Слайд 2План доклада:
Эволюция роли и задач контроллера в компании
II.
Эффективный финансовый контроллинг - средство повышения финансовой прозрачности бизнеса
III.
Построение системы контроллинга в компании
IV. Стратегический и оперативный контроллинг
V. Профиль требований к финансовому контроллеру компании
Слайд 3Что хотят акционеры???
Схема компании
Задачи
Организовать процессы регулярного планирования, учета, контроля, анализа
и предоставления отчетности по бизнесам
Стандартизация процедур управления и контроля в
бизнесах
Информирование акционеров о состоянии компании и достижении поставленных целей
Координация бизнесов и подразделений компаний по достижению поставленных оперативных и стратегических целей
Строитель- ный бизнес
Финансо-вый бизнес
Производст-венный бизнес
Непрофиль-ные активы
Слайд 4Решение акционеров создать в компании службу контроллинга
Финансовый департамент
Процесс учета
Процесс контроля
Процесс
распределения
Делегирование части функций и полномочий в новый отдел –
ОТДЕЛ
КОНТРОЛЛИНГА
Слайд 5Принятие решений по результатам анализа
Планирование и составление бюджетов для достижения
целей бизнесом
Контроль фактических показателей и отклонений
Исполнение плановых мероприятий
Организация потоков информации
внутри компании
Помощь в определении целей деятельности компании
Разработка KPI для оценки работы, бизнесов департаментов и отделов
Контроллинг – поставщик информации
Контроллинг – поставщик информации для руководства
Слайд 6Философия контроллинга
§§ 2. Приоритет роста эффективности и стоимости бизнеса
в долгосрочной перспективе над ростом текущих показателей
N.B. Контроллинг – ориентирован
на эффективное использование ресурсов и развитие компании в долгосрочной перспективе
§§ 3. Риски от мероприятий по обеспечению роста эффективности и стоимости компании не должны превышать реально допустимые
§§ 1. Менеджмент компании должен перейти от жестко репрессивных действий в отношении персонала к менеджменту «бархатных рукавиц»
Слайд 7Разграничение сферы ответственности
Контроллинг в компании отвечает за предоставление объективной
информации руководству о ее деятельности и лишь подготовку принятия решений
Руководитель
компании (бизнеса) отвечает за результаты ее деятельности
Слайд 8Какую пользу должна получить компания от работы службы контроллинга
Быстрая адаптация
стратегических целей бизнеса к изменению условий внешней среды
Согласование оперативных планов
со стратегическими
Координация оперативных планов для достижения стратегических целей компании
Своевременная информационная поддержка для менеджеров по принятию решений
Оперативный контроль за исполнением планов и решений
Адаптация организационной структуры управления бизнесом от изменяющихся условий на рынке
Слайд 9Традиционная схема управления бизнесом
Генеральная цель компании
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ
Подразделения компании
Видение целей компании менеджерами
Стратегический
менеджмент
Оперативный менеджмент
Слайд 10Стратегия и бизнес – согласие или противоречие:
Успешность реализации стратегии
Препятствия для
успешной реализации стратегии
Понимание: только 5-7% сотрудников понимают стратегию компании т.е.
слабо развиты коммуникации
Мотивация: только 25% менеджеров мотивированы на достижение стратегических задач
Внимание: топ-менеджеры посвящают вопросам стратегии менее 1 часа в месяц
Ресурсы: более 60% ресурсов компании не связано со стратегией
Слайд 11Управления бизнесом в концепции контроллинга
Генеральная цель компании
ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ
Подразделения компании
Стратегический менеджмент
Оперативный менеджмент
BSC
Подразделений компании
BSC
Слайд 12Эффект от внедрения контроллинга
Эффект
моментальному снижению затрат и росту экономической эффективности
компании
Эффект
разработке технологии эффективного управления, для обеспечения и координации управленческой деятельности
по постановке и достижению стратегических и оперативных целей компании
Слайд 13На какие вопросы нужно ответить перед началом запуска проекта
Будет ли
служба контроллинга входить в состав какой-либо из служб или будет
самостоятельной
Где в организационной структуре компании акционеры и/или менеджмент видят место службы контроллинга
Будет ли служба контроллинга подчиняться СЕО, CFO или руководителю бизнес - направления
Какова степень централизации и децентрализации функций контроллинга в структурных подразделениях
Как выстроить соподчиненность службы контроллинга по отношению к главному контроллеру
Слайд 14Схема построения службы контроллинга в группе компаний
Функциональное подчинение
Линейное подчинение
1-й уровень
управления
2-й уровень управления
Слайд 15Этапы внедрения контроллинга в компании
2-й год
1-й год
4-й год
3-й год
5-й год
Принятие
решения акционерами или топ – менеджметом о запуске проекта
Диагностика
существующей системы управления (как есть)
Разработка концепции «идеальной» системы управления (как должно быть)
Старт конроллинга в компании
Вхождение контроллинга в регулярную практику работы компании
Упрочение позиций службы контроллинга внутри компании
Рост объема функций и значимости службы контроллинга в компании
Слайд 16Когда контроллинг внедрять в компании преждевременно
Собственники или первые руководители не
пришли к необходимости создания службы контроллинга
Если руководство компании при принятии
управленческих решений основывает свои выводы не на основании отчетов, а только повинуясь интуиции
Если компанией правит «монарх-диктатор», который «все знает» и единолично принимает все решения
Если менеджмент компании боится контроллинга в компании, который сможет выявить его неэффективную работу
Когда намечается изменение структуры бизнеса или его продажа
Слайд 17Возможные ошибки в работе системы контроллинга компании
Службой контроллинга ведется целенаправленный
поиск ошибок руководителей отделов, департаментов или направлений
Служба контролинга занимает низкое
положение в служебной иерархии компании
Отчеты контроллера содержат много подробностей и излишней не существенной информации
Желание контролировать одновременно множество показателей деятельности компании
Отсутствие в компании регламентирующих ее финансово-хозяйственную деятельность документов
Внедрение контроллинга по технологии «снизу-вверх»
Недостаточная квалификация пользователей информации, предоставляемой службой контроллинга
Слайд 18Взаимодействие оперативного и стратегического контроллинга
Слайд 19Как добиться эффективности оперативного контроллинга
Управленческие решения требуют от работы системы
контроллинга:
1. Своевременной подготовки информации
2. Предоставление информации менеджменту
Методы оперативного контроллинга:
1.
Планирование – согласование целей компании
2. Контроль – сравнение факта и плана с обязательным анализом отклонений
3. Управление – проведение мероприятий по корректировке
Слайд 20Основная задача оперативного контроллинга
Управление прибылью компании
Повышение рентабельности
Обеспечение ликвидности
Слайд 21Какие цели у оперативного контроллинга
Установление показателя доходности капитала
Повышение рентабельности оборота
Ограничение
ликвидности
Повышение оборачиваемости товарных запасов
Сокращение финансового цикла
Установление оборота на 1 сотрудника
Слайд 22Инструменты оперативного контроллинга
Использование лучших инструментов анализа:
АВС анализ, Анализ порога безубыточности,
Калькулирование себестоимости, Анализ узких мест, Расчет рентабельности, Анализ скидок, Анализ
эффективности каналов сбыта, Функционально – стоимостной анализ, Анализ XYZ
Обеспечивает эффективность контроллинга и предоставляет менеджерам оперативную информацию и базу для принятия стратегических решений в бизнесе
Слайд 23Основные задачи стратегического контроллинга
Стратегический контроллинг – это успешное существование Вашей
компании в будущем!!!
Для успешной реализации:
Определяем возможности и риски компании
Ищем развитие
новых потенциалов успеха
Определяем ранние проблемы бизнеса
Производим бенчмаркетинг
Разрабатываем новую стратегию компании
Слайд 24Как могут выглядеть стратегические цели Вашего бизнеса:
Освоение новых рынков
Разработка новых
продуктов
Расширение мощностей
Использование «ноу-хау»
Расширение рыночных сегментов
Поиск новых каналов сбыта
Систематическое обучение персонала
Привлечение
дополнительных капиталов
Слайд 25
Из чего сделан стратегический контроллинг?
Система сбалансированных показателей
Анализ сильных и слабых
сторон бизнеса
Управление стоимостью бизнеса
Управление жизненным циклом продукта
Установление новых стандартов деятельности
Выбор
производить самим или аутсорсинг
Анализ конкурентных позиций бизнеса
Анализ портфеля продукции
Управление качеством
Слайд 26Сцилла и Харибда контроллинга
Стратегический контроллинг
Оперативный контроллинг
Задачи:
Консультации для собственников и менеджеров
по вопросам выработки стратегии, стратегических целей и направлений деятельности, предоставление
информации для принятия стратегических решений
Горизонт применения:
Жестких временных рамок нет (средне- и долгосрочный период)
Задачи:
Оказание помощи руководителям в достижении финансовых и нефинансовых целей деятельности компании и путем краткосрочного планирования, контроля и управления с целью корректировки в случае отклонения от стратегического курса
Горизонт применения:
Как правило – календарный год
Слайд 28«Ваши права» или что разрешать контроллеру в компании?
Право на получение
информации от руководителей и сотрудников компании, необходимой для выполнения контроллером
своих обязанностей
Право взаимодействовать с другими предприятиями и службами по вопросам, входящим в компетенцию службы
Право давать обязательные для подразделений указания по методике планирования, учета и анализа
Право вносить предложения руководству о поощрении работников за улучшение финансово-хозяйственных показателей
Слайд 29За что в ответе контроллер компании?
Правильно применять методы, методики и
инструменты, позволяющие судить о достоверном положении дел в компании и
ее подразделениях
Своевременно выполнять процедуры и установленные в компании регламенты
Не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности компании
Осторожно использовать полученную информацию о действиях сотрудников компании
За невыполнение своих обязанностей и не использование прав согласно должностной инструкции