проводится сразу после какого-то события. Часто используется на телевидении после каких-то политических собраний. Например, могут спросить у депутата, о чем было собрание, какие изменения планируют ввести и так далее. Также часто встречается в культуре и спорте.
3. Оперативное — это подвид информационного, где осуществляется сбор мнений по узкой теме. Вопросы тут для разных спикеров одинаковые.
Портрет — персональное интервью с одним известным героем для раскрытия его качеств. Нам при помощи вопросов и ответов нужно раскрыть детали, которые сформируют индивидуальность героя.
4. Беседа (диалог) — тут респондент и журналист на равных поскольку последний имеет опыт работы в той или иной сфере. Поэтому, как и спикер, журналист тоже имеет право высказывать свою позицию по данному вопросу.
5. Интервью-расследование — это более подробное изучение проблемы или события. Требует настоятельной подготовки интервьюера.
Слайд 14ПРИМЕР
БОНУС:
https://cloud.mail.ru/public/2P5m/K8ULHqnpA
Слайд 15БЛИЦ-ОПРОС
Блиц-опрос – это получение ответа на один или несколько вопросов
от большого количества людей.
В блиц-опросе многим
людям задают один и тот же вопрос.
Обычно сопровождается фотографиями тех, кого опрашивают.
Информация посвящена какой-то определенной теме.
Слайд 17НЕКРОЛОГ
Некролог – извещение о смерти человека.
Указывается про смерть человека, а
также краткая информация о нем.
Но еще уделяется внимание достижениям
человека. Что он сделал, какое значение имел в обществе и так далее.
Слайд 19Аналитические жанры
Комментарий
Корреспонденция
Статья
Журналистское
расследование
Аналитические отчеты
Аналитическое интервью
Аналитический опрос
Беседа
Социологическое резюме
Анкета
Мониторинг
Рейтинг
Рецензия
Обозрение
Обзор СМИ
Прогноз
Версия
Эксперимент
Письмо
Исповедь
Рекомендация (совет)
Аналитический пресс-релиз
Слайд 20РЕЦЕНЗИЯ
Рецензия – это аргументированная оценка и анализ произведения науки или
искусства для ответа на главный вопрос, заслуживает ли оно внимания
аудитории.
Не путайте данный жанр журналистики со школьными сочинениями!
Рецензии на различные онлайн сервисы, программы или курсы. Это уже своего рода, веб-журналистика.
Слайд 21ПРИМЕР
БОНУС:
https://cloud.mail.ru/public/3WKE/5xuChTvFD
Слайд 22СТАТЬЯ
Статья – это исследование совокупности ситуации для выхода
на крупномасштабную проблему или тенденцию, актуальную для страны или
даже для всего мира.
Главный аналитический жанр.
Здесь наблюдается глубинный анализ актуальных, общественно значимых процессов, ситуаций, явлений и управляю- щих ими закономерностей.
БОНУС:
https://cloud.mail.ru/public/4cDj/RfCT8njUo
Слайд 23ВИДЫ
Общеисследовательская — автор может вести речь о направлениях политического и
экономического развития страны. Или же он может рассуждать об уровнях
нравственности. В основу анализа часто берутся крупные проблемы.
Тактико-аналитическая — в основе лежат актуальные, практические проблемы. Например, промышленность, сельское хозяйство, предпринимательство и так далее. То есть тут идут уже мелкие проблемы.
Полемическая — это ответ на уже опубликованную статью. Это могут быть какие-то политические оппоненты, художественные критики, которые придерживаются другой позиции.
Слайд 25Художественно-публицистические жанры
Эссе
Очерк
Фельетон
Памфлет
Пародия
Сатирический комментарий
Житейская история
Легенда
Эпитафия
Колонка
Слайд 26ЭССЕ
Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной
композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по
конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпыва- ющую трактовку предмета.
Эссе подразумевает наличие конкретной темы или вопроса.
Цель эссе - развитие таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Слайд 27БОНУС
Признаки эссе
https://cloud.mail.ru/public/3dyA/3gk567MMz
Ошибки при написании эссе
https://cloud.mail.ru/public/rzUk/4Axpgfrkq
Проверка эссе
https://cloud.mail.ru/public/tQSR/5gTpRmS4e
Памятка для написания эссе
https://cloud.mail.ru/public/vg9r/225JYb4pX
Примеры эссе
https://cloud.mail.ru/public/5LdS/LKPwiGNF4
Слайд 28ФЕЛЬЕТОН
Фельетон – это художественный текст, осмеивающий негативные общественные явления.
Нужно стараться
писать ясным и понятным языком для читателя.
Считается «королем» всех жанров
Слайд 30ЖИТЕЙСКАЯ ИСТОРИЯ
Житейская история – это описание эпизода из жизни человека
с целью погружения аудитории в
атмосферу бытия героя.
Здесь присутствует полнота и насыщенность информации. Описываются различные истории из жизни людей. Например, их поступки или определенные ситуации.
В главной роли – фантазия автора. Она рождает несуществующие ситуации и доводит их до реально возможных. Например, часто используются неожиданные повороты событий героя.
Слайд 32P.S.
Ребята, аналитические и художественно-публи- цистические жанры подробно описала
лишь часть. Почему? Просто оттого что аналитика считается одной
из самых сложных как в изучении, так и в написании. Художественные жанры выбрала лишь те, которые чаще встречаются в жизни.
Поэтому, вы первую часть задания выполняете только по тем данным, которые есть в презентации. Если расшифровки и определения нет, значит вам никуда лезть за доп. информацией не нужно =)
Слайд 33Задать Марине Васильевне в общем чате вопросы по теме.
Мысленно представить,
что Вам предстоит что-то написать в
том или ином жанре.
Придумать тему своего «якобы» будущего материала.
Сообщить итоги пунктов 2 и 3 до 10.04.2020 г. в общей беседе Марине Васильевне.
ЗАДАНИЕ (часть 2)