Слайд 1Квазиэксперимент
Quasi-experiment
R
R
X
O2
O3
O4
O1
Слайд 2Квазиэксперимент: пример 1
Оценивается программа по формированию воспитанности школьников старших классов.
Школа
№ 8 – экспериментальная площадка
Школа № 23 – проводятся
только контрольные тестирования
Слайд 31.Общая характеристика
Квазиэксперимент (квази – как бы, полу) -разновидность количественного
исследовательского дизайна, который используется для объяснения взаимосвязей и/или выяснения почему
определенные события происходят.
Цель квазиэксперимента – оценка казуальных гипотез
Слайд 4Используется как альтернатива в тех случаях, когда полный контроль невозможен
(вследствие существования этических, практических или иных препятствий для использования планов
истинного эксперимента)
Позволяет контролировать максимальное количество угроз внутренней валидности
Остается возможность альтернативных объяснений полученных фактов
1.Общая характеристика
Слайд 5Активная манипуляция НП – значения определяются экспериментатором
Используются реально существующие группы,
т.е. не проводится рандомизация
или
Отсутствует контрольная группа
1.Общая характеристика
Слайд 61.Общая характеристика
Сходство
Причинно – следственные гипотезы
Манипуляция НП
Количественные зависимости
Различия
Недостаточный (но
максимально возможный) контроль
Нет рандомизации или отсутствует контрольная группа
Возможность получения
артефактов
Истинный эксперимент и квазиэксперимент
Слайд 72. Основные разновидности квазиэксперименальных планов
Планы для неэквивалентных групп (нет рандомизации)
Планы
дискретных временных серий (нет КГ, например, все члены популяции подвергаются
воздействию)
Слайд 8План для неэквивалентных групп
О1 Х О2
О3
О4
Модификация доэкспериментального плана
Проблема: группы
не равны изначально и есть риск ошибиться, приписав результат НП
Два класса (иные естественные группы),
Добровольцы в ЭГ и лица, принимающие участие в исследовании принудительно
Слайд 9Область применения:
Педагогическая психология (для оценки эффекта различных программ)
Стакес
Слайд 10План для неэквивалентных групп
О1 Х О2
О3
О4
Анализ результатов:
О1 и О3 – оценка эквивалентности групп
в отношении интересующего нас параметра,
О3 и О4 – оценка естественного развития и фоновых воздействий,
О2 и О4 – оценка различий групп после воздействия в первой группе,
О2-О1 и О4-О3 – оценка эффекта действия НП (величины сдвигов показателей ( с помощью t-критерия).
Слайд 11Пример 1
Оценивается программа по формированию воспитанности школьников старших классов.
Тест 1 Тест 2 Сдвиг
Школа № 8 30 50 20
Школа № 23 35 40 5
Эквивалентность ?
Фон, ест.развитие ?
Эффект программы ?
Слайд 13Угрозы внутренней валидности – следствие неэквивалентности групп
Отбор + созревание (одна
группа развивается быстрее, чем другая)
Отбор + фон (случайное воздействие на
одну из групп)
Слайд 14План дискретных временных серий
Внутригрупповой – измеряются характеристики одной группы до
и после воздействия
Модификация доэкспериментального плана О1 Х О2
О1 О2 О3 О4 Х О5 О6 О7 О8
О1 Х О2
Слайд 15Этапы реализации плана ДВС
1. Определяется исходный уровень ЗП на группе
с помощью серии замеров.
2. Оказывается воздействие на испытуемых, путем варьирования
НП
3. Проведение серии повторных измерений, аналогичных серии до воздействия
4. Сравниваются уровни ЗП до и после воздействия:
(О1+ О2+О3+ О4)/4 и (О5+ О6+О7+ О8 )/4
Слайд 16Модификация плана ПВС
Воздействие перед замером чередуется с отсутствием воздействия перед
замером.
Х О1
– О2 Х О3 – О4 Х О5 – О6
Чередование может быть случайным и систематическим
Обработка: (О1+О3+О5) и (О2+О4+О6)
Слайд 17Области применения
Педагогическая психология («формирующий эксперимент»)
Социальная психология
Клиническая психология
Возрастная психология
Слайд 18План ПВС:+ и -
+ Дает информацию об естественно вариации признака
(ЗП) – вывод о влиянии НП является более обоснованным
-
Недостаток – нельзя отделить влияние НП от влияния фоновых событий
Слайд 19Недостатки:
Недостаточный контроль внешней валидности (угрозы по Кемпбеллу)
- взаимодействие предварительного тестирования
и экспериментального воздействия,
-эффект систематического смешения (взаимодействие состава группы и экспериментального
воздействия)
-реакция испытуемых на эксперимент
Слайд 20Пример 2
Задача : повысить результативность спортивных выступлений детей клуба «Юный
стрелок»
Метод: визуализация с релаксацией
Слайд 21Пример 2: Результаты эксперимента
в клубе ЮС
Экспериментальные данные: После реализации
программы результативность повысилась
50-40=10
Но:
Не знаем какие еще могли быть воздействия
Не знаем естественной флуктуации (варьирования) ЗП
Слайд 22Пример 2: Возможные результаты (1)
Вывод: результативность выступлений повысилась, методика
является эффективной
Слайд 23Пример 2: Возможные результаты (2)
Вывод: имеет место значительная флуктуация (разброс)
значений признака. Можно полагать, что различия между О4 и О5
– результат случайных флуктуаций.
Слайд 24Пример 2: Возможные результаты (3)
Оценка длительности эффекта
Вывод: имеет место эффект
воздействия, однако он отличается кратковременностью.
Слайд 25Пример 2: Модификация плана (смешанный дизайн)
ЭГ О1 О2 О3
О4 О5 х О6 О7 О8 О9 О10
КГ
О1 О2 О3 О4 О5 О6 О7 О8 О9 О10
КГ – спортсмены из клуба из соседнего города (группы сходны по основным характеристикам)
Слайд 26Интерпретация:
1. есть недолговременный эффект ( но возможны другие влияния)
2.
что-то (?) повлияло на результат в двух группах
Слайд 27
Пример 3
Оценка эффективности изменений, касающихся всей популяции:
уровень суицидов и введение закона, контролирующего продажу оружия (1977).
Недостаток – другие события могли повлиять на изменения.
Слайд 28Пример 4
0,5$ депозит за металлическую банку в штате Нью-Йорк –
будет ли это влиять на мусорение ?
Исследование: 7 наблюдений на
автостраде до введения депозита и 7 после в течении двух недель
Слайд 30Ex post-facto
-Воздействие – некоторое реальное событие из жизни испытуемых
ЭГ
– люди, подвергшиеся воздействию
КГ – люди, не испытавшие воздействия
Слайд 31Ex post-facto
(R) X O1
(R)
O2
Эквивалентность достигается:
-рандомизацией (если выборка велика)
-попарное уравнивание: сходные
индивиды – в разные группы
Слайд 32Ex post-facto
Пример 5: Исследование посттравматического стресса
Выборка перенесших стресс
Выборка лиц,
не подвергавшихся стрессу
Пример 6: Посттравматический стресс у ветеранов вьетнамской войны.